Урок 30. Тема «страшного мира»
В лирике Александра Блока
Цели: продолжить знакомство с особенностями поэтического мира Александра Блока; проследить, как раскрывается тема «страшного мира» в лирике поэта»; продолжить развитие понятия образ-символ.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. (Задания смотри в предыдущем уроке.)
1. В чем особенности раннего творчества Блока и стихов цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?
2. В чем проявляется в «Стихах о Прекрасной Даме» отражение реальной жизни, родной природы, отголосков мировых событий? (Индивидуальное сообщение.)
3. Какое содержание и настроение проникает в творчество Блока в 1905—1908 годах?
Вывод: лирика 1905—1908 годов отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъем, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьева, чьей философии всегда следовал в своем творчестве, от идеала мировой гармонии, но не потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта. Философия Соловьева для Блока была слишком категорична, устой- чива и крепка. Но исторические катастрофы, которые представлялись Соловьеву только в пророческих очертаниях, теперь были пережиты Блоком. По словам Александра Слонимского, «ветер из «открытого в будущее окна» для Блока превратился в ураган». В сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает их как динамичное начало, «стихию», вступающую в конфликт с «несмутимой» Душой Мира, и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы, в «страшный мир». «Как человек, стоящий на рубеже двух эпох, Блок был полон постоянной, напряженной тревоги», — писал о нем А. Слонимский.
II. Работа над новым материалом.
Слово учителя
Тема «страшного мира» — сквозная в творчестве Блока. К сожалению, ее часто трактуют лишь как тему обличения «буржуазной действительности». На самом же деле это только внешняя, легко видимая сторона «страшного мира». Но есть я другая, глубинная его суть: человек, живущий в «страшном мире», испытывает его тлетворное влияние. При этом страдают я нравственные ценности, губительные страсти овладевают человеком. Под воздействие этих темных сил попадает и сам лирический герой: душа его трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости.
Трагическое мироощущение приобретает космические масштабы:
Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз.
А ты, душа, усталая, глухая,
О счастии твердишь, — который раз?
Здесь отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства.
Любовь — «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», бунт «черной крови» (стихотворения «Унижение», «На островах», «Черная кровь».) Послушайте стихотворение «В ресторане», в котором тоже отражена проблема неспособности человека любить.
Подготовленный ученик читает наизусть.
Среди людей, окружающих лирического героя этого стихотворения нет любви: грубо звучат строки «... монисто бренчало, цыганка плясала и визжала заре о любви». Но девушку, смутившую героя «взором надменным» и словами «И этот влюблен» становится жаль.
Мы понимаем, что такое ее поведение только показное: разговаривает она «намеренно резко», заметно «дрожанье руки», и уходит она «движеньем испуганной птицы». Желание любить и быть любимой спрятано где-то в глубине ее души:
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!..»
В этом мире потеряны лучшие душевные качества. Герой, утративший душу, предстает перед нами в разных обличьях. То он лермонтовско-врубелевский демон, страдающий сам и несущий гибель другим (два стихотворения с одинаковым названием «Демон»), то «стареющий юноша» — двойник лирического героя («Двойник»). Прием «двойничества» лег в основу и трагически сатирического цикла «Жизнь моего приятеля». Это история человека, который «в сумасшествии тихом» бессмысленных и безрадостных буден растратил сокровища своей души: «Пробудился: тридцать лет. // Хвать-похвать, — а сердца нет». Печальный итог его жизни подводит сама смерть («говорит смерть»):
Уж он — не голос, только — стон,
Я отворю. Пускай немного
Еще помучается он.
Работа с текстом
— Рассмотрим еще одно стихотворение данной тематики, известное восьмистишие (раздаточный материал) «Ночь, улица, фонарь, аптека...»
— Какова основная мысль стихотворения?
(Это мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности.)
— Какие поэтические приемы использует автор для выражения основной мысли?
(Этому способствует кольцевая композиция произведения, точные и емкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет», «ледяная рябь канала») и необычная гипербола («Умрешь — начнешь опять сначала»).)