Жизнь ночлежников до появления Луки. Анализ 1-й сцены
Правда о босяке, сказанная Горьким,
заслуживает величайшего внимания.
Д. Мережковский
Отказ в подчинении высшей воле, стоящей над человеком, и понимание значимости каждой отдельной личности создали широкую перспективу развития европейского гуманизма. В России он начался в XVIII—XIX веках, получив выражение в Петровских реформах и затем в идеологии и практике декабристов.
Наиболее логически завершенное и вместе с тем глубоко парадоксальное выражение гуманизм в России нашел в громадной фигуре Максима Горького, появившейся на русском горизонте в 90-е годы девятнадцатого столетия.
Поистине горький опыт детских и юношеских лет, описанный в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты», рано развившаяся ненависть к злу заставили писателя искать более глубокие корни страдания человека, нежели те, что он наблюдал на поверхности жизни.
Как никто из русских писателей, Горький скоро столкнулся с несовершенством человеческой природы. «В наши дни ужасно много людей, только нет человека» — заявил в одном из писем молодой автор. Горьковский гуманизм — яростный бунт против всего, что искажает «образ человека», стесняя его в бытовых, национальных, социальных и прочих границах, — ярко отражен в его знаменитой пьесе «На дне».
«На дне» — это карнавал «масок», в котором на «узкой житейской площадке» сошлись не просто босяки, но «бывшие люди» в символическом значении этого слова.
Автор знакомит нас со всеми обитателями ночлежки уже в 1 сцене.
Дом для них — «подвал, похожий на пещеру».
Еще больше, мне кажется, он похож на каменный мешок, перегороженный тонкими переборками и грязными ситцевыми занавесками.
Кто же живет среди этих холодных закопченных стен?
Многие персонажи носят не имена, а клички. Спившийся актер по имени Сверчков-Заволжский (явно пародийное имя) называется просто Актер. Разорившийся дворянин — просто Барон. Впрочем, его социальное прошлое весьма сомнительно, похоже на пародию на мещанское представление о «благородной породе»: «Старая фамилия... времен Екатерины... дворяне... вояки!.. Богатство... сотни крепостных... лошади... повара...» — монотонно говорит Барон, будто вспоминает забытый урок. Не исключено, что Барон просто придумал свое прошлое, и на самом деле он был не барином, а, допустим, лакеем.
Теперь это «бывшие» люди: бывший «образованный человек» Сатин, бывший актер, чей «организм отравлен алкоголем», вор Пепел, умирающая Анна и другие — «братия несчастная, никудышная, пропащая», как о них говорит Костылев.
Автор как бы изображает бездонную пустоту, в которую по степенно падает человечество, находя последнее пристанище в ночлежке, в сообществе людей, где не все еще «слиняло» и «прогнило». Но в основном это только видимость жизни, которую создают обитатели.
Всякий персонаж носит какую-нибудь «маску», пытаясь спрятать свою внутреннюю опустошенность в «лохмотьях» смыслов, понятий и определений. Бывший телеграфист Сатин не утруждает себя работой, рассуждая: «Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!» Вор Пепел утверждает, что «на ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести... Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть...»
Клещ презирает людей, с которыми живет в одном помещении: «Рвань, золотая рота... люди! Я — рабочий человек... мне глядеть на них стыдно...», он совершенно равнодушен к страданиям тяжело больной жены и, страшно сказать, даже ждет ее смерти: «вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот, погоди... умрет жена...»
Люди в костылевском подвале живут разрозненно, не желая знать о проблемах друг друга, хотя стараются создать видимость общежития: устанавливают «очередь убираться», выказывают некоторое сочувствие больной Анне.
Авторские ремарки и реплики персонажей дают возможность представить яркие картины жизни ночлежников, четкие образы героев пьесы «На дне».
Дальнейший ход пьесы поможет углубить представление героев о смысле жизни, о своем месте в человеческом сообществе.
На самом деле «На дне» — пьеса, заставляющая спорить, размышлять о правде и лжи, о смысле человеческого существования, о сострадании, об ответственности за свою личную судьбу. В ней отразилась вся многокрасочность творческой палитры большого писателя, Максима Горького.
2. Проверка домашнего задания. (Групповая работа по анализу выбранного эпизода.)
1. Рассказ Луки про «праведную землю». (Анализ эпизода из 3 акта пьесы Горького.)
2. Спор ночлежников о человеке. (Анализ диалога в начале 3-го действия пьесы «На дне».)
3. В чем смысл финала пьесы Горького «На дне»?
4. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены из 1-го акта пьесы.)
IV. Итоги урока.
Домашнее задание.
Написать сочинение-анализ эпизода на выбранную тему (см. задания для групповой работы).
Уроки 17-18. Роман Горького «Фома Гордеев»:
Проблемы и герои
Блицтурнир по роману Горького составлен на основе статьи учителя лицея № 1 г. Братска Т. И. Гавриловой (Литература в школе. — № 7. —2006).
Цели: обсудить содержание романа; выяснить особенности проблематики и характеристики героев; развивать навыки анализа языка произведения; учить давать оценку поступкам и характеру героев с учетом исторического процесса, соответствующего времени действия произведения.
Ход урока
Класс разбит на четыре группы, две из которых — группы игроков, одна группа — исследователи, которые готовят защиту проекта «Тема купечества в произведениях А. Н. Островского «Гроза» и М. Горького «Фома Гордеев», и группа экспертов, помощников учителя, которые оценивают работу игроков (3 человека, их учащиеся сами выбрали среди одноклассников).
I. Предварительное задание.
1. Подумайте над вопросами:
— Каким человеком был отец Фомы?
— В чем состояла суть отцовской науки?
— Как проявлялся характер Фомы в общении с разными людьми?
— Какова жизненная философия Якова Маякина?
— Проследите взаимоотношения Фомы с крестным отцом после смерти отца.
— Как складывается судьба Фомы после смерти отца?
— Почему Фома не пошел по следам отца?
2. Запомните выражения из текста, которые вам кажутся афористичными. Подготовьтесь пояснить их.
На доске (эпиграфы):
Купец в государстве — первая сила, потому что с ним миллионы.
Нет уж, я сам себе место выберу.
Что вы сделали? Не жизнь вы сделали — тюрьму... Не порядок вы устроили — цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе... Погибает человек!
1-я страница. Сын своего отца.
Учитель. В романе М. Горького «Фома Гордеев» представлена широкая картина русской жизни, современником которой был сам автор. М. Горький показывает купеческую среду на сломе веков. Герой необычен: он рвет со своим окружением, бурно и трагически протестует против лжи и лицемерия, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов спивается и может стать обитателем ночлежки, подобной той, которую автор показал в пьесе «На дне».
Вопросы командам.
1. М. Горький начинает роман с рассказа об отце Фомы — Игнате Гордееве. Почему? Расскажите о нем (происхождение, социальное положение, образ жизни, отличительные черты характера).
2. Как складываются отношения Фомы с отцом? «Надо учить тебя жить-то...» — часто говорил отец сыну. Какой была отцовская наука жизни, которую он преподал Фоме?
Назовите отцовские наставления:
— ты им хозяин, они твои слуги, так и знай;
— ты хозяин и потому волен делать, что хочешь;
— ум имей хоть маленький, но свой;
— нужно с разумом жалеть... и т. д.
Таким образом, главное, чему учил отец Фому, — быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства.
3. В каких еще произведениях русской литературы мы знакомимся с отцовскими наставлениями (вспомним наставления отца Молчалина, Грибоедов «Горе от ума»; уроки чести офицера Гринева, Пушкин «Капитанская дочка»; отцовские наставления Чичикова, Гоголь «Мертвые души»)?
4. Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?
— Взаимоотношения с первыми школьными друзьями (Ежов, Смолин).
— Пренебрежительное отношение к бедным.
— Первое ощущение власти над людьми и силы денег (случай с воровством яблок).
— Странности характера (мечтательность, «самокопание»).
— Стремление жить не по указке (поиски себя и своего места в жизни).
Обобщение. Фома — белая ворона в своей среде: «Я сам себе место выберу».
2-я страница. «Душно, тесно, повернуться негде живой душе...»
Итак, во второй части романа мы узнаем, что Фома, отвергая устоявшиеся, прежние жизнь и правила, начинает поиски своего места в жизни.
Вопросы командам.
1. Каких жизненных принципов придерживается крестный отец Фомы, Яков Маякин, чему он учит крестника?
«Буду я тебя, Фома, учить: самую настоящую верную науку преподам я тебе... и ежели ты ее поймешь — будешь жить без ошибок».
— Жизнь, брат Фома, очень просто поставлена: или всех гры зи, или лежи в грязи».
2. «А умен... умнее отца... умнее, но — хуже», — думает Фома о Якове Тарасовиче. Почему?
3. Как и чем заканчиваются их отношения и вместе с этим купеческая деятельность Фомы?
4. Какое значение для понимания идейного содержания романа имеет сцена гуляния на новом пароходе купца Кононова? (Зачитываются речи Я. Маякина и Фомы Гордеева.)
5. Каким в словах Фомы предстает купечество?
3-я страница. Купеческая молодежь. (Домашняя подготовка.)
Учитель. В романе, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, ровесников главного героя, выходцев из этой же купеческой среды. Зачем, по-вашему, автор рассказывает о них?
Группы готовили по 2 сообщения (на 2—3 минуты):
1. Люба Маякина.
2. Африкан Смолин.
3. Тарас Маякин.
4. Николай Ежов.
Обобщение учителя. Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Их неудовлетворенность жизнью — явление временное, дань моде. Они более образованны (Тарас Маякин, Африкан Смолин), хищническая их натура прикрыта хорошими манерами и европейскими одеждами, но суть их жизненной философии та же: «Или всех грызи, или лежи в грязи».
Ежов — пустозвон, он очень далек от народа, который его не понимает, да и он его тоже. Фома это увидел.
Только Фома Гордеев в своем протесте против волчьих законов своей среды пошел до конца. Романтические, сказочные представления о жизни очень скоро натолкнулись на совершенно другую, реальную жизнь, где свои законы, которые он не может понять и объяснить и по которым не хочет жить. Гневно, как умеет, протестует он против лжи, лицемерия, пытается найти свое место в жизни, чтобы чувствовать себя человеком.
Мечется в поисках людей, которые живут и думают по-другому. Не найдя, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из жизненного тупика, разуверившись во всем.
4-я страница. Возможное будущее Фомы.
Попробуйте представить и рассказать, как в будущем сложится судьба главного героя.
(Предупредить учащихся, что их предположения должны строиться с учетом исторического процесса этого периода.)
5-я страница. Анализ языка романа.
Учитель. Языку романа свойственна яркая образность, афористичность. Какие интересные высказывания вы запомнили, читая произведение?
Учащиеся называют запомнившиеся выражения, некоторые из них можно предложить для обсуждения:
— Совесть непобедима лишь для слабых духом.
— А на земле всегда хорошим (людям) хуже, чем дурным.
— Правду только подслушать можно.
— Нет на земле человека, гаже и противнее подающего милостыню, нет человека несчастнее, принимающего ее.
6-я страница. Творческий отчет группы исследователей.
Защита проекта «Тема купечества в произведениях Островского «Гроза» и Горького «Фома Гордеев» (отчетный материал может быть представлен в форме реферата, плаката, это может быть и видеопроект).
Вопросы к командам игроков.
1. Сопоставьте времена Островского и Горького. Что-нибудь изменилось в купеческой среде спустя 30 лет?
2. Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы «Гроза»? Увидели ли вы разницу между ними?
3. С кем из героев можно сравнить Фому?