Урок 12. Герои ранних рассказов Горького.
Романтический пафос и суровая правда
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Цели: выявить особенности ранней прозы М. Горького, отметив ее народнопоэтические истоки.
Задачи: рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького; отметить особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания; выяснить смысл противопоставления героев рассказа «Старуха Изергиль» Данко и Ларры.
Ход урока
Для него поэтические места, красавицы, моря, соколы, ужи, отстраненные отшельники, богатыри — живой поэтический материал... Тематика первоначального Горького песенная. Стихи выгиба ют стенки его прозы. Его проза плавает в стихах.
В. Шкловский
Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал.
М. Горький
I. Вступительное слово.
1. Индивидуальное сообщение по заданиям учебника:
а) Каковы причины сосуществования реалистической и романтической прозы 1890-х гг.?
б) Как вы думаете, чем вызвано появление нового типа романтического героя (на примере 3—4 произведений)?
Слово учителя
Раннее творчество М. Горького (90-е годы ХIX века первой половины 1900-х годов) идет под знаком «собирания» истинно человеческого. «Я очень рано узнал людей и еще в молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди... убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и — это так понятно! — снова от них возвращаюсь к Человеку», — писал в это время Горький. Ища, «как Диоген, Человека» (слова самого писателя), он искал сам себя.
Личность всегда была интересна писателю. Как правило, его герой в экстремальной ситуации неожиданно проявляет на самом деле истинные — прекрасные — качества («Челкаш», «Емельян Пиляй», «Однажды осенью», «Двадцать шесть и одна» и др.).
Антигеройобычно реализуется как субъект, не захотевший или испугавшийся осуществить свое «я», а потому теряющий индивидуальное, — растворяется в безликости.
Писатель ищет в действительности ориентиры, необходимые для самоопределения в противоречивом, «пестром» мире.
Человек и человеческое как сущее — вот что находится в центре внимания автора, социальное же начало не является определяющим и в целом мало значит. Горький явно отдает предпочтение людям, не связанным с внешним миром.
Этот интерес проявился, например, в новых для русской литературы героях: босяках и «выламывающихся из своего класса» персонажах. Любимые герои писателя — это цыгане, нищие, норы.
Нельзя сказать, что он идеализирует воров, но тот же Челкаш с точки зрения моральных качеств стоит несоизмеримо выше крестьянина.
В этом вопросе Горький полемизирует с Толстым. (Заметим, Л. Толстой, отвечая в своем дневнике на вопрос, почему «обратили внимание на Горького», пишет: «Мы все знаем, что босяки — люди и братья, но знаем это теоретически; он же показал нам их во весь рост, любя их, и заразил нас этой любовью. Разговоры их неверны, преувеличены, но мы все прощаем за то, что он расширил нашу любовь».)
3. Индивидуальное сообщениеучащегося. Анализ рассказа М. Горького «Челкаш».
4. Учитель. В письме Пятницкому от 25 июля 1900 года Горький пишет: «Задача литературы — запечатлевать в красках, словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача — пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни — самое лучшее, самое святое и что кроме него — нет ничего достойного внимания. Мир — плод его творчества, бог — частица его разума и сердца...». Писатель понимает, что в реальной современной жизни человек угнетен и бесправен, а потому говорит: «Настало время романтического».
В произведениях этого периода творчества Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рассматривается романтическая проблема противоборства сильного человека (Данко, Ларра, Сокол) с окружающим миром, а также проблема человека как личности вообще.
Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия («Он стоял между безграничной степью и бесконечным морем»).
Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Ларры остается тень, после Данко — искры.
В ранних рассказах Горького этой поры лирическая стихия преобладает над эпической. Часто звучат фольклорные мотивы, нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и образам.
Горький успешно использует элементы фольклора. Он одушевляет природу («Мгла осенней ночи вздрагивала и пугливо озиралась, открывая степь и море...»).
Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать (разговор Рагима с волной). Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме.
Молодого писателя интересует характер, личность как про явление индивидуального, особенного. Отсюда постоянная тяга к укрупнению изображаемого, стремление подчеркнуть философскую значимость происходящего.
Выражением романтического идеала стала «Песня о Буревестнике». В ней была раскрыта жажда нравственного преображения мира, победа на редкость отважного и сильного духа.
Заранее подготовленный ученик читает «Песню о Буревестнике» наизусть.