Краткий обзор биографии в.в. голявкина
Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 г. в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, Голявкин выбрал живопись. Среди друзей-подростков, начинавших вместе с ним, — впоследствии известные художники Т. Салахов и Т. Нариманбеков. Поступил в художественное училище в Самарканде, переехал с ним в Ташкент. Когда училище закрыли, поступил в художественное училище в Сталинобаде, которое окончил с отличием в 1953 г. После года учебы в ленинградской художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств) поступил в этот институт и окончил его в 1960 г. с дипломом театрального художника.
В Ленинграде стал одним из лидеров формировавшегося художественного авангарда. Среди близких ему живописцев Голявкин называл О. Целкова, М. Казанского и М. Аветисяна. Тогда же были написаны и первые рассказы для взрослых, экспериментальная форма которых сделала их предметом подражания молодых литераторов (под их непосредственным влиянием написаны ранние рассказы А. Битова). Форма рассказов была столь непривычна, что они не смогли тогда увидеть свет (последние из неизданных произведений тех лет были опубликованы лишь в 1999-2000 гг.).
Отдушиной для В.В. Голявкина стала детская литература. Свойственные его прозе этого периода черты как нельзя лучше подходили для детского повествования, хотя собственно повествования в его детских рассказах почти нет. Острый короткий диалог, где слова двоятся и троятся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сюжет рассказа, венчает чаще всего парадоксальная острая концовка. При этом произведения отнюдь не лишены необходимой для такого рода литературы назидательности. Появившийся в майском номере журнала «Костер» за 1958 г. рассказ «Как решался сложный вопрос» знаменовал рождение необычного прозаика: именно как детского писателя уже в 1961 г. Голявкина приняли в Союз писателей СССР. Особняком стоит книга путевых заметок «Города и дети» (1967).
Иное дело написанные о детях и для детей несколько повестей В.В. Голявкина. Тут и созданные на современном материале повесть «Ты приходи к нам, приходи» (о том, как складываются отношения обитателей пионерского лагеря и мальчика, который отдыхает рядом в деревне), и повесть «Этот мальчик» (о мальчишке, которого можно коротко охарактеризовать: «еще тот»), и произведения, рассказывающие о прошлом, — вероятно, самая известная вещь Голявкина «Мой добрый папа» (1964) о чудаковатом человеке, довоенном интеллигенте, чья жизнь не совсем сложилась (мечта сочинять музыку так и осталась мечтой, но он трудится, дирижирует оркестром) и чья смерть на войне высветила личность и жизнь этого человека особым образом: он не герой, ибо выполнять свой человеческий долг — вовсе не героизм, а обязательное условие, духовная необходимость для такого рода людей. Повесть «Полосы на окна» (1971) рассказывает о том же маленьком герое, чей отец ушел на фронт, о его житье в годы войны, о мальчишеских интересах, постепенно отходящих на второй план, — герой взрослеет. Примерно о том же времени идет речь и в повести «Рисунки на асфальте» (1965). Во всех трех повестях присутствуют автобиографические мотивы.
Умелый рисовальщик, Голявкин сам оформил большинство своих детских книжек и в члены Союза художников СССР в 1973 г. был принят по секции графики. Сам он считал себя в первую очередь живописцем. Картины В.В. Голявкина выставлялись на Международной выставке н Москве (1957), на I Всероссийской выставке книжной графики в Союзе художников в Ленинграде (1975). В 1990 г. прошла персональная выставка м ленинградском Доме писателя. Две живописные работы раннего периода были приобретены Государственным Русским музеем.
Умер Голявкин в Петербурге 27 июля 2001 г.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Наши руки были в мыле —
Мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
— Прочитайте скороговорку способом «птичий базар».
— Найдите в ней глаголы, назовите их.
- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
— Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя глаголы.
- Прочитайте с грустью (еще: с радостью, с сердитой интонацией, выразительно).
- Ребята, а вы чем любите заниматься в свободное время? Кто из вас и как помогает своим родителям дома?
III. Проверка домашнего задания
- Прочитайте ваши мини-сочинения о прогульщике.
IV. Работа по теме урока
— Заполните таблицу, характеризуя героев произведения В. Голявкина.
Герой рассказа | Отношение к герою произведения | Чувства, которые испытывал герой | Вывод, который можно сделать |
Главный герой (прогульщик) | Хотел петь, радоваться свободе | ||
Шофер | Прогнал: не умеешь, не надо | Вздохнул и пошел дальше | Делай то, что умеешь и должен делать |
Изобретатели | Смеются над ним | Удивление, обида, возмущение | В мире много интересного. Узнавай! " |
Дворник | Разозлился, прогнал. Не дал метлу | Нечем заняться, скучно, обида | Не мешай работать другим |
Строители | Прогнали, накричали | Удивление: откуда кричат? | Соблюдай правила безопасности на стройке |
Кондуктор | Догадалась, что он прогульщик | Стыд, неудобство, страх | Тайное становится явным |
Экскаваторщик | Не захотел разговаривать | Желание работать на экскаваторе | Надо учиться, чтобы получить профессию |
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока Работа над инсценированием рассказа
— Какую роль вам хотелось бы сыграть? Почему вы выбрали эту роль?
— Какое место занимает в рассказе персонаж, роль которого вы хотите исполнить?
— Какими вы представляете себе его внешность, манеру держаться, говорить?
— В каких важных сценах он участвует, как себя в них ведет?
— Как следует передать особенности этого героя в выразительном чтении, жестах, мимике, походке?
— Поработайте в группе: распределите роли. (Инсценирование произведения.)
VII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?