IV. Работа по теме урока Знакомство с жизнью и творчеством П.П. Бажова
(Рассказ учителя. См. материал к уроку.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока Работа над сказкой «Серебряное копытце»
— Проведем словарную работу. В тексте нам встретится много незнакомых слов.
БАРСКАЯ РУКОДЁЛЬНЯ - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитье).
ВЗЪЕСТЬСЯ — невзлюбив, рассердившись или раздражившись, начать упрекать, обвинять, бранить.
ГОЛБЧИК— приступка для всхода на печь.
ПОЖИТКИ— мелкое имущество, домашние вещи.
ПОХЛЕБКА — жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
НЕСПОДРУЧНО - неудобно, неловко.
ПОСОБНИК— помощник в делах.
ПОКОСНЫЕ ЛОЖКИ — широкие, пологие овраги, покрытые травой.
СТАТОЧНОЕ ЛИ ДЕЛО - (устар.) хорошее ли дело.
(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику нас. 180-191.)
— Ваши впечатления от услышанного?
VII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VIII. Подведение итогов урока
— С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?
— Что вы запомнили об авторе?
Домашнее задание
Перечитать сказку. Подготовить выразительное, безошибочное чтение.
Материал для учителя
Краткий обзор биографии П.П. Бажова
Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода - на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума — словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.
А родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. Став учителем, он в свободное время бывал на заводах, в деревнях, расспрашивал стариков, записывал в толстую тетрадь все, что они ему рассказывали, - были и небылицы, подлинные истории и народные предания, песни, сложенные столетия назад. И много таких тетрадей накопилось у необычного учителя к тому времени, когда в нашей стране произошла революция.
И тогда Павел Бажов оставил учительство, запрятал свои тетради и добровольно пошел в Красную Армию, чтобы с винтовкой в руках защищать молодую Советскую республику. Только после окончания Гражданской войны Павел Бажов снова достал свои заветные тетради. И они стали заполняться новыми записями. К этому времени он был журналистом. Ему приходилось часто ездить по старым уральским шахтам, горным заводам. И он не терял ни одной возможности, чтобы записывать все, что его так сильно привлекало.
Павлу Бажову были интересны простые уральские мастера, талантливые русские умельцы, которые лили сталь, делали оружие, создавали сказочные по красоте изделия из железа и чугуна. Его влекли душевная красота и достоинство трудового человека. Только таким открываются стихийные силы природы, только отважным и чистым душой людям удается проникнуть в заветные кладовые Уральских гор, только им дано разгадать их тайны. Так рассказывалось в тех преданиях, которые переходят от поколения к поколению.
В 1924 г. Павел Бажов выпустил свою первую книгу «Уральские были». А за ней последовали знаменитые «Малахитовая шкатулка», «Ключ-камень», «Медной горы хозяйка», «Великий полоз» и многие другие уральские сказы, как назвал их автор.
Они были радостным открытием для всех читателей — от детворы до умудренных старцев. В этих сказах фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых все было, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Впервые героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а рабочие люди, умеющие разглядеть в безжизненном камне его добрую, нужную людям суть. «Добрый гляделец» — так называли в уральских сказах таких людей.
По мотивам сказок созданы кинофильм «Каменный цветок», многочисленные произведения музыки, скульптуры, живописи. Слава нового и необыкновенного сказочника разошлась по всей стране и вышла далеко за ее пределы.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте про себя.
Мы купили кошке
К празднику сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать. П. Воронько
— Прочитайте медленно.
— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с раздражением, с радостью, скороговоркой).
— Выучите стишок.
III. Работа по теме урока
(Учащиеся отвечают на вопросы 1—4 на с. 192, подтверждая свои ответы выборочным чтением.)
— Прочитайте сказку по ролям. Выразите при чтении свое отношение к герою. Обратите внимание на интонацию рассказчика, его выразительную и мелодичную речь.
(По ходу чтения учитель меняет роли учащихся.)
IV. Физкультминутка