Краткий обзор биографии в.м. гаршина
Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 (14) февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье дворян, ведущих свою родословную от золотоордынского мурзы Горши. Отец Гаршина был офицером, участвовал в Крымской войне 1853—1856 гг. Мать, дочь морского офицера, принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х гг.
Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В. Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, после чего Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск по политическому обвинению. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. До 1864 г. Гаршин жил с отцом в имении близ г. Старобельска Харьковской губернии, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 г. Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его литературный дебют. В основу его первого сатирического очерка «Подлинная история Энского земского собрания» (1876) легли воспоминания о провинциальной жизни. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.
В день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877 г., Гаршин добровольцем вступил в действующую армию. В августе был ранен в бою у болгарского селения Аяслар. Личные впечатления послужили материалом для первого рассказа о войне «Четыре дня» (1877), который Гаршин написал в госпитале. После его публикации в октябрьском номере журнала «Отечественные записки» имя Гаршина стало известно всей России. Получив годовой отпуск по ранению, Гаршин вернулся в Петербург, где его тепло приняли в писательских кругах «Отечественных записок» — М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский и др. В 1878 г. Гаршин был произведен в офицеры, по состоянию здоровья вышел в отставку и продолжил учебу как вольнослушатель Петербургского университета. Война наложила глубокий отпечаток на восприимчивую психику писателя и его творчество.
После относительного выздоровления В.М. Гаршин долгое время не возвращался к творчеству. В 1882 г. вышел его сборник «Рассказы», который вызвал жаркие споры критиков. Гаршина осуждали за пессимизм, мрачный тон его произведений. Народники использовали творчество писателя, чтобы на его примере показать, как мучается и терзается угрызениями совести современный интеллигент.
В августе — сентябре 1882 г. по приглашению И.С. Тургенева В.М. Гаршин жил в Спасском-Лутовинове и работал над рассказом «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883). Зимой 1883 г. он женился на слушательнице медицинских курсов Н.М. Золотиловой и поступил на службу секретарем канцелярии Съезда представителей железных дорог. Много душевных сил писатель потратил на рассказ «Красный цветок» (1883), в котором герой ценой собственной жизни уничтожает все зло, сконцентрированное, как рисуется его воспаленному воображению, в трех цветках мака, растущих на больничном дворе. В последующие годы Гаршин стремился к упрощению своей повествовательной манеры. Появились рассказы, написанные в духе народных рассказов Толстого, — «Сказание о гордом Аггее» (1886), «Сигнал» (1887). Детская сказка «Лягушка-путешественница» (1887) стала последним произведением писателя.
Умер В.М. Гаршин в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1888 г. (Подробнее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)
Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».
Лисицы лают.
Глухомань.
Лежит в листве под липой
Лань.
Лань в глубине холодных вод
Лениво, но легко плывет.
Луна
Лучится, как латунь.
Лягушкой лакомится
Лунь.
Летит заблудшая пчела.
Легла на лес ночная мгла.
В. Лунин
- Все ли слова вам понятны?
ЛАНЬ — животное семейства оленей, отличающееся быстротой бега и стройностью.
ЛАТУНЬ — сплав меди с цинком и другими элементами.
ЛИНЬ — пресноводная рыба семейства карповых с широким и толстым слизистым телом.
— Прочитайте, разделяя на слоги (еще: орфографически, орфоэпически, с ускорением, скороговоркой).
- Попробуйте выучить за 1 мин. (Читают несколько человек.)
III. Проверка домашнего задания
— Дома вы должны были подумать над тем, сколько сюжетов в этой сказке. (Их два. Первый — о розе и жабе, второй — о брате и сестре.)
Сегодня мы разберемся в этих сюжетах.
IV. Работа по теме урока
- Найдите сюжет о розе и жабе. Можем ли мы сказать, что эти герои противопоставляются друг другу? Объясните свой ответ, докажите отрывками из текста. (Учащиеся зачитывают отрывки из сказки.)
- Мы видим контраст, они совершенно непохожи друг на друга. Подумайте, какими чувствами наделяет автор розу и жабу.
— Почему жаба хотела уничтожить розу?
— Найдите второй сюжет сказки.
- Охарактеризуйте мальчика и его сестру. Подтвердите свои характеристики цитатами из текста.
— Кто из них главный герой сказки?
- Как автор относится к своему герою? Выберите подходящие слова.
С любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием, презрением, юмором.
V. Физкультминутка