V. Продолжение работы по теме урока Творчество Л.Н. Толстого
— Ребята, а что писал Лев Николаевич? (Сказки, басни, рассказы, былины для детей. Еще есть произведения для взрослых.)
— Какие сказки вы прочитали? («Тетерев и лиса», «Девочка и разбойники», «Три медведя», «Липунюшка», «Шат и Дон», «Волга и Вазуза», «Два брата», «Как мужик детей делил» и др.)
— Какие басни вы прочитали? Расскажите. («Обезьяна и горох», «Ученый сын», «Волк в пыли», «Садовник и сыновья», «Три калача и одна баранка» и др.)
— Какие рассказы вам понравились?
— Что вы еще читали у Льва Николаевича? (Были и былины.) (Выразительное чтение отрывков из былин «Святогор-богатырь», «Сухман», «Вольга-богатырь» или «Микулушка Селяни-нович».)
VI. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что вам особенно понравилось из прочитанных произведений?
— Какую книгу захотелось прочитать?
Домашнее задание
Подготовить презентацию о жизни и творчестве Л.Н. Толстого. Выразить в ней свое отношение к идеям автора.
Тема: А.П. Чехов «Мальчики»
Цели: познакомить с творчеством А.П. Чехова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения А. П. Чехова, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям А.П. Чехова.
Оборудование:портрет А.П. Чехова, книги писателя, аудио-приложение к учебнику, карточки с заданиями и текстом речевой разминки.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Сегодня мы поиграем в «Рифмушку». Прочитайте текст речевой разминки к уроку. Допишите пропущенные буквы, и у вас получится считалка.
Под гор… у …
Живут гномы-с….
У них к… ви..,
Позолоченный звонит:
Дили, дили, дили, дон —
Вы… скорее …!
— Прочитайте, что у вас получилось. (Правильный ответ. Под горою у реки / Живут гномы-старики. /У них колокол висит, / Позолоченный звонит: / Дили, дили, дили, дон - / Выходи скорее вон!)
— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, восхищения, с веселой интонацией).
III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока
— С творчеством каких классиков мы уже познакомились на уроках, изучая этот раздел? (Учащиеся перечисляют имена.)
— Прочитайте имя писателя, творчество которого мы будем изучать сегодня. (Антон Павлович Чехов.)
— Определите цель урока. На какие вопросы мы должны ответить?
IV. Работа по теме урока Знакомство с жизнью и творчеством А.П. Чехова
— Рассмотрите с. 120—121 учебника. Расскажите, что вы знаете об этом писателе.
(Ответы учеников. Если они затрудняются с ответом, учитель предлагает прочитать статью М. Семановой на с. 122.)
— А сейчас прочитаем в учебнике статью М. Семановой о семье А.П. Чехова.
(Ученики читают текст.)
— Что нового вы узнали о детстве Антона Павловича?
— Что вас особенно удивило, взволновало?
(Затем о писателе рассказывает учитель. См. материал к уроку.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока Знакомство с рассказом «Мальчики»
— А сейчас мы послушаем рассказ А.П. Чехова «Мальчики». (Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся
слушают, как произведение читает актер.)
— Как вы думаете, о чем может быть произведение с таким названием?
— Ваши впечатления от прочитанного?
VII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?