V. Продолжение работы по теме урока Творчество Л.Н. Толстого

— Ребята, а что писал Лев Николаевич? (Сказки, басни, расска­зы, былины для детей. Еще есть произведения для взрослых.)

— Какие сказки вы прочитали? («Тетерев и лиса», «Девочка и разбойники», «Три медведя», «Липунюшка», «Шат и Дон», «Волга и Вазуза», «Два брата», «Как мужик детей делил» и др.)

— Какие басни вы прочитали? Расскажите. («Обезьяна и горох», «Ученый сын», «Волк в пыли», «Садовник и сыновья», «Три ка­лача и одна баранка» и др.)

— Какие рассказы вам понравились?

— Что вы еще читали у Льва Николаевича? (Были и былины.) (Выразительное чтение отрывков из былин «Святогор-богатырь», «Сухман», «Вольга-богатырь» или «Микулушка Селяни-нович».)

VI. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам особенно понравилось из прочитанных произве­дений?

— Какую книгу захотелось прочитать?

Домашнее задание

Подготовить презентацию о жизни и творчестве Л.Н. Толсто­го. Выразить в ней свое отношение к идеям автора.

Тема: А.П. Чехов «Мальчики»

Цели: познакомить с творчеством А.П. Чехова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать чув­ство ответственности перед окружающими людьми; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения А. П. Чехова, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной дея­тельности, планирование вместе с учителем деятельности по из­учению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — по­нимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учеб­ной и художественной книге, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимо­действия в паре и группе; личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, со­чувствие), проявление интереса к произведениям А.П. Чехова.

Оборудование:портрет А.П. Чехова, книги писателя, аудио-приложение к учебнику, карточки с заданиями и текстом речевой разминки.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Сегодня мы поиграем в «Рифмушку». Прочитайте текст ре­чевой разминки к уроку. Допишите пропущенные буквы, и у вас получится считалка.

Под гор… у …

Живут гномы-с….

У них к… ви..,

Позолоченный звонит:

Дили, дили, дили, дон —

Вы… скорее …!

— Прочитайте, что у вас получилось. (Правильный ответ. Под горою у реки / Живут гномы-старики. /У них колокол висит, / Позолоченный звонит: / Дили, дили, дили, дон - / Выходи скорее вон!)

— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердитель­ной интонацией, с интонацией раздражения, восхищения, с веселой интонацией).

III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

— С творчеством каких классиков мы уже познакомились на уроках, изучая этот раздел? (Учащиеся перечисляют имена.)

— Прочитайте имя писателя, творчество которого мы будем изучать сегодня. (Антон Павлович Чехов.)

— Определите цель урока. На какие вопросы мы должны от­ветить?

IV. Работа по теме урока Знакомство с жизнью и творчеством А.П. Чехова

— Рассмотрите с. 120—121 учебника. Расскажите, что вы знаете об этом писателе.

(Ответы учеников. Если они затрудняются с ответом, учитель предлагает прочитать статью М. Семановой на с. 122.)

— А сейчас прочитаем в учебнике статью М. Семановой о се­мье А.П. Чехова.

(Ученики читают текст.)

— Что нового вы узнали о детстве Антона Павловича?

— Что вас особенно удивило, взволновало?

(Затем о писателе рассказывает учитель. См. материал к уроку.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока Знакомство с рассказом «Мальчики»

— А сейчас мы послушаем рассказ А.П. Чехова «Мальчики». (Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся

слушают, как произведение читает актер.)

— Как вы думаете, о чем может быть произведение с таким названием?

— Ваши впечатления от прочитанного?

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

Наши рекомендации