Кроссворд «Дядя Федор, пес и кот»
По горизонтали: 1. Кличка теленка из книги «Дядя Федор, пес и кот», которую придумал пес Шарик. (Чайник.) 2. Что было отправлено почтальоном Печкиным маме и папе Дяди Федора для опознания? (Пуговица.) 5. Кличка теленка из книги «Дядя Федор, пес и кот», которую придумал Дядя Федор. (Гаврюша.) 6. Герой произведения Э. Успенского, имеющий связи в научных кругах. (Матроскин.)
По вертикали:1. Неизвестный науке зверь, описание которого есть в книге Э. Успенского. (Чебурашка.) 3. Кличка коровы, которую купил кот Матроскин. (Мурка.) 4. Кто о себе сказал: «Я могу картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть — языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать»? (Шарик.)
— Какой герой в кроссворде лишний и почему? (Чебурашка — герой книги «Крокодил Гена и его друзья».)
IV. Физкультминутка
V. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VI. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие книги вам захотелось прочитать?
Домашнее задание
Читать книги Э. Успенского и других авторов. Составить кроссворды по любимым произведениям.
Тема: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.
Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
Цели: познакомить с новым разделом учебника; развивать память и внимание, навыки смыслового чтения; помочь осознать мотивы чтения и изучения исторических произведений; воспитывать культуру и уважение к истории России.
Планируемые результаты: предметные: умения называть элементы учебной книги, их находить, быстро в них ориентироваться, отвечать на вопросы: в чем заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения исторических произведений; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы: на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление уважения к истории своей родины.
Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг по теме урока, магнитная азбука; у каждого учащегося: карточки со стихотворениями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Взяли мы две книжки —
Папа взял и я.
(Папина — большая,
Тонкая — моя.)
Думал я, все думал
И решил сказать: -
Я хочу большую
Книжку почитать.
Папа улыбнулся,
Возражать не стал.
Взял мою он книжку,
Мне свою отдал.
Долго я старался,
Но прочесть не мог.
— Что это за буквы?
— Формулы, сынок!
Очень интересно,
Только не понять,
Попросил я снова
Книжку поменять.
И сказал мне папа:
— Потерпи, сынок,
Я когда-то тоже
Их понять не мог.
А". Ибряев
— О чем вы думали, когда читали стихотворение? Что хотел сказать автор? (Книг на свете очень много, но выбирать их нужно соответственно своему возрасту.)
— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.
— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с интонацией раздражения, восхищения, утвердительно, весело, выразительно).
III. Работа по теме урока
— Расшифруйте, что здесь написано. (Название первого раздела «Летописи. Былины. Жития».)
ИСИПОТЕЛ ЫНИЛЫБ ЯИТИЖ
(Учащиеся составляют слова из букв магнитной азбуки, расставляя буквы в нужном порядке.)
— Как вы понимаете слово «летопись»? (Летопись — вид повествовательной литературы в Древней Руси. Летописи, как правило, состояли из погодных записей либо представляли собой регулярные записи каких-либо событий.)
— Для чего они нужны? (Предположения учащихся.) Ответ на этот вопрос мы узнаем чуть позднее.
— Как вы думаете, что мы будем изучать в этом разделе? Чему будем учиться? (Предположения учащихся.)
— Проверим наши предположения. Прочитайте на с. 3 учебника, с чем мы познакомимся в этом разделе. (С летописями и былинами о славном Илье Муромце, с житием Сергия Радонежского.)
— Чему мы научимся? (Рассказывать об исторических событиях, используя материал летописи, былины, жития; рассказывать о герое, используя опорные слова и информацию из различных источников.)
— Чему мы будем учиться? (Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры; пересказывать былину от лица ее героя; составлять летопись важных событий.)
— Прочитайте статью на с. 6 учебника и сравните с ее содержанием ваши ответы на поставленные мной ранее вопросы.
IV. Физкультминутка