Сатирические средства создания художественного образа.
Сатира– поэтическое уничижительное обличение явлений при помощи различных комических средств:
иронии, сарказма, гиперболы, гротеска, аллегории.
Ирония(греч. – притворство) - изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы осмеять и показать явление в истинном виде; иносказание, при котором слово или высказывание обретают в контексте речи противоположное значение(скрытая насмешка)
Сарказм (греч. – «разрывать мясо») – язвительная насмешка, высшая степень иронии.
Гипербола- намеренное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности.
Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesco — причудливый, от grotta — грот) Понятие "гротеск" обязано своим происхождением археологическим раскопкам, которые велись в Риме в 15-16 веках на месте, где некогда находились общественные бани императора Тита. В засыпанных землей помещениях знаменитый итальянский художник Рафаэль и его ученики обнаружили своеобразную живопись, получившую название "гротеск" ("грот, подземелье").
Гротеск - отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура. Гротеск - это мир небывалый, особый, противостоящий не только повседневному быту, но и реальному, действительному. Гротеск граничит с фантастикой. Он показывает, как нелепо сталкиваются страшное и смешное, абсурдное и достоверное, реальное и фантастическое.
Абсурд (лат. absurdus - «нестройный, нелепый») — нечто нелогичное, нелепое, противоречащее здравому смыслу.
Фантасмагория(от греч. phantasma - призрак и agoreuō – говорю) – 1.причудливое, фантастическое видение (книж.).
2. перен. Чепуха, невозможная вещь (разг.).
3. призрачное, фантастическое изображение, получаемое посредством различных оптических приспособлений (спец.).
Вопрос 57:Стиль писателя. Стилеобразующие факторы. Стиль и метод.
У древних греков и римлян стилем называли заострённую с одного конца, а на другом кончавшуюся лопаточную палочку, которой писали на покрытой тонким слоем воска дощечке. Далее стилем стали называть почерк писавшего, затем особенности самой манеры письма, затем особенности самой манеры письма – слог и идейно-художественные особенности в целом.
Стилем в литературе является плотно укоренившаяся общность всей образной системы. В нее входят различные средства художественной выразительности, которые характеризуютнеповторимость, неподдельный колорит творчества. Это может быть стиль писателя, отдельного произведения, целого литературного направления и даже отдельно взятой национальной культуры в целом.
«В чем же отличие стиля от других категорий поэтики, например художественного метода?» - Возникнет вопрос у недостаточно просвещенного читателя. - «Разница огромна! Она состоит в конкретной реализации, его материальном воплощении: стилевые особенности играют первостепенную роль, они лежат на поверхности произведения, в качестве осязаемого и ощутимого консенсуса всех главных фаз художественной формы».
Литературный стиль в общем смысле - сквозной метод реализации художественной формы, которая сообщает начинке литературного произведения бросающуюся в глаза целостность, ярко выраженный тон и колорит которого равен некоей константе. При этом часто в среде литературоведов различают, так называемые «большие стили», это стили некоей временной эпохи, например периода возрождения, классицизма, барокко и других. Различают и стили разных течений, направлений и даже отдельных школ, широко используются национальные стили. Новые стили появляются довольно редко, они с трудом приживаются в инертном мире литературы.
Стилеобразующие факторы представляют собой иерархическую систему, состоящую из нескольких блоков. Три основных стилеобразующих фактора (сфера, цель, способ общения) задают все остальные, а те, в свою очередь, определяют языковые особенности конкретного текста. Кроме того, существенное влияние на языковые особенности текста оказывает его жанр.
Факторы:
1) Сфера общения: политическая, научная, правовая, бытовая, художественная лит-ра;
2) Цель общения: передача информации, убеждение, предписание, указание, соблюдение этикета, эстетическое воздействие;
3) Способ общения: массовый, личный, контактный, неконтактный, косвенно контактный;
4) Функция языка и речи: коммуникативная, воздействия, познавательная, этикетная, эстетическая, экспрессивная;
5) Вид речи: монолог, диалог, полилог;
6) Форма речи: устная, письменная;
7) Способ изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный, художественный образ, конкретизация;
8) Оценка качества текста: объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизированность, полнота изложения.