Сочинение типа «анализ произведения как целого»

Цель данного типа сочинения: раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения через анализ художественного текста

Анализировать художественное произведение вообще – это значит стараться проникнуть в мысль художника, стараться понять, что писатель говорит своему читателю. Понять это сложно, потому что художник говорит о самом для него главном с помощью образов. За ними чувствуется и радость художника, и его боль, и его разум, и его наставления и урок читателю. Следовательно, понять мысль писателя можно, только проникнув в изображаемый им образный мир.

«В точном смысле анализ – это не всякий разбор литературного произведения по частям и в частностях, но только такой разбор, который приводит к углублённому его прочтению».

(Е.А.Маймин)

АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Большая часть сочинений данного типа связана с произведениями малого эпического жанра (рассказ, новелла).

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ

ВСТУПЛЕНИЕ

  1. Автор, название произведения.
  2. История создания произведения.
  3. Ретроспектива развития жанра.
  4. Тема (тематика), как она раскрывалась предшественниками.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Идейный замысел произведения:

- причины обращения автора к данному сюжету;

- как сюжет соотносится с исторической обстановкой;

- какие общественные и нравственные проблемы поднимает автор в произведении?

  1. Что принципиально нового вносит автор в решение поставленной проблемы?
  2. Система образов в произведении (главные, второстепенные, эпизодические; герои и антигерои; взгляды, мысли, поступки).
  3. Речевая характеристика героев.
  4. Авторское отношение к героям (как проявляется).
  5. Средства языковой и художественной выразительности, их роль в раскрытии идейно-художественного своеобразия произведения. Роль деталей.
  6. Роль первого и последнего предложения в развитии сюжета (идеи).
  7. Традиции и новаторства в развитии темы (идеи).
  8. Как произведение воспринималось или могло восприниматься современниками (известные отклики, мнение критики).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Чем произведение нравится или не нравится вам?
  2. Актуально ли произведение в наши дни?

ТИПИЧНЫЕ НЕДОЧЁТЫ

  1. Пересказ вместо анализа.
  2. Мозаичность анализа.
  3. Нет вывода (ради чего делался анализ?).

СОЧИНЕНИЕ ТИПА «АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА»

Цель сочинения данного типа: определить место темы (произведения) в наследии поэта и в контексте истории литературы.

Анализ поэтического текста – объективное объяснение идеи произведения средствами художественной выразительности.

Истолкование поэтического текста по глубине значительно сложнее анализа, так как кроме объективного анализа текста разрабатывается собственное видение и понимание лирического текста.

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ

ВСТУПЛЕНИЕ

  1. Работу предпочтительнее начинать с размышлений о месте данной темы в творчестве поэта.
  2. Ретроспектива данной темы в русской литературе.
  3. Толкование данной темы предшественниками.
  4. Исторические причины обращения поэта к данной теме.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Название, автор, время создания.
  2. История создания, обстоятельства написания стихотворения.
  3. Композиционные особенности стихотворения.
  4. Жанр произведения.
  5. Тема. Её движение и развитие.
  6. Система образов, связанная с этой темой.
  7. Образ лирического героя.
  8. Ключевые слова и их роль в стихотворении.
  9. Художественный стиль и направление стихотворения.
  10. Средства языковой и художественной выразительности.
  11. Поэтика, особенности данного произведения.
  12. Авторская позиция (тождественен ли автор лирическому герою, почему?).
  13. Роль стихотворения в творческой судьбе поэта.
  14. Отзыв современников и критиков о стихотворении.
  15. Влияние произведения на развитие творческого мастерства поэта и русской поэзии.
  16. Как это стихотворение отозвалось во мне?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последние пункты плана можно рассматривать как вывод.

ТИПИЧНЫЕ НЕДОЧЁТЫ

  1. Подмена анализа произведения описанием эмоциональных впечатлений.
  2. Неоправданное количество цитат.
  3. Нет анализа поэтики, средств языковой и художественной выразительности.
  4. Отсутствие вывода.
  5. Не определено место темы в творчестве автора и в истории литературы.
  6. Лирический герой подменён самим поэтом.

Наши рекомендации