Сочинение типа «анализ произведения как целого»
Цель данного типа сочинения: раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения через анализ художественного текста
Анализировать художественное произведение вообще – это значит стараться проникнуть в мысль художника, стараться понять, что писатель говорит своему читателю. Понять это сложно, потому что художник говорит о самом для него главном с помощью образов. За ними чувствуется и радость художника, и его боль, и его разум, и его наставления и урок читателю. Следовательно, понять мысль писателя можно, только проникнув в изображаемый им образный мир.
«В точном смысле анализ – это не всякий разбор литературного произведения по частям и в частностях, но только такой разбор, который приводит к углублённому его прочтению».
(Е.А.Маймин)
АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Большая часть сочинений данного типа связана с произведениями малого эпического жанра (рассказ, новелла).
СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ
ВСТУПЛЕНИЕ
- Автор, название произведения.
- История создания произведения.
- Ретроспектива развития жанра.
- Тема (тематика), как она раскрывалась предшественниками.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Идейный замысел произведения:
- причины обращения автора к данному сюжету;
- как сюжет соотносится с исторической обстановкой;
- какие общественные и нравственные проблемы поднимает автор в произведении?
- Что принципиально нового вносит автор в решение поставленной проблемы?
- Система образов в произведении (главные, второстепенные, эпизодические; герои и антигерои; взгляды, мысли, поступки).
- Речевая характеристика героев.
- Авторское отношение к героям (как проявляется).
- Средства языковой и художественной выразительности, их роль в раскрытии идейно-художественного своеобразия произведения. Роль деталей.
- Роль первого и последнего предложения в развитии сюжета (идеи).
- Традиции и новаторства в развитии темы (идеи).
- Как произведение воспринималось или могло восприниматься современниками (известные отклики, мнение критики).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Чем произведение нравится или не нравится вам?
- Актуально ли произведение в наши дни?
ТИПИЧНЫЕ НЕДОЧЁТЫ
- Пересказ вместо анализа.
- Мозаичность анализа.
- Нет вывода (ради чего делался анализ?).
СОЧИНЕНИЕ ТИПА «АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА»
Цель сочинения данного типа: определить место темы (произведения) в наследии поэта и в контексте истории литературы.
Анализ поэтического текста – объективное объяснение идеи произведения средствами художественной выразительности.
Истолкование поэтического текста по глубине значительно сложнее анализа, так как кроме объективного анализа текста разрабатывается собственное видение и понимание лирического текста.
СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ
ВСТУПЛЕНИЕ
- Работу предпочтительнее начинать с размышлений о месте данной темы в творчестве поэта.
- Ретроспектива данной темы в русской литературе.
- Толкование данной темы предшественниками.
- Исторические причины обращения поэта к данной теме.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Название, автор, время создания.
- История создания, обстоятельства написания стихотворения.
- Композиционные особенности стихотворения.
- Жанр произведения.
- Тема. Её движение и развитие.
- Система образов, связанная с этой темой.
- Образ лирического героя.
- Ключевые слова и их роль в стихотворении.
- Художественный стиль и направление стихотворения.
- Средства языковой и художественной выразительности.
- Поэтика, особенности данного произведения.
- Авторская позиция (тождественен ли автор лирическому герою, почему?).
- Роль стихотворения в творческой судьбе поэта.
- Отзыв современников и критиков о стихотворении.
- Влияние произведения на развитие творческого мастерства поэта и русской поэзии.
- Как это стихотворение отозвалось во мне?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Последние пункты плана можно рассматривать как вывод.
ТИПИЧНЫЕ НЕДОЧЁТЫ
- Подмена анализа произведения описанием эмоциональных впечатлений.
- Неоправданное количество цитат.
- Нет анализа поэтики, средств языковой и художественной выразительности.
- Отсутствие вывода.
- Не определено место темы в творчестве автора и в истории литературы.
- Лирический герой подменён самим поэтом.