Определите место словесного ударения на основании данных орфоэпических, орфографических и толковых словарей. Совпадают ли эти данные?
1. Библиотека, втридорога, гомеопатия, договор, дремота, заговор, завидно, инструмент, километр, мастерски, намерение, приговор, путепровод, сироты, свекла, соболезнование, средства, туфля, цемент, щавель.
2. Валов (ой / ый?) (продукт), включит, варит, джинсовый, заслужит, красивее, красивейший, кулинария, кухонный, мальчиковый, мизерный, наркомания, начать – начал – начала, понять – понял – поняла, старее, экспертный.
3. Диалог, документ, диспансер, жалюзи, звонит, закупорить, каталог, квартал, колледж, каучук, облегчить, панегирик, партер, принудить, туника, феномен, факсимиле, черпать, экскурс, эксперт.
Упражнение 2Запишите следующие слова в фонетической транскрипции с соблюдением норм полного стиля литературного произношения.
Группа, аттестат, аппетит, беззаботный, грамматика, доллар, аллея, коллега, металл, масса, оконный, сумма, суббота, рассвет, иллюстрация, одиннадцать, аккуратный, воссоздать, корреспондент, эффективный.
Упражнение 3
Проверьте по словарям и запишите в фонетической транскрипции с соблюдением норм полного стиля произношения следующие слова
Подписчик, считать, брусчатка, прежде, дожди, езжу, визжать, чтобы, заочник, конечно, сердечный, нарочно, скучно, ночной, счастливый, бездна, поздно, праздник, агентство, президентство, смеяться, бояться, отстать.
Упражнение 4
Проверьте по словарям произношение безударных гласных в заимствованных словах и сформулируйте нормы литературного произношения этих гласных.
Поэт, отель, конверт, боксер, хоккей, этап, этаж, экономика, экскурсия, эмигрант, эскимо, экспозиция.
Упражнение 5
Проверьте по словарям произношение данных слов, затранскрибируйте их и сделайте вывод о закономерностях произношения гласного е в заимствованных словах.
Адекватный, академик, берет, бутерброд, дебаркадер, декан, детектив, интернат, Интернет, кодекс, компетенция, компьютер, лазер, новелла, протеже, прогресс, (чайный) сервиз, (современный) сервис, тенденция, термос, фанера, шинель, штепсель.
Упражнение 6
Запишите тексты в фонетической транскрипции с соблюдением норм соответствующего стиля литературного произношения и выполните орфоэпический анализ текста.
1. И скучно и грустно, и некому руку
подать
В минуту душевной невзгоды…
М. Лермонтов
2. Трудись по силам и желай,
Чтоб труд был вечно сладок.
Н. Некрасов
3. И четою неразлучной
Жуткий город обходя,
Мы внимали песне скучной
Неумолчного дождя.
Ф. Сологуб
4. Мой дух не изнемог во мгле противоречий,
Не обессилел ум в сцепленьях роковых.
В. Брюсов
5. Стоят, накрывшись, двое, а дождь прошел давно.
С. Щипачев
6. Поздней осенью свежий и колкий
Бродит ветер, безлюдию рад.
В белом инее черные елки
На подтаявшем снеге стоят.
А. Ахматова
7. Сегодня вдруг исчезло лето,
Бело, безжизненно кругом.
Земля и небо – все одето
Каким-то тусклым серебром.
А. Фет
ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ
4.1. Основные понятия и термины
Алфавит
Буква
Графика
Орфограмма
Орфография
Орфографическое правило
Принципы орфографии
Алфавит– совокупность букв, расположенных в исторически сложившемся в русском языке порядке. В современном русском алфавите 33 буквы, которые имеют печатные и рукописные варианты исполнения.
Буква – письменный или печатный знак в составе алфавита, служащий для обозначения на письме фонем, их некоторых сочетаний и вариантов. В состав русского алфавита входят буквы, обозначающие одну фонему (а, у, о, э, й, ц, ч и т.д.), сочетания фонем (я® jа, ю® jу, е® jэ, е® jо и т.д.) и буквы, не обозначающие фонем (ь, ъ, щ).
Графика –1.совокупность знаков, используемых для письменной фиксации речи: буквы, знаки препинания, дефис, пробелы между словами, апостроф, знак ударения, знак параграфа, шрифтовые выделения, использование цвета;
2. раздел языкознания, исследующий соотношения между фонемами и графемами.
Орфограмма – правильное, то есть соответствующее орфографическим правилам или традиции написание, которое нужно выбрать из ряда возможных при одном и том же произношении. Выделяют практические и теоретические орфограммы. Орфографические ошибки появляются в основном там, где есть практические орфограммы (например, улететь, отбежать). На месте теоретических орфограмм ошибок почти не бывает (например, трамвай, мама).
Орфограммы могут быть нескольких типов: орфограмма – буква (сервиз – сервис, цирк – цыган, кот – код), слитное,раздельноеилидефисное написание(встарь – в старину, алма-атинский – алмаатинец, пол-литра – поллитровка), прописная или строчная буква (Земля, земля; орел, Орел), написание аббревиатур (вуз, МГУ), место переноса,пробел.
Опознавательные признаки орфограмм–признаки, на основе которых в слове или морфеме выделяются орфограммы и определяются орфографические правила, регламентирующие их написание: место в морфеме, возможность вариантного написания, сопоставление с другими словоформами или родственными словами.
Орфография – 1) раздел науки о языке, изучающий систему правил написания слов в современном русском языке и историю формирования и реформирования этих правил;
2) система правил отображения на письме фонемного состава морфем или отдельных слов в зависимости от морфологических, этимологических или традиционно сложившихся связей, т.е. орфография – это правильное, соответствующее современным нормам и правилам письмо.
Орфографическое правило – основная единица орфографии, которую нужно применять к той или иной орфограмме на основании ее опознавательных признаков.
Принципы орфографии – закономерности, лежащие в основе орфографической системы, общие основания для выбора орфографических правил, регулирующих написание отдельной орфограммы. Каждый принцип орфографии объединяет группу орфографических правил, связанных с применением этого принципа к конкретным орфограммам. Основными, объясняющими написание большей части орфограмм в современном русском языке, являются фонемно-морфемный (фонематический, морфонематический), традиционный (исторический) и фонетический принципы орфографии. Наряду с этими основными можно выделить более частные принципы, лежащие в основе отдельных орфографических правил. Это дифференцировочный принцип (компания – кампания, ожог руки – ожег руку, в тот час – тотчас, в течение года – в течении реки), принципы переноса слов, принципы использования прописной буквы.
Фонемно-морфемный (морфемный, морфонематический, фонематический) принцип орфографииявляется одним из основных принципов современной орфографии. Суть этого принципа состоит в том, что на письме сохраняется фонемный состав морфем, входящих в разные словоформы одного слова и морфем в родственных словах. Фонемно-морфемный принцип орфографии определяет написание большинства орфограмм-букв.
Действие этого принципа проявляется в таких правилах, как написание безударных гласных в корне, проверяемых ударением; безударные окончания существительных и глаголов; передача мягкости согласных на письме.
Практические орфографические правила предназначены для определения правильного с точки зрения современной фонологии фонемного или фонетического состава слов и словоформ. К таким орфографическим правилам можно отнести правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением (плескать – плЕщет, обветшать – вЕтхий); глухих и звонких согласных в абсолютном конце слов (хлеб, приказ, поход, восторг); правописание отдельных приставок (рассказ, разговор) и т.д.
Традиционный (исторический) принцип орфографии заключается в том, что в современной орфографии правильными считаются написания, закрепившие на письме результаты исторических фонетических процессов (друг– друзья – дружба, жизнь), или написания, закрепленные традицией (нового, городошник, помощник).
В большинстве случаев традиционный принцип дополняет фонемно-морфемный. Проявление традиционного принципа написания можно наблюдать в таких правилах, как написание безударных гласных в корне,не проверяемых ударением; чередование гласных в корнях слов; правописание гласных после шипящих в корнях и суффиксах; написание отдельных наречий и очень многих заимствованных слов. В школьной практике слова, в написании которых реализуется традиционный принцип орфографии, принято называть словарными словами.
Фонетический принцип орфографии заключается в том, что написание слов и морфем соответствует их звучанию. Как правило, это передача на письме фонетических чередований в одной и той же морфеме.
Фонетический принцип всегда действует вопреки фонемно-морфемному, и действие его ограничено очень небольшим количеством орфографических правил. Это написание приставок, оканчивающихся на з /с (из-, воз-, раз-, без- и т.п.), написание «ы» после «ц» (цыган, огурцы, краснолицый, Спицын и т.п.). Иногда фонетический принцип написания закрепляется и поддерживается традиционным: сватать – свадьба, но просить – просьба.
Литература
Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. – М., 1976.
Современный русский язык: Под редакцией Белошапковой В.А. – Изд. 2-е, М., 1989.
Русский язык / Под ред. Касаткина Л.Л. – Разделы: Графика. Орфография. – М., 2001.
Дополнительная литература
Григорьева Т.М. Три века русской орфографии. – М., 2004.
Иванова В.Ф. Современная русская орфография. – М., 1991.
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. – Л., 1977.
Кузьмина С.М. Теория русской орфографии. – М., 1981.
Моисеев А.И. Буквы и звуки. О современном русском письме. – М., 1976.
Панов М.В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достижениях и недостатках. – М., 1964.
Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). Сост. Бучкина Б.З., Калакуцкая Л. П. , – М., 1983.