Знакомство со сказкой «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн»
Учитель читает сказку «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн»
В этой сказке идет речь о вечных ценностях на земле, а том, как важно оставаться порядочным, честным; материальные блага не всегда приносят радость и ощущение счастья, полезности. Музыка — не материальна, но без нее мир был бы беден, неинтересен.
Выявление первичного эмоционального восприятия учащихся
¾ Какие чувства возникли?
¾ Кому сочувствовали?
¾ Кого было жалко, кому хотелось помочь?
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: стр. 121-125, рисунок
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Д. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн», «Прощальная игра»
Цели:знакомство с писателем Джоном Чиарди; совершенствование навыков анализа текста, проникновение в идейную суть произведения; отработка навыков выразительного чтения; развитие устной речи; активизация эмоциональной сферы (через чувства к сути произведения); воспитание позитивного отношения к жизни.
Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Анализ сказки «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн»
¾ О ком говорится в сказке?
¾ Назовите главных персонажей.
¾ Как характеризует автор муравья?
¾ Какие слова подбирает для его описания? Найдите и прочитайте.
¾ Какая главная забота была у муравья?
¾ Какие слова подбирает автор для его описания? Найдите и прочитайте.
¾ Какие проблемы, связанные с сестрой, возникли у муравья?
¾ Что случилось с Дж.-Дж.? Кто такой Дэн?
¾ Почему Дж.-Дж. ушла к нему?
¾ Чем был интересен для неё кузнечик?
¾ Удачно ли, на ваш взгляд, описывает поэт музыку кузнечика? (зачитываем: «И пела скрипка вместе с ветром...» до «Молчали ели, но смола, как слезы по стволам текла.»)
¾ Что слышно в этой музыке? (человек быстро взрослеет, жизнь вечна и прекрасна, без любви нет жизни, она придает жизни смысл, музыка — спутница любви, она славит жизнь, она во всем — в дуновении ветра, в покачивании ветвей елей и берез, она бессмертна).
¾ Согласны ли вы с высказыванием Джона: «Прожить без скрипки — ерунда, ведь скрипка — это не еда». Порассуждайте.
¾ Почему сестра Дж.-Дж. не вернулась к Джону?
¾ Как воспринял это брат? Прочитайте.
¾ Как характеризуют муравья его слова?
¾ Какие продукты на зиму заготовил муравей? Прочитайте. Почему он решил, что «.. есть я должен понемножку, раз в месяц — маленькую крошку»?
¾ Какая основная черта муравья?
¾ Вызывает ли он у вас симпатию? Почему?
¾ Какое впечатление произвёл на вас Джон весной?
¾ Найдите в тексте слова, которыми поэт описывает его?
¾ Что звучит в слове «мудрый»? (ирония, сатира, сарказм).
¾ Обрадовался ли Джон звукам скрипки? Что произошло с ним дальше? («Бранясь, свалился носом прямо в грязь»).
¾ Какое чувство возникло у вас, когда узнали, что кузнечик и Дж.-Дж. выжили?
¾ Что им помогло выстоять (любовь, любовь к искусству)?
¾ Найдите в тексте строки, в которых выражена главная мысль. (Накопишь много или мало, накупишь соли или сала, сошьёшь костюм иль три наряда — не в этом радость и награда. А вот без скрипачей и песен наш мир совсем неинтересен — и дальше по тексту).
Работа над выразительным чтением: подбираем правильную интонацию (в большинстве своем она повествовательная, с плавной мелодикой, после запятых делаем короткие паузы, после тире — длительные, не забываем о восклицательных и вопросительных знаках).
4. Чтение и анализ стихотворения «Прощальная игра»
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:стр. 129, отрывок наизусть
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тест для проверки уровня сформированности читательских умений
Прочитай отрывок из текста. Какое это произведение? Обведи кружком букву с правильным ответом.
Возьму гусли звонкие да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря Добрыни Никитича.
а) Басня.
б) Рассказ
в) Былина.
г) Сказка.
Найди народные и авторские сказки. Укажи стрелками.
а) «По щучьему веленью». Народные
б) «Серая Шейка».
в) «Сказка о рыбаке и рыбке». Авторские
г) «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Восстанови порядок строк в стихотворении. Пронумеруй строки по порядку: 1, 2, 3, 4.
Сереньким пятном.
Мокнет под окном.
Смотрит деревушка.
Чахлая рябина.
Подчеркни слова-действия, изображающие ветер как живое существо.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше.