Чтение и анализ третьей части рассказа Э. Сетон-Томпсона «Чинк»
Читаем третью часть рассказа и анализируем текст:
• Понравилась ли вам третья часть рассказа? Чем?
• Какие сцены, описанные автором в этой части, особенно взволновали?
• Кого вам было жаль? Кого вы осуждали? Почему?
• Почему автор пишет: «При всей своей щенячьей глупости Чинк был сторожевым псом...»? Доказал ли это в действительности Чинк? Расскажите.
• Как встретил Чинк проезжающего горца? Прочитайте.
• О чём свидетельствовали действия Чинка?
• Что чувствовал терзаемый голодом Чинк? Почему он не взял копчёную грудинку в мешке хозяина?
• Какие перемены произошли в поведении Чинка? Прочитайте.
• Как он встретил появление койота?
• Что придавало силы собаке?
• Хотелось ли вам помочь щенку? Почему? Как бы вы это сделали?
• Прочитайте, какой была осада Чинка.
• Вызывает ли у вас уважение поведение собаки?
• Во что превратила беда Чинка? Найдите ответ в тексте.
• Представьте себе, четыре дня и четыре ночи голодный маленький щенок оберегал палатку и хозяйское добро. А заслужил ли это хозяин? Позаботился ли он, уезжая, о щенке?
• О чём подумал хозяин, возвращаясь домой? Найдите в тексте.
• Что он увидел?
• Почему хозяин смутился? Было ли ему стыдно?
Учащиеся должны понять, что в данной ситуации на высоте оказался не человек, а щенок. Так бывает, когда животных берут в дом, а затем выбрасывают на улицу.
Французский писатель Сент-Экзюпери справедливо утверждал: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Хозяин Чинка в первую очередь подумал не о собаке, а о грудинке, от которой, наверное, ничего не осталось. Однако вид щенка: «Его ноги дрожали от страха и голода, но он всё ещё принимал самый воинственный вид, и без сомнения, готов был умереть, защищая свой пост», — вызвал у этого, на наш взгляд, не совсем хорошего хозяина чувство вины. Преданность щенка: «Щенок, дрожа от страха и усталости, подполз к нему, заглянул в лицо и стал лизать руку...», — вызвали у старика Обри слезы. И эти слезы оправдывают хозяина.
• Что сделал потом хозяин? Можно ли оправдать его действия по отношению к койоту?
• Как был наказан Обри? Справедливо ли было это наказание?
4. Составление плана подробного пересказа третьей части:
1. Отъезд хозяина и его приказ Чинку.
2. Чинк сторожит палатку.
3. Голод.
4. Борьба с койотом.
5. Беда придаёт силы.
6. Приезд хозяина.
7. Чинк выполнил свой долг с честью.
Подробный пересказ третьей части рассказа
Перед подробным пересказом просим детей вспомнить две предыдущие части и кратко пересказать их.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание:одна группа учащихся подготовит подробный пересказ рассказа, вторая — краткий, третья выделит начало рассказа, самые напряжённые эпизоды в рассказе, четвёртая сделает заключение.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Повторяю и творю. Обобщение по разделу «Свою земную красоту природа дарит нам с тобой»
Цели:обобщение и закрепление знаний и умений учащихся по разделу; развитие интереса к творчеству писателей, с произведениями которых познакомились в разделе; активизация творческого воображения учащихся; воспитание любви к животным, природе.
Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
После проверки домашнего задания учащиеся читают «Крылатые слова и выражения», подбирают подходящие к рассказу «Чинк».
Обобщение по разделу «Свою земную красоту природа дарит нам с тобой»
Учитель предлагает учащимся перелистать страницы раздела «Свою земную красоту природа дарит нам с тобой» и вспомнить, о чём рассказывали писатели, какие произведения наиболее запомнились.
Активизация и закрепление знаний, которые учащиеся приобрели при изучении данного раздела
Выполнение заданий рубрики «Вспомните».
Систематизация знаний и активизация ассоциативного воображения учащихся
Выполнение заданий рубрики «Подумайте»
Игровая деятельность
Выполнение заданий рубрики «Угадайте»,
Развитие творческого воображения
Выполнение заданий рубрики «Пофантазируйте»
Выполнение тестовых заданий по разделу «Свою земную красоту природа дарит нам с тобой»
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:стр. 73-74, ответы на вопросы.
________________________________
Выполнение тестовых заданий
По теме «Свою земную красоту природа дарит нам с тобою»
Какое время года описал поэт? Обведи букву с правильным ответом.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
А. Лето.
Б. Весну.
В. Зиму.
Г. Осень