Тема: Э. Шим «Снег и Кисличка»

Цели: обучение анализу произведения, составлению характеристики героя, соотнесению действий и поступ­ков героя с его внутренним переживанием; активизация эмоционального состояния учащихся; воспитание чув­ства дружбы.

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

В начале урока учащиеся вспоминают изученные части рассказа (о чём шла речь в них? какие герои дей­ствуют?).

Подробный пересказ по плану второй части рассказа.

3. Перечитывание и анализ 5-9 частей рас­сказа «Снег и Кисличка»

Чтение и анализ пятой части

• Как жилось зимою зверям и птицам, деревьям?

• Как помогал им Снег выстоять?

• Что происходило с ним? Думал ли он о себе?

• О чём напомнил Снегу северный Ветер? Прочи­тайте.

• Что случилось ночью?

• Почему Снег покрылся твёрдой ледяной корочкой? Приходилось ли вам встречаться с этим явлением в жизни?

• Что почувствовал Снег утром?

• Как он отреагировал?

• Что почувствовали вы? Хотелось ли вам помочь тетеревам, козам?

• Почему автор пишет: «Ледяная корка резала им ноги... такая красная капля падала на снег, то прожигала его насквозь, и ему тоже делалось больно».

• Что можно сказать о Снеге? Какой он здесь, в этом эпизоде? Охарактеризуйте его.

• Что сделал Снег? Оправдываете ли вы его дей­ствия?

Чтение шестой части рассказа и её анализ

• Что произошло в природе?

• Как себя чувствовали цветы, птицы?

• Снег умел радоваться их счастью. Докажите это.

Чтение седьмой части рассказа и её анализ

• О чём размышлял Снег? Ведь он был на краю ги­бели.

• Что останавливало его? Найдите ответ в тексте.

• Что однажды ночью услыхал маленький сугробик?

• Что он увидел утром?

• Как описывает автор Кисличку? Прочитайте.

• Почему Снегу понравилась Кисличка? Какая она была?

• Дайте Кисличке характеристику.

• На что настраивают слова автора: «Но ему не при­шлось этого увидеть»?

Чтение восьмой части рассказа и её анализ

• Что случилось с Кисличкой?

• Почему автор пишет, что она стала «чахнуть»? Под­берите синонимы к этому слову.

• О чём размышлял Снег? Прочитайте.

• Хотелось ли ему умирать?

• Что он сделал?

• Соответствуют ли мысли Снега его действиям?

• Правильное решение он принял или нет? В каких словах это выражено? Найдите и прочитайте.

• «На том месте, где лежал Снег, разлилась чистая вода...». Давая определение воде «чистая», что хотел подчеркнуть автор?

Чтение заключительной девятой части рассказа и её анализ

Она — итог всей работы над произведением, утверждающим, что благие дела всегда оцениваются положительно. В данном случае Снег не просто умер, он пошёл по второму, а может быть, по миллионному кругу, превращаясь из воды в пар, из пара в воду, из воды в снег и т.д. И это потому, что всегда будут на земле доброта, красота и любовь. А раз они есть, никто не ответит, где кончается жизнь и начинается смерть.

Под­бор заголовков к каждой части рассказа

Подведение итогов урока

5. Домашнее задание:подготовить пересказ или чтение одной из особенно понравившихся частей рас­сказа.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Внеклассное чтение. Русские поэты- классики

Цели: познакомить учащихся с произведениями русских по­этов-классиков о зиме; расширить знания об их творчестве; развить память, речь, мышление; привить любовь к природе, к поэзии.

Организационный момент

2. Разгадывание загадок

Выгляну в оконце,

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит. (Снег.)

Я потрещу,

А ты бей в ладоши,

да пляши. (Мороз.)

Ни ведерка, ни кисти, ни рук,

А побелит все крыши вокруг. (Зима.)

Белый дед - белее нет.

Старый, горбатый.

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму —

Никто не поднимает.

Весна придет –

Он сам уйдет. (Сугроб.)

Летели белые гуси,

Нароняли белого пуха. (Тучи и снег.)

Старый дед,

Ему сто лет,

Во всю реку

Мост намостил.

А пришла молода,

Весь мост размела. (Зима и весна.)

— Какой темой объединены все эти загадки? (Темой «Зима».)

3. Рассматривание выставки книг

— Какие книги вы принесли на урок?

— Определите тему урока.

4. Выступления детей

Федор Иванович Тютчев (1803-1873)

Поздней осенью 1803 года в Орловской губернии, в семье помещика, родился будущий известный русский поэт Федор Иванович Тютчев. Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи.

Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую служ­бу в Германию, а затем в Италию. Там, на чужбине, он прожил более двад­цати лет. Память о родине, любовь к природе продиктовали ему строки, по­любившиеся впоследствии многим поколениям читателей.

После возвращения на родину Тютчев служил в Петербурге и писал сти­хи, не для печати, а для себя, для близких знакомых.

Тютчев был почти ровесником Пушкина (моложе его на четыре года). Но, когда Пушкин уже был знаменит, Тютчева мало кто знал как поэта. Пуш­кин один из первых оценил его стихи и напечатал их в 1836 году в своём журнале «Современник». А первый сборник стихов Тютчева вышел в свет ещё почти двадцать лет спустя, в 1854 году, когда поэту исполнилось уже пятьдесят лет.

Стихи Тютчева высоко ценили В. Жуковский, А. Пушкин, Л. Толстой. И. Тургенев, подготовивший к печати первый сборник стихотворений по­эта, писал о Тютчеве в предисловии: «Чувство природы в нём необыкновен­но тонко, живо и верно».

Более ста лет прошло со дня смерти Тютчева. Но стихи его о родной при­роде не стареют, и мы вновь и вновь повторяем строки поэта:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

У большинства тютчевских стихов, посвящённых утру, есть общая осо­бенность. Поэт старается схватить на лету и закрепить в слове быстро ус­кользающую пору — мгновения, когда ночь вступает в единоборство с пер­выми проблесками рассвета.

Декабрьское утро

На небе месяц — и ночная

Ещё не тронулася тень,

Царит себе, не сознавая,

Что вот уж встрепенулся день,—

Что хоть лениво и несмело

Луч возникает за лучом,

А небо так ещё всецело

Ночным сияет торжеством.

Но не пройдёт двух-трёх мгновений,

Ночь испарится над землёй,

И в полном блеске проявлений

Вдруг нас охватит мир дневной...

Тютчев легко улавливает едва заметные переходы от поздней зимы к ран­ней весне или от позднего лета к ранней осени. Всюду в его стихах природа живая, деятельная, будто она сама ведёт свой календарь. В этом стихотворе­нии столкновение времён года представлено в виде сказочного сражения, но за ним хорошо видна точная картина наступления весны.

Зима недаром злится,

Прошла её пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захвати,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Пришла зима, и в стихи Тютчева вошла сказка, похожая на безрадост­ный сон. Потому что поэт не находит подлинной жизни в красоте заснежен­ного леса, ему чужда прелесть холодного зимнего мира.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он околдован, -

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли блещет

На него свой луч косой -

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Современный поэт и критик Николай Александрович Добролюбов пи­сал, что Тютчеву доступны «и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума». В стихах о природе по-своему раскрываются все стороны дарования Тютчева.

В этой миниатюре, противопоставив долинам горам, поэт сумел выразить сложные раздумья о быстротечности жизни и о ее бессмертной сущности.

Ярким снег сиял в долине, —

Снег растаял и ушёл;

Вешний злак блестит в долине, —

Злак увянет и уйдет.

Но который век белеет

Там, на высях снеговых?

А заря и ныне сеет

Розы свежие на них!..

Иван Саввич Никитин

Замечательный русский поэт Иван Саввич Никитин (1824-1861) про­жил недолгую, полную бед и лишений жизнь. Но одинокое безрадостное детство, невозможность закончить образование и поступить в университет, тяжёлый труд на постоялом дворе не сломили поэта — он оказался сильным человеком.

Иван Саввич много читал, писал стихи. «Продавая извозчикам овёс и сено, я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки... Найдя свободную минуту, я уходил в какой-нибудь отдалённый уголок моего дома. Там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца», - вспоминал поэт.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

Прекрасные, задушевные стихи посвятил Никитин родной природе и простому человеку - пахарю, дворовому, извозчику, пряхе, городскому ре­месленнику - всем тем, кто до изнеможения работал, но оставался голод­ным и бесправным.

Иван Саввич, долго не решался попробовать напечатать свои стихи. Толь­ко в 1853 году отправил он несколько стихотворений в воронежскую газету. Талант поэта сразу был отмечен, и его стихи стали публиковаться в журна­лах и газетах.

А Никитин продолжал скромную трудовую жизнь. Лишь за два года до смерти он смог оставить постоялый двор и открыть в Воронеже книжный магазин, в котором можно было и купить книгу, и взять её для чтения, как в библиотеке. У поэта появилось больше времени для поэтического труда. Однако здоровье было подорвано годами лишений. Он умер тридцати семи лет. Но живы и всегда дороги русскому читателю чудесные стихи Ивана Саввича Никитина.

Встреча зимы

Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над землёю туман

Облаками вставал.

Веял холод в лицо

От угрюмых небес,

И, бог знает о чём,

Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

<...>

Есть раздолье у нас, —

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, —

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

Наши рекомендации