Тема: Э. Шим «Снег и Кисличка»
Цели: обучение анализу произведения, составлению характеристики героя, соотнесению действий и поступков героя с его внутренним переживанием; активизация эмоционального состояния учащихся; воспитание чувства дружбы.
Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
В начале урока учащиеся вспоминают изученные части рассказа (о чём шла речь в них? какие герои действуют?).
Подробный пересказ по плану второй части рассказа.
3. Перечитывание и анализ 5-9 частей рассказа «Снег и Кисличка»
Чтение и анализ пятой части
• Как жилось зимою зверям и птицам, деревьям?
• Как помогал им Снег выстоять?
• Что происходило с ним? Думал ли он о себе?
• О чём напомнил Снегу северный Ветер? Прочитайте.
• Что случилось ночью?
• Почему Снег покрылся твёрдой ледяной корочкой? Приходилось ли вам встречаться с этим явлением в жизни?
• Что почувствовал Снег утром?
• Как он отреагировал?
• Что почувствовали вы? Хотелось ли вам помочь тетеревам, козам?
• Почему автор пишет: «Ледяная корка резала им ноги... такая красная капля падала на снег, то прожигала его насквозь, и ему тоже делалось больно».
• Что можно сказать о Снеге? Какой он здесь, в этом эпизоде? Охарактеризуйте его.
• Что сделал Снег? Оправдываете ли вы его действия?
Чтение шестой части рассказа и её анализ
• Что произошло в природе?
• Как себя чувствовали цветы, птицы?
• Снег умел радоваться их счастью. Докажите это.
Чтение седьмой части рассказа и её анализ
• О чём размышлял Снег? Ведь он был на краю гибели.
• Что останавливало его? Найдите ответ в тексте.
• Что однажды ночью услыхал маленький сугробик?
• Что он увидел утром?
• Как описывает автор Кисличку? Прочитайте.
• Почему Снегу понравилась Кисличка? Какая она была?
• Дайте Кисличке характеристику.
• На что настраивают слова автора: «Но ему не пришлось этого увидеть»?
Чтение восьмой части рассказа и её анализ
• Что случилось с Кисличкой?
• Почему автор пишет, что она стала «чахнуть»? Подберите синонимы к этому слову.
• О чём размышлял Снег? Прочитайте.
• Хотелось ли ему умирать?
• Что он сделал?
• Соответствуют ли мысли Снега его действиям?
• Правильное решение он принял или нет? В каких словах это выражено? Найдите и прочитайте.
• «На том месте, где лежал Снег, разлилась чистая вода...». Давая определение воде «чистая», что хотел подчеркнуть автор?
Чтение заключительной девятой части рассказа и её анализ
Она — итог всей работы над произведением, утверждающим, что благие дела всегда оцениваются положительно. В данном случае Снег не просто умер, он пошёл по второму, а может быть, по миллионному кругу, превращаясь из воды в пар, из пара в воду, из воды в снег и т.д. И это потому, что всегда будут на земле доброта, красота и любовь. А раз они есть, никто не ответит, где кончается жизнь и начинается смерть.
Подбор заголовков к каждой части рассказа
Подведение итогов урока
5. Домашнее задание:подготовить пересказ или чтение одной из особенно понравившихся частей рассказа.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Внеклассное чтение. Русские поэты- классики
Цели: познакомить учащихся с произведениями русских поэтов-классиков о зиме; расширить знания об их творчестве; развить память, речь, мышление; привить любовь к природе, к поэзии.
Организационный момент
2. Разгадывание загадок
Выгляну в оконце,
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит. (Снег.)
Я потрещу,
А ты бей в ладоши,
да пляши. (Мороз.)
Ни ведерка, ни кисти, ни рук,
А побелит все крыши вокруг. (Зима.)
Белый дед - белее нет.
Старый, горбатый.
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму —
Никто не поднимает.
Весна придет –
Он сам уйдет. (Сугроб.)
Летели белые гуси,
Нароняли белого пуха. (Тучи и снег.)
Старый дед,
Ему сто лет,
Во всю реку
Мост намостил.
А пришла молода,
Весь мост размела. (Зима и весна.)
— Какой темой объединены все эти загадки? (Темой «Зима».)
3. Рассматривание выставки книг
— Какие книги вы принесли на урок?
— Определите тему урока.
4. Выступления детей
Федор Иванович Тютчев (1803-1873)
Поздней осенью 1803 года в Орловской губернии, в семье помещика, родился будущий известный русский поэт Федор Иванович Тютчев. Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи.
Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу в Германию, а затем в Италию. Там, на чужбине, он прожил более двадцати лет. Память о родине, любовь к природе продиктовали ему строки, полюбившиеся впоследствии многим поколениям читателей.
После возвращения на родину Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя, для близких знакомых.
Тютчев был почти ровесником Пушкина (моложе его на четыре года). Но, когда Пушкин уже был знаменит, Тютчева мало кто знал как поэта. Пушкин один из первых оценил его стихи и напечатал их в 1836 году в своём журнале «Современник». А первый сборник стихов Тютчева вышел в свет ещё почти двадцать лет спустя, в 1854 году, когда поэту исполнилось уже пятьдесят лет.
Стихи Тютчева высоко ценили В. Жуковский, А. Пушкин, Л. Толстой. И. Тургенев, подготовивший к печати первый сборник стихотворений поэта, писал о Тютчеве в предисловии: «Чувство природы в нём необыкновенно тонко, живо и верно».
Более ста лет прошло со дня смерти Тютчева. Но стихи его о родной природе не стареют, и мы вновь и вновь повторяем строки поэта:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
У большинства тютчевских стихов, посвящённых утру, есть общая особенность. Поэт старается схватить на лету и закрепить в слове быстро ускользающую пору — мгновения, когда ночь вступает в единоборство с первыми проблесками рассвета.
Декабрьское утро
На небе месяц — и ночная
Ещё не тронулася тень,
Царит себе, не сознавая,
Что вот уж встрепенулся день,—
Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так ещё всецело
Ночным сияет торжеством.
Но не пройдёт двух-трёх мгновений,
Ночь испарится над землёй,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной...
Тютчев легко улавливает едва заметные переходы от поздней зимы к ранней весне или от позднего лета к ранней осени. Всюду в его стихах природа живая, деятельная, будто она сама ведёт свой календарь. В этом стихотворении столкновение времён года представлено в виде сказочного сражения, но за ним хорошо видна точная картина наступления весны.
Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захвати,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Пришла зима, и в стихи Тютчева вошла сказка, похожая на безрадостный сон. Потому что поэт не находит подлинной жизни в красоте заснеженного леса, ему чужда прелесть холодного зимнего мира.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он околдован, -
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли блещет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Современный поэт и критик Николай Александрович Добролюбов писал, что Тютчеву доступны «и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума». В стихах о природе по-своему раскрываются все стороны дарования Тютчева.
В этой миниатюре, противопоставив долинам горам, поэт сумел выразить сложные раздумья о быстротечности жизни и о ее бессмертной сущности.
Ярким снег сиял в долине, —
Снег растаял и ушёл;
Вешний злак блестит в долине, —
Злак увянет и уйдет.
Но который век белеет
Там, на высях снеговых?
А заря и ныне сеет
Розы свежие на них!..
Иван Саввич Никитин
Замечательный русский поэт Иван Саввич Никитин (1824-1861) прожил недолгую, полную бед и лишений жизнь. Но одинокое безрадостное детство, невозможность закончить образование и поступить в университет, тяжёлый труд на постоялом дворе не сломили поэта — он оказался сильным человеком.
Иван Саввич много читал, писал стихи. «Продавая извозчикам овёс и сено, я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки... Найдя свободную минуту, я уходил в какой-нибудь отдалённый уголок моего дома. Там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца», - вспоминал поэт.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...
Прекрасные, задушевные стихи посвятил Никитин родной природе и простому человеку - пахарю, дворовому, извозчику, пряхе, городскому ремесленнику - всем тем, кто до изнеможения работал, но оставался голодным и бесправным.
Иван Саввич, долго не решался попробовать напечатать свои стихи. Только в 1853 году отправил он несколько стихотворений в воронежскую газету. Талант поэта сразу был отмечен, и его стихи стали публиковаться в журналах и газетах.
А Никитин продолжал скромную трудовую жизнь. Лишь за два года до смерти он смог оставить постоялый двор и открыть в Воронеже книжный магазин, в котором можно было и купить книгу, и взять её для чтения, как в библиотеке. У поэта появилось больше времени для поэтического труда. Однако здоровье было подорвано годами лишений. Он умер тридцати семи лет. Но живы и всегда дороги русскому читателю чудесные стихи Ивана Саввича Никитина.
Встреча зимы
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
<...>
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!