Знакомство с творчеством финского писателя Цакариаса Топелиуса

Цакариас Топелиус родился в Финляндии в 1818 году в семье врача. Его отец любил литературу и был собирателем финского фольклора. Особенно ему нра­вились финские народные песни — руны, которые он записывал прямо из уст исполнителей.

Топелиус-младший, т.е. его сын, также с детства увлекался народным творчеством, любил стихи швед­ских и финских поэтов, пробовал сам сочинять стихи. Для детских газет и журналов он писал сказки, пьесы, стихи, которые с удовольствием принимали его чита­тели. Многие из этих произведений писатель затем включил в сборники, которые назывались «Детское чте­ние». Их при жизни Цакариаса Топелиуса вышло во­семь.

На создание детских сказок писателя воодушевил известный датский сказочник X. К. Андерсен. В сказ­ках Андерсена Цакариаса привлекало то, что необыч­ное часто становилось обычным, а обычное переста­вало быть повседневным и превращалось в сказочное. Люди, явления природы, предметы становились вол­шебными, хотя они были близки к реальному миру. Эту особенность сказочной манеры датского сказочника и усвоил Цакариас Топелиус.

В своих сказках он с особой симпатией изобразил жизнь детей, суровую и величественную природу Фин­ляндии. Сказки писателя близки и к устному народно­му творчеству финского народа, они согреты теплом, весельем, добрыми чувствами автора.

Лучшие сказки писателя переведены на русский язык. Среди них волшебная сказка «Кнут-музыкант», в которой использованы мотивы финского фольклора и народные поверья об эльфах, гномах, спящем дереве-великане. Мальчику в сказке помогают добрые силы природы и волшебная дудочка.

Одна из лучших сказок Топелиуса — героическая сказка «Сампо-Лопарёнок». Её герой — храбрый се­милетний мальчик Сампо, который борется с горным королём, забравшим солнце. Выиграть сражение Сам­по помогает золоторогий олень и его добрый учитель.

Есть у Топелиуса и сказки, в которых он оживляет природу. С одной из таких сказок — «Солнечный Луч в ноябре» — мы сегодня с вами познакомимся. Нести свет, тепло, радость жизни — таково предназначение Луча, а значит и человека.

4. Чтение и анализ сказки Ц. Топелиуса «Сол­нечный луч в ноябре»

Учитель читает сказку Ц. Топелиуса «Сол­нечный луч в ноябре».

После чтения выявляется эмоциональное восприятие:

• Что привлекло вас в сказке?

• Что показалось необычным?

• Что особенно понравилось?

Учащиеся перечи­тывают сказку «цепочкой».

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание:прочитать текст, найти самые поэтические строчки с описанием природы.




ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»

Цели:формирование умения анализировать художе­ственный текст; развитие умения составлять план тек­ста, делать словесные рисунки; закрепление умения пе­ресказывать текст по плану; воспитание стремления де­лать добрые дела и совершать добрые поступки.

Организационный момент

2. Анализ художественных средств и при­ёмов создания образов

Первая картина осени, изображённая автором, — подготовка муравьев к зиме. Описание этой картины перечитывает один из учащихся, а учитель предлагает сделать к ней словесный рисунок и постараться ниче­го не упустить.

Также, путём выборочного чтения и словесных ри­сунков, ребята описывают осеннюю землю, траву и лиственные деревья, сосны, работу ветров, замерза­ющие волны.

3. Проверка домашнего задания

Определение самых поэтичных строчек, а затем показать, что особенно привлекло в этих эпизодах: например, иней на земле сравнивается с семью миллионами жем­чужин; стебельки трав и деревья оделись в тёмные, пе­чальные платья (использование приёма одушевления); ветра получают определение — «резвые сыновья воз­духа» и тоже изображены как живые существа (приём персонификации, одушевления). Этот же приём ис­пользован автором и при описании волн, которые «на­певали у берегов свою, грустную песню», «...заснули под твёрдым ледяным покровом».

Кроме того, важно выявить настроение, созданное описанием осени, и найти слова, которые подчёркива­ют печаль, грусть, замирание природы.

4. Работа с текстом (появление Солнечного Луча и встреча с ним героев).

¾ Давайте проследим по тексту, с кем встретился Солнечный Луч и как его принимали на земле.

Дети читают описания встреч Сол­нечного Лучас недовольными муравьями, с замерзающим кузнечиком, с весёлыми школьниками, с девоч­кой, посадившей отросточек мирты, со старушкой, искавшей ключи.

¾ Каким был Солнечный Луч по отношению к тем, с кем он встречался? (Автор называет его «доб­рый Солнечный Луч», потому что он творил добрые дела.)

Чтение последнего абзаца сказки, в котором Цакариас Топелиус ненавяз­чиво, мудро призывает читателей совершать добрые дела: «если тебе удалось хоть немного утешить или развеселить кого-нибудь, ты можешь считать, что сде­лал хорошее дело».

¾ Вспомните хоро­шие дела, которые вы совершили за прошедшую не­делю.

Составление плана текста

1. Природа поздней осенью:

а) муравьи,

б) травы, деревья,

в) ветры,

г) море.

2. Встречи с Солнечным Лучом в ноябре:

а) муравьев,

б) кузнечика,

в) школьников,

г) девочки,

д) старушки.

3. Готовность Солнечного Луча к добрым делам.

5. Подробный пересказ сказки по плану «цепочкой».

6. Чте­ние и анализ «Жемчужин народной мысли».

Подведение итогов урока

8. Домашнее задание:подготовить по плану подроб­ный пересказ сказки.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Наши рекомендации