Знакомство с творчеством финского писателя Цакариаса Топелиуса
Цакариас Топелиус родился в Финляндии в 1818 году в семье врача. Его отец любил литературу и был собирателем финского фольклора. Особенно ему нравились финские народные песни — руны, которые он записывал прямо из уст исполнителей.
Топелиус-младший, т.е. его сын, также с детства увлекался народным творчеством, любил стихи шведских и финских поэтов, пробовал сам сочинять стихи. Для детских газет и журналов он писал сказки, пьесы, стихи, которые с удовольствием принимали его читатели. Многие из этих произведений писатель затем включил в сборники, которые назывались «Детское чтение». Их при жизни Цакариаса Топелиуса вышло восемь.
На создание детских сказок писателя воодушевил известный датский сказочник X. К. Андерсен. В сказках Андерсена Цакариаса привлекало то, что необычное часто становилось обычным, а обычное переставало быть повседневным и превращалось в сказочное. Люди, явления природы, предметы становились волшебными, хотя они были близки к реальному миру. Эту особенность сказочной манеры датского сказочника и усвоил Цакариас Топелиус.
В своих сказках он с особой симпатией изобразил жизнь детей, суровую и величественную природу Финляндии. Сказки писателя близки и к устному народному творчеству финского народа, они согреты теплом, весельем, добрыми чувствами автора.
Лучшие сказки писателя переведены на русский язык. Среди них волшебная сказка «Кнут-музыкант», в которой использованы мотивы финского фольклора и народные поверья об эльфах, гномах, спящем дереве-великане. Мальчику в сказке помогают добрые силы природы и волшебная дудочка.
Одна из лучших сказок Топелиуса — героическая сказка «Сампо-Лопарёнок». Её герой — храбрый семилетний мальчик Сампо, который борется с горным королём, забравшим солнце. Выиграть сражение Сампо помогает золоторогий олень и его добрый учитель.
Есть у Топелиуса и сказки, в которых он оживляет природу. С одной из таких сказок — «Солнечный Луч в ноябре» — мы сегодня с вами познакомимся. Нести свет, тепло, радость жизни — таково предназначение Луча, а значит и человека.
4. Чтение и анализ сказки Ц. Топелиуса «Солнечный луч в ноябре»
Учитель читает сказку Ц. Топелиуса «Солнечный луч в ноябре».
После чтения выявляется эмоциональное восприятие:
• Что привлекло вас в сказке?
• Что показалось необычным?
• Что особенно понравилось?
Учащиеся перечитывают сказку «цепочкой».
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:прочитать текст, найти самые поэтические строчки с описанием природы.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»
Цели:формирование умения анализировать художественный текст; развитие умения составлять план текста, делать словесные рисунки; закрепление умения пересказывать текст по плану; воспитание стремления делать добрые дела и совершать добрые поступки.
Организационный момент
2. Анализ художественных средств и приёмов создания образов
Первая картина осени, изображённая автором, — подготовка муравьев к зиме. Описание этой картины перечитывает один из учащихся, а учитель предлагает сделать к ней словесный рисунок и постараться ничего не упустить.
Также, путём выборочного чтения и словесных рисунков, ребята описывают осеннюю землю, траву и лиственные деревья, сосны, работу ветров, замерзающие волны.
3. Проверка домашнего задания
Определение самых поэтичных строчек, а затем показать, что особенно привлекло в этих эпизодах: например, иней на земле сравнивается с семью миллионами жемчужин; стебельки трав и деревья оделись в тёмные, печальные платья (использование приёма одушевления); ветра получают определение — «резвые сыновья воздуха» и тоже изображены как живые существа (приём персонификации, одушевления). Этот же приём использован автором и при описании волн, которые «напевали у берегов свою, грустную песню», «...заснули под твёрдым ледяным покровом».
Кроме того, важно выявить настроение, созданное описанием осени, и найти слова, которые подчёркивают печаль, грусть, замирание природы.
4. Работа с текстом (появление Солнечного Луча и встреча с ним героев).
¾ Давайте проследим по тексту, с кем встретился Солнечный Луч и как его принимали на земле.
Дети читают описания встреч Солнечного Лучас недовольными муравьями, с замерзающим кузнечиком, с весёлыми школьниками, с девочкой, посадившей отросточек мирты, со старушкой, искавшей ключи.
¾ Каким был Солнечный Луч по отношению к тем, с кем он встречался? (Автор называет его «добрый Солнечный Луч», потому что он творил добрые дела.)
Чтение последнего абзаца сказки, в котором Цакариас Топелиус ненавязчиво, мудро призывает читателей совершать добрые дела: «если тебе удалось хоть немного утешить или развеселить кого-нибудь, ты можешь считать, что сделал хорошее дело».
¾ Вспомните хорошие дела, которые вы совершили за прошедшую неделю.
Составление плана текста
1. Природа поздней осенью:
а) муравьи,
б) травы, деревья,
в) ветры,
г) море.
2. Встречи с Солнечным Лучом в ноябре:
а) муравьев,
б) кузнечика,
в) школьников,
г) девочки,
д) старушки.
3. Готовность Солнечного Луча к добрым делам.
5. Подробный пересказ сказки по плану «цепочкой».
6. Чтение и анализ «Жемчужин народной мысли».
Подведение итогов урока
8. Домашнее задание:подготовить по плану подробный пересказ сказки.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ