Актуализация знаний учащихся о творчестве А. С. Пушкина

Урок начинается рассказами детей о творчестве А. С. Пушкина: чтением его стихотворений, пересказом самых ярких и интересных эпизодов из сказок.

Вступительное слово учителя

¾ В 1999 году весь мир отмечал 200-летие со дня рожде­ния А. С. Пушкина. Весь мир — потому что произведения великого поэта переведены практически на все языки мира. Его произведения читают и взрослые и дети.

Русские народные сказки будущий поэт впервые услы­шал от няни Арины Родионовны. И даже взрослым А. Пушкин любил её слушать. В длинные зимние вечера она рассказы­вала свои истории, сказки, а поэт записывал их. В один из таких вечеров и родилось у него стихотворение «Няне»:

Буря мглою небо кроет.

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

В доме тепло, няня прядёт пряжу и рассказывает... Ска­зочный мир потихоньку наполняет комнату...

Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Создавая свои сказки, он использовал образы из народных сказок, однако преображал их, наполняя поэтич­ностью. Богатство, выразительность, меткость русского языка блестяще переданы в его сказках».

Учитель зачитывает отрывки из сказок А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о попе и о работнике его Балде»; «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем бога­тыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; «Сказка о Золотом петушке», а дети вспоминают их названия («Литературная тетрадь», стр. 18-19)

¾ Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые обра­зы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Зо­лотого петушка, затейницу белку, прекрасных богатырей. И вместе с народом он высмеял и осудил злых царей, жадных попов, хитрых, завистливых, глупых людей. Каждый, кто про­чтёт пушкинские сказки впервые, будет счастлив, а кто ста­нет перечитывать их, будет счастлив вдвойне, так как смо­жет насладиться не только сказочными сюжетами, образа­ми, но и прелестью русского языка и очарованием истинной пушкинской поэзии».

Знакомство со «Сказкой о попе и работнике его Балде».

Выразительное чтение сказки учителем

Толкование непонятных слов

Выявление первичного восприятия:

¾ Понравилась сказка? Чем? Кто особенно понравился?

¾ Когда вы переживали за Балду?

¾ Когда радовались?

Перечитывание сказки детьми вслух «цепочкой»

¾ Определите содержание сказки (грустная, смешная, весёлая, поучительная).

¾ Определите вид сказки (бытовая).

Самостоятельное чтение толкований непонятных слов, размещённых после тек­ста (стр. 46-47).

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание:перечитать сказку, оп­ределить черты характера Балды.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Цели:развитие умения составлять характеристику ге­роев; закрепление умения выборочного чтения; развитие уме­ния характеризовать авторское отношение к героям; фор­мирование вдумчивого, осмысленного отношения к художе­ственному слову; воспитание трудолюбия, смекалки.

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Определение черт характера Балды

Учитель системати­зирует материал, подготовленный детьми, путём беседы, выборочного чтения и записывает на доске определяющие слова для характеристики героя.

У.: Какого работника искал поп?

Д.: Повара, конюха, плотника (запись на доске).

У.: Балда сам говорит в начале сказки, что он будет попу служить как?

Д.: «Славно, усердно и очень исправно» — эти слова из текста свидетельствуют о том, что Балда был работником усердным, исправным, славным (запись на доске).

У.: На каких условиях поп берёт Балду на работу к себе?

Д.: «Ладно / Не будет нам обоим накладно, / Поживи-ка на моем подворье, / Окажи своё усердье и проворье».

У.: Какое слово из этого текста можно ещё добавить для характеристики Балды?

Д.: «Проворье» — проворный, всё быстро делает, всюду успевает (запись на доске).

У.: Как работает Балда в поповском доме? Прочитайте.

Выборочное чтение: «Живет Балда в поповском доме...».

У.: Какое выражение к «усердному работнику» можно до­бавить?

Д.: Работает за семерых (запись на доске).

У.: Как относятся в поповском доме к Балде? Найдите в тексте.

Д.: «Попадья Балдой не нахвалится...»

У.: Как может охарактеризовать Балду строчка «Спит себе на соломе»?

Это не простой вопрос, и, скорее всего, учителю придёт­ся помочь детям, добавить к характеристике Балды слово «непритязательный» — ничего не требующий, всем доволь­ный, неунывающий.

У.: Каким оказался Балда в разговоре с бесёнком?

Д.: Хитрым, умным (запись на доске).

У.: Что ответил Балда на предложение бесёнка? Прочитайте.

Д.: «Засмеялся Балда лукаво...»

У.: Как характеризуют Балду строки: «Где тебе тягаться со мною, / Со мною, с самим Балдою»?

Д.: Как человека, уверенного в себе (запись на доске).

У.: Прочитайте, какое своё условие поставил Балда бе­сёнку.

Выборочное чтение: «Нет, — говорит Балда, — теперь моя череда».

У.: Этот пример ещё раз подчёркивает какую черту Балды?

Д.: Ум, находчивость.

У.: Как Балда проучил жадного попа? Прочитайте.

У.: Справедливо ли поступил Балда?

Утвердительный ответ детей даёт учителю право запи­сать к характеристике Балды и слово справедливый.

Наши рекомендации