Актуализация знаний учащихся о творчестве А. С. Пушкина
Урок начинается рассказами детей о творчестве А. С. Пушкина: чтением его стихотворений, пересказом самых ярких и интересных эпизодов из сказок.
Вступительное слово учителя
¾ В 1999 году весь мир отмечал 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина. Весь мир — потому что произведения великого поэта переведены практически на все языки мира. Его произведения читают и взрослые и дети.
Русские народные сказки будущий поэт впервые услышал от няни Арины Родионовны. И даже взрослым А. Пушкин любил её слушать. В длинные зимние вечера она рассказывала свои истории, сказки, а поэт записывал их. В один из таких вечеров и родилось у него стихотворение «Няне»:
Буря мглою небо кроет.
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
В доме тепло, няня прядёт пряжу и рассказывает... Сказочный мир потихоньку наполняет комнату...
Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Создавая свои сказки, он использовал образы из народных сказок, однако преображал их, наполняя поэтичностью. Богатство, выразительность, меткость русского языка блестяще переданы в его сказках».
Учитель зачитывает отрывки из сказок А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о попе и о работнике его Балде»; «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; «Сказка о Золотом петушке», а дети вспоминают их названия («Литературная тетрадь», стр. 18-19)
¾ Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Золотого петушка, затейницу белку, прекрасных богатырей. И вместе с народом он высмеял и осудил злых царей, жадных попов, хитрых, завистливых, глупых людей. Каждый, кто прочтёт пушкинские сказки впервые, будет счастлив, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне, так как сможет насладиться не только сказочными сюжетами, образами, но и прелестью русского языка и очарованием истинной пушкинской поэзии».
Знакомство со «Сказкой о попе и работнике его Балде».
Выразительное чтение сказки учителем
Толкование непонятных слов
Выявление первичного восприятия:
¾ Понравилась сказка? Чем? Кто особенно понравился?
¾ Когда вы переживали за Балду?
¾ Когда радовались?
Перечитывание сказки детьми вслух «цепочкой»
¾ Определите содержание сказки (грустная, смешная, весёлая, поучительная).
¾ Определите вид сказки (бытовая).
Самостоятельное чтение толкований непонятных слов, размещённых после текста (стр. 46-47).
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:перечитать сказку, определить черты характера Балды.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Цели:развитие умения составлять характеристику героев; закрепление умения выборочного чтения; развитие умения характеризовать авторское отношение к героям; формирование вдумчивого, осмысленного отношения к художественному слову; воспитание трудолюбия, смекалки.
Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Определение черт характера Балды
Учитель систематизирует материал, подготовленный детьми, путём беседы, выборочного чтения и записывает на доске определяющие слова для характеристики героя.
У.: Какого работника искал поп?
Д.: Повара, конюха, плотника (запись на доске).
У.: Балда сам говорит в начале сказки, что он будет попу служить как?
Д.: «Славно, усердно и очень исправно» — эти слова из текста свидетельствуют о том, что Балда был работником усердным, исправным, славным (запись на доске).
У.: На каких условиях поп берёт Балду на работу к себе?
Д.: «Ладно / Не будет нам обоим накладно, / Поживи-ка на моем подворье, / Окажи своё усердье и проворье».
У.: Какое слово из этого текста можно ещё добавить для характеристики Балды?
Д.: «Проворье» — проворный, всё быстро делает, всюду успевает (запись на доске).
У.: Как работает Балда в поповском доме? Прочитайте.
Выборочное чтение: «Живет Балда в поповском доме...».
У.: Какое выражение к «усердному работнику» можно добавить?
Д.: Работает за семерых (запись на доске).
У.: Как относятся в поповском доме к Балде? Найдите в тексте.
Д.: «Попадья Балдой не нахвалится...»
У.: Как может охарактеризовать Балду строчка «Спит себе на соломе»?
Это не простой вопрос, и, скорее всего, учителю придётся помочь детям, добавить к характеристике Балды слово «непритязательный» — ничего не требующий, всем довольный, неунывающий.
У.: Каким оказался Балда в разговоре с бесёнком?
Д.: Хитрым, умным (запись на доске).
У.: Что ответил Балда на предложение бесёнка? Прочитайте.
Д.: «Засмеялся Балда лукаво...»
У.: Как характеризуют Балду строки: «Где тебе тягаться со мною, / Со мною, с самим Балдою»?
Д.: Как человека, уверенного в себе (запись на доске).
У.: Прочитайте, какое своё условие поставил Балда бесёнку.
Выборочное чтение: «Нет, — говорит Балда, — теперь моя череда».
У.: Этот пример ещё раз подчёркивает какую черту Балды?
Д.: Ум, находчивость.
У.: Как Балда проучил жадного попа? Прочитайте.
У.: Справедливо ли поступил Балда?
Утвердительный ответ детей даёт учителю право записать к характеристике Балды и слово справедливый.