Раздел 1. Традиционные герои народных сказок (9 ч)
Рабочая программа
По внеурочной деятельности
Направление: общекультурное
Наименование программы: "В гостях у сказки"
1 "Б" класс
Учебный год
Учитель: Коротаева Надежда Аркадьевна
учитель высшей квалификационной категории
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Пояснительная записка
Перед школой всегда стояла задача воспитания личности. ФГОС НОО одним из главных выдвигает требование формирования личностных результатов (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и т.д.). На современном этапе развития образования решение этой задачи находит своё отражение в альтернативных образовательных программах, одной из которых и является программа литературного объединения "В гостях у сказки".
Актуальность программы объясняется тем, что сказочный, иллюзорный мир воспитывает чувства, развивая отзывчивость, сердечность. Благодаря чему сказка воспитывает? Сказка, прежде всего, действует на чувства, или, как принято говорить в жизни, на сердце, и лишь затем на ум. Слушая сказку, ребёнок неосознанно в своём воображении сливается с героями сказки, если они ему симпатичны. И тогда вместе с ними он проявляет доброту и благородство, рискует собой ради других, любит, грустит, становится смелым и находчивым, совершает подвиги и побеждает злых и страшных чудовищ: и Кощея Бессмертного, и Бабу-Ягу, и Змея Горыныча. Сказки воспитывают у ребёнка способность волноваться, радоваться за другого, переживать чужую судьбу, как свою. В сказках добродетель всегда вознаграждается, а зло наказуемо. И в этом сказки тоже идут за натурой ребёнка: дети жаждут похвал, поощрений за свои дела и успехи, без чего теряют к ним интерес. Волшебные сказки щедро утоляют детскую жажду в фантазии. Детей увлекают чудные картины волшебных превращений. У всех народов сказки учат детей почитать родителей и благодарить их за труды и заботы. В сказках положительный герой - непременно хороший сын или дочь.
Программа имеет общекультурную направленность. Дж. Родари указывал на огромное значение сказки. "Сказка - средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности".
Новизна программызаключена в подборе материала для формирования личностных результатов, сказок, на смыслах которых дети получают возможность усвоения нравственных общечеловеческих ценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность и настойчивость, получают первые представления о справедливости, упорстве, мужестве. В программе важное место принадлежит как народной сказке, так и авторской, литературной: А. Пушкина, П. Ершова, С. Аксакова, Д. Мамина -Сибиряка, К. Паустовского и др. Включены в программу и сказки зарубежных писателей.
Цель программы - в создании условий для формирования личностных результатов младших школьников на основе чтения и анализа сказок русских и зарубежных авторов.
Задачи:
· приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной и авторской сказки;
· воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
· развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей;
· использовать ошибки детей как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
· обеспечить независимость в выборе и принятии решений, возможность самостоятельно контролировать собственное продвижение;
· создать климат взаимного доверия, безоценочности, принятия других, психологической безопасности.
Теоретико-методологические основыкурса строятся на системно-деятельностном подходе.
Объем: программа рассчитана на 132 часа и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 1-4-го классов. Участникам учебного процесса предложены занятия 1 раз в неделю. Коррекция количества учебных часов допускается в первом классе в соответствии с требованиями СанПиН .
Формы реализации:
1. Внеурочная деятельность в режиме второй половины дня образовательного учреждения.
2. Кружковая работа в учреждениях дополнительного образования.
Формы проведения занятий
Чтение текстов с использованием технологии продуктивного чтения.
Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
Анализ и просмотр текстов сказок.
Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.
Основные разделы программы
"В гостях у сказки"
Первый год
"Народные сказки о животных"
№ п/п | Содержание | Теорет. часы | Практ. часы | Всего часов |
Раздел 1. традиционные герои народных сказок | - | |||
Раздел 2. О будущем следует думать | - | |||
Раздел 3. Действуй по обстоятельствам | - | |||
Раздел 4. Делай добро и жди добра | - | |||
Раздел 5. Без труда нет добра | - | 4+4 | ||
Итого | - |
Тематический план занятий
Первый год (33 ч)
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов |
Раздел 1. Традиционные герои народных сказок(9 ч) | |||
Русская народная сказка "Заяц-хваста" | |||
Адыгейская сказка "Кто сильнее". Мансийская сказка "отчего у зайца длинные уши" | |||
Сказки про зайцев | |||
Чукотская сказка "Хвост" | |||
Русская народная сказка "Лиса и тетерев" | |||
Русская народная сказка "Думы" | |||
Удмуртская сказка "Как произошли медведи" | |||
Мордовская сказка "Благодарный медведь" | |||
Сказки о зайце, лисе и медведе | |||
Раздел 2. О будущем следует думать(8 ч) | |||
Мордовская сказка "Разудалый петушок" | |||
Калмыцкие сказки "Петух и павлин", "Веселый воробей" | |||
Удмуртская сказка "Синица и старый воробей" | |||
Бурятская сказка "Почему у сороки длинный хвост" | |||
Ингушская сказка "Сокол и ворон" | |||
Русская народная сказка "Байка про тетерева" | |||
Сказки о птицах | |||
Раздел 3. Действуй по обстоятельствам(4 ч) | |||
Русская народная сказка "Репка" и белорусская народная сказка "Пых" | |||
Русская народная сказка "Теремок" в разных обработках. Украинская народная сказка "Рукавичка" | |||
Русская народная сказка "У страха глаза велики" | |||
Русская народная сказка "Бабушка, внучка и курочка" | |||
Раздел 4. Делай добро и жди добра(4 ч) | |||
Русская народная сказка "Заячья избушка". Латышская народная сказка "Заячий домик" | |||
Русская народная сказка "Бобовое зернышко" | |||
Русская народная сказка "Хаврошечка" | |||
Литературная викторина "Кто это?" | |||
Раздел 5. Без труда нет добра(8 ч) | |||
Русская народная сказка "Курочка, мышка и тетерев" | |||
Украинская народная сказка "Колосок" | |||
Моя любимая сказка о животных | |||
Праздник "В гостях у сказки" | |||
29-32 | Резерв |
Содержание разделов программы
Первый год
Класс
1. Выбери название тех животных, которые являются героями русских народных сказок.
А) Лев
Б) Медведь
В) Лиса
Г) Зебра
Д) Заяц
2. В народных сказках животные обладают постоянной характеристикой: заяц трусливый, лиса хитрая, медведь ...
А) Храбрый
Б) Ловкий
В) Неуклюжий
Г) Глупый
3. Какую героиню русской народной сказки иногда называют сестричкой, а иногда Патрикеевной?
А) Белочку
Б) Мышку
В) Лисичку
Г) Лягушку
4. В какой сказке лиса всех обхитрила?
А) "Кот, петух и лиса"
Б) "Лисичка со скалочкой"
В) "Лиса и волк"
Г) "Лиса и тетерев"
5. В какой сказке и лисе досталось на орехи?
А) "Заюшкина избушка"
Б) "Медведь и лиса"
В) "Лиса и журавль"
Г) "Кот и лиса"
6. Кого напугал заяц в сказке "Заяц-хваста"?
А) Медведя
Б) Кабана
В) Волка
Г) Лису
7. В какой русской народной сказке постепенно собираются несколько персонажей от маленького к большому?
А) "Репка"
Б) "Теремок"
В) "Колобок"
Г) "Три медведя"
8. С какой птицей сравнивают болтливого человека?
А) Ворон
Б) Воробей
В) Сорока
Г) Галка
9. Как звали девочку, которая пожалела корову?
А) Аленушка
Б) Марьюшка
В) Хаврошечка
Г) Василиса
10. Какая из сказок является народной?
А) "Сказка о рыбаке и рыбке"
Б) "Конек-Горбунок"
В) "Старик-годовик"
Г) "Петушок подавился"
Ответы на тесты и оценка результатов к программе
"В гостях у сказки"
1 класс | Б В Д | В | В | В | А | В | Б | В | В | Г |
Высокий уровень - нет ошибок. Средний уровень - 1 - 2 ошибки. Низкий уровень - 3 - 5 ошибок. |
Формы подведения итогов реализации программы:конкурсы (на лучшее сочинение сказок, стихов; сказочную тетрадь, рисунок и т.п.), литературные викторины ("Знаешь ли ты героев волшебных сказок?", "Волшебная страна"), сказочные турниры, театральные постановки сказок, конкурсы рисунков ("Любимый сказочный герой", "Наш любимый Буратино"). Закончить и обобщить полученные детьми знания рекомендуется в ходе праздника "Путешествие по тридесятому царству, небывалому государству".
Литература
1. Андерсен, Г.Х. Сказки / Г.Х, Андерсен. - М. : Детская литература, 1979.
2. Афанасьев, С.П. Триста творческих конкурсов / С.П. Афанасьев, С. В. Коморин - М. : АСТ-Пресс сдк, 2001.
3. Библиотека зарубежных сказок. В.9 т. - Мн. : Мал. Пред. "Фридригер", 1993.
4. Былевская, В.Н. развитие творческих возможностей младшего школьника / В.Н. Былевская. - М. - СПб, 2006.
5. Волков, А.М. Урфин Джюс и его деревянные солдаты / А.М. Волков. - М. : Дом, 1992.
6. Волков, А.М. Волшебник Изумрудного города. Повесть-сказка для мл. шк. возраста / А.М. Волков. - Мн. : Юнацтва, 1988.
7. Ершов, П.П. Конек-Горбунок / П.П. Ершов. - М. : Детская литература, 1990.
8. Киплинг, Р.Д. Маугли / Р.Д. Киплинг. - М. : Мир "Искателя", 2000.
9. Кэрролл, Л. Алиса в стране чудес / Л. Кэрролл. - М. :ЭКСМО, 2004.
10. Лагерлеф, С.О. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями / С.О. Лагерлеф. - Л. : Детская литература, 1990.
11. Лагин, Л.И.Старик Хоттабыч / Л.И. Лагин. - Т. : ЁШ гвардия, 1988.
12. Левшин, В.А. Три дня в Карликании / В.А. Левшин. - М. : Детская литература, 1988.
13. Линдгрен, А. Малыш и Карлсон, который живет на крыше / А. Линдгрен. - Кишенев : "ДОМUS", 1992.
14. Михалков, С.Я. Сказки, песни, загадки / С.С. Михалков. - М. : Детская литература, 1998.
15. Наши сказки : сб. сказок рус. советских писателей для мл. шк. возраста. - К. : Веселка, 1987.
16. Некрасов, А.С. Приключения капитана Врунгеля / А.С. Некрасов. - Л. : Детская литература, 1988.
17. Перро, Ш. Сказки моей матушки Гусыни / Ш. Перро. - М. : Детская литература, 1990.
18. Прокофьева, С.Л. Приключения желтого чемоданчика / С.Л. Прокофьева. - С. : Сов. Россия, 1983.
19. Распе, Р.Э. Приключения барона Мюнхгаузена / Р.Э. Распе, - М. : РОСМЭН, 2011.
20. Родари, Дж. Джельсомино в стране лжецов / Дж. Родари. - Саратов : Слово, 1992.
21. Рауд Э. Муфта, Полботинка и Моховая борода / Э. Райд. - Таллин : Ээстираамат. 1987.
22. Родари, Дж. Джельсомино в стране лжецов / Дж. Родари. - Саратов : Приволжское книжное издательство, 1987.
23. Русские народные сказки Э Сост. А.Н. Афанасьев. - М. : Наука, 1982.
24. Саволайнен, Х.М. Пробуждать у детей интерес к чтению / Х.М. Саволайнен. - М. : Вака, 2004.
25. Сборник русских народных сказок / Сост. В.П. Аникин. - Т. : Томское книжное издательство, 1990.
26. Сказки о животных. Серия "Библиотека русской сказки". - М. : Издательство ООО "Станок-ПРЕСС", 2001.
27. Сказки народов СССР. В 2 томах. - Душанбе : Адиб, 1988.
28. Сказки народов мира. Библиотека мировой литературы для детей. - М. : Детская литература,1985.
29. Соболева, О.В. беседы о чтении, или Как научит детей понимать текст / О.В. Соболева. - М. : Баласс, 2010.
30. Стрельцова, Л.Е. Литература и фантазия / Л.Е. Стрельцова. - М. : Терра, 2004.
31. Федоров, В.Д. Летящие к северу / В.Д. Федоров. - М. : Детская литература, 1979.
32. Харрис, Д.Ч. Сказки дядюшки Римуса / Д.Ч. Харрис. - М. : Детская литература, 1990.
33. Яковлева, В.И. Учить вдумчивому чтению / В.И. Яковлева. - М. : Просвещение, 2003.
Ресурсы Интернет:
1. Становление культурно-образовательной позиции у младших школьников (на примере факультатива "Сказочное творчество"). Режим доступа: http://area7.ru/metodic-material.php?7216
2. Воспитание сказкой. Режим доступа: http://nkriusha.narod.ru/Document/fgos/prog-11.htm
3. Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста. Режим доступа: http://xreferat.ru/71/6181-1-skazkoterapiya-kak-chast-vospitatelnogo-processa-deteiy-doshkol-nogo-i-mladshego-shkol-nogo-vozrasta.html
4. Электронная библиотека. Режим доступа: http://housebook.ru/dis/dk/20463-tri-dnya-v-karlikanii.html (Левшин В.А. Три дня в Карликании.)
5. Хранители сказок. Сказки Ш. Перро. Режим доступа: http://www.hobbitaniya.ru/perro/perro.php
Рабочая программа
По внеурочной деятельности
Направление: общекультурное
Наименование программы: "В гостях у сказки"
1 "Б" класс
Учебный год
Учитель: Коротаева Надежда Аркадьевна
учитель высшей квалификационной категории
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Пояснительная записка
Перед школой всегда стояла задача воспитания личности. ФГОС НОО одним из главных выдвигает требование формирования личностных результатов (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и т.д.). На современном этапе развития образования решение этой задачи находит своё отражение в альтернативных образовательных программах, одной из которых и является программа литературного объединения "В гостях у сказки".
Актуальность программы объясняется тем, что сказочный, иллюзорный мир воспитывает чувства, развивая отзывчивость, сердечность. Благодаря чему сказка воспитывает? Сказка, прежде всего, действует на чувства, или, как принято говорить в жизни, на сердце, и лишь затем на ум. Слушая сказку, ребёнок неосознанно в своём воображении сливается с героями сказки, если они ему симпатичны. И тогда вместе с ними он проявляет доброту и благородство, рискует собой ради других, любит, грустит, становится смелым и находчивым, совершает подвиги и побеждает злых и страшных чудовищ: и Кощея Бессмертного, и Бабу-Ягу, и Змея Горыныча. Сказки воспитывают у ребёнка способность волноваться, радоваться за другого, переживать чужую судьбу, как свою. В сказках добродетель всегда вознаграждается, а зло наказуемо. И в этом сказки тоже идут за натурой ребёнка: дети жаждут похвал, поощрений за свои дела и успехи, без чего теряют к ним интерес. Волшебные сказки щедро утоляют детскую жажду в фантазии. Детей увлекают чудные картины волшебных превращений. У всех народов сказки учат детей почитать родителей и благодарить их за труды и заботы. В сказках положительный герой - непременно хороший сын или дочь.
Программа имеет общекультурную направленность. Дж. Родари указывал на огромное значение сказки. "Сказка - средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности".
Новизна программызаключена в подборе материала для формирования личностных результатов, сказок, на смыслах которых дети получают возможность усвоения нравственных общечеловеческих ценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность и настойчивость, получают первые представления о справедливости, упорстве, мужестве. В программе важное место принадлежит как народной сказке, так и авторской, литературной: А. Пушкина, П. Ершова, С. Аксакова, Д. Мамина -Сибиряка, К. Паустовского и др. Включены в программу и сказки зарубежных писателей.
Цель программы - в создании условий для формирования личностных результатов младших школьников на основе чтения и анализа сказок русских и зарубежных авторов.
Задачи:
· приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной и авторской сказки;
· воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
· развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей;
· использовать ошибки детей как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
· обеспечить независимость в выборе и принятии решений, возможность самостоятельно контролировать собственное продвижение;
· создать климат взаимного доверия, безоценочности, принятия других, психологической безопасности.
Теоретико-методологические основыкурса строятся на системно-деятельностном подходе.
Объем: программа рассчитана на 132 часа и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 1-4-го классов. Участникам учебного процесса предложены занятия 1 раз в неделю. Коррекция количества учебных часов допускается в первом классе в соответствии с требованиями СанПиН .
Формы реализации:
1. Внеурочная деятельность в режиме второй половины дня образовательного учреждения.
2. Кружковая работа в учреждениях дополнительного образования.
Формы проведения занятий
Чтение текстов с использованием технологии продуктивного чтения.
Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
Анализ и просмотр текстов сказок.
Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.
Основные разделы программы
"В гостях у сказки"
Первый год
"Народные сказки о животных"
№ п/п | Содержание | Теорет. часы | Практ. часы | Всего часов |
Раздел 1. традиционные герои народных сказок | - | |||
Раздел 2. О будущем следует думать | - | |||
Раздел 3. Действуй по обстоятельствам | - | |||
Раздел 4. Делай добро и жди добра | - | |||
Раздел 5. Без труда нет добра | - | 4+4 | ||
Итого | - |
Тематический план занятий
Первый год (33 ч)
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов |
Раздел 1. Традиционные герои народных сказок(9 ч) | |||
Русская народная сказка "Заяц-хваста" | |||
Адыгейская сказка "Кто сильнее". Мансийская сказка "отчего у зайца длинные уши" | |||
Сказки про зайцев | |||
Чукотская сказка "Хвост" | |||
Русская народная сказка "Лиса и тетерев" | |||
Русская народная сказка "Думы" | |||
Удмуртская сказка "Как произошли медведи" | |||
Мордовская сказка "Благодарный медведь" | |||
Сказки о зайце, лисе и медведе | |||
Раздел 2. О будущем следует думать(8 ч) | |||
Мордовская сказка "Разудалый петушок" | |||
Калмыцкие сказки "Петух и павлин", "Веселый воробей" | |||
Удмуртская сказка "Синица и старый воробей" | |||
Бурятская сказка "Почему у сороки длинный хвост" | |||
Ингушская сказка "Сокол и ворон" | |||
Русская народная сказка "Байка про тетерева" | |||
Сказки о птицах | |||
Раздел 3. Действуй по обстоятельствам(4 ч) | |||
Русская народная сказка "Репка" и белорусская народная сказка "Пых" | |||
Русская народная сказка "Теремок" в разных обработках. Украинская народная сказка "Рукавичка" | |||
Русская народная сказка "У страха глаза велики" | |||
Русская народная сказка "Бабушка, внучка и курочка" | |||
Раздел 4. Делай добро и жди добра(4 ч) | |||
Русская народная сказка "Заячья избушка". Латышская народная сказка "Заячий домик" | |||
Русская народная сказка "Бобовое зернышко" | |||
Русская народная сказка "Хаврошечка" | |||
Литературная викторина "Кто это?" | |||
Раздел 5. Без труда нет добра(8 ч) | |||
Русская народная сказка "Курочка, мышка и тетерев" | |||
Украинская народная сказка "Колосок" | |||
Моя любимая сказка о животных | |||
Праздник "В гостях у сказки" | |||
29-32 | Резерв |
Содержание разделов программы
Первый год
Раздел 1. Традиционные герои народных сказок (9 ч)
Выставка книг. Чтение сказок о зайце, лисе, медведе. Работа с книгой. Характеристика персонажей и оценка их поступков. Постоянные эпитеты для характеристики героев. Анализ содержания сказок. Работа над иллюстрациями художников. Создание собственных иллюстраций. Чтение в лицах. Литературные викторины.
Рекомендации для самостоятельного чтения: русские народные сказки "Лисица и волк", "Лиса, заяц, петух", "Лиса и дрозд"; чукотские сказки "Лиса и медведь", "Волк, ворона и горный баран".