Особенности организации контроля по литературному чтению
Контроль за уровнем достижений обучающихся по литературному чтению в основном проводится в форме устной оценки.В конце изучения каждого раздела, обучающиеся выполняют тестовые задания в КИМ по предмету авт. Г.В. Шубина. Содержание заданий тестов соответствует блокам изучения курса по литературному чтению. Тесты составлены таким образом, что показывают уровень сформированности учебных умений – воспринимать и выполнять учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания. На выполнение тестовой работы отводится 10 – 15 минут в рамках обобщающего урока.
Оценивание тестов:
«Отлично» - за правильное выполнение всех заданий.
«Хорошо» - за правильное выполнение 4 заданий.
«Удовлетворительно» - за правильное выполнение 3 заданий.
«Плохо» - за правильное выполнение 2 и менее заданий.
Коррекционная работа на уроках литературного чтения.
У обучающегося не сформирована учебная мотивация и ведущей деятельностью для него является игра Весь процесс обучения строится на игре (ролевой и дидактической. Фонематический слух развит слабо, запоминанию зрительного образа изучаемого способствуют ассоциации с предметами из окружающего мира. Речь нарушена, отличается бедностью. Высказывания нецеленаправленны. Слабая моторика руки, повышенная утомляемость.
На уроках чтения решаются, как общеобразовательные, так и специфические коррекционные задачи:
-преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу «Обучение грамоте», формирование правильного слогового чтения;
-формирование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения вслух и про себя;
-формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение. Преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
-развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
-преодоление недостатков в развитии речи обучающихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
-развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
-привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.
Реализовать коррекционные задачи обучения чтению детей с ЗПР помогает созданный комплект учебников по чтению “Литературное чтение”. В нём собраны литературные произведения, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей ЗПР, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности, на основе прочитанного. Учебник содержит произведения, что позволяет вызвать у детей интерес к чтению, формировать первоначальные читательские компетенции, развивать речь и творческие наклонности.
Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Она является основой процесса социализации аномальных детей. Коррекционной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у детей общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков. Система коррекционной учебно-воспитательной работы строится на активном использовании сохранных возможностей нетипичного ребенка.
Главная цель чтения-научить учащихся с ЗПР осмысленно читать, заложить основу для усвоения текстовой информации, корригировать и развивать речевые умения, воспитывать читательскую самостоятельность. Коррекционно-развивающий принцип предусматривает развитие всех сторон речи, мыслительных процессов, повышение познавательной активности преодоление специфических трудностей чтения.
Важным для развития связной речи учащихся с ЗПР является «словесное рисование», составление устных описаний природы, наблюдение, что способствует формированию образного мышления. Осознанию текста помогает словарная работа. Развитие творческой деятельности учеников с ЗПР предусматривает систематическую работу по усовершенствованию понимание прочитанного.
Коррекционно-развивающая линия. Развитие школьников с ЗПР на уроках чтения предусматривает работу над четким произношением всех звуков русской речи. Существенным компонентом техники чтения является его выразительность, осознание прочитанного. На начальном этапе обучение чтению понимание прочитанного отстает от техники чтения. Чтение младших школьников отличается монотонностью, невыразительностью, поэтому необходимо сочетать работу по чтению с отработкой правильного произношения.
Коррекционная направленность обучение чтению детей с ЗПР предусматривает также повышение их общего развития. Осуществляется развитие путем постановки вопросов о значении отдельных слов, предложений. В одних случаях вопроса задаются по ходу текста, а в других случаях целесообразно задавать вопросы с тех предложений, в которых заключается основная мысль. Такая вариативность постановки вопросов готовить детей к выборочному чтению, пересказу прочитанного по вопросам учителя.
Некоторые учащиеся не умеют читать в нужном темпе, читают невыразительно. У многих укоренилась привычка невнимательного, неосмысленного чтения: дети часто искажают, заменяют и пропускают слова, иногда не замечают вопроса. Все это, естественно, затрудняет понимание прочитанного. Наряду с уроками чтения также предусматриваются коррекционные занятия с психологом, логопедом.
Основные направления коррекционной работы:
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
-Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
-Развитие речи, овладение техникой речи.
-Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Книгопечатная продукция:
Учебники:
Обучение грамоте
1.Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2.Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Прописи
1. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Пропись 1.
2. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Пропись 2.
3. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Пропись 3.
4. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Пропись 4.
Учебники:
1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1, 2 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)
КИМ
Г.В. Шубина «Тесты по литературному чтению»
Методические пособия
1. В.Г. Горецкий, Н.М. Белянкина «Обучение грамоте» «Методическое пособие с поурочными разработками»
2. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс.
Печатные пособия.
1.Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).
2.Касса букв и сочетаний.
3. Комплект разрезных карточек для тренировки навыков чтения.
4. Комплект динамических раздаточных пособий для начальной школы по обучению грамоте (веера). Гласные, согласные буквы.