Техника анализа эпического произведения
Плана анализа нет и быть не может. Каждое произведение самобытно, требует индивидуального подхода, но можно условно выделить этапы анализа произведений:
Глубокий подход к анализу текста требует учета взаимодействия трех составляющих:
СЮЖЕТ | КОМПОЗИЦИЯ | СТИЛИСТИКА |
“что” изображается (предметно-смысловая сфера) | “кто” - это автор, организующий текст в формальном и речевом отношении (система точек зрения на изображаемое) | “кому” адресовано произведение (речевой образ адресата) |
Сюжет.
Выделим ряд литературоведческих терминов, связанных с анализом сюжета:
· эпизод
эпизод – это участок текста, ограниченный постоянством места, времени действия и состава действующих лиц;
- понятие хронотопа
хронотоп - это пространственно-временная организация текста, то есть герой не может висеть во времени. это может быть наше время, 21 век, город такой-то, улица такая или совсем вымышленная планета;
- типы героев, органичные или чуждые хронотопу;
- характер конфликта в произведении
(конфликт между характерами, между характером и обстоятельствами, внутри характера).
- мотив
(устойчивая в смысловом отношении образная единица, повторяющаяся в разных произведениях);
* мотив метели (А.С.Пушкин “Бесы”, “Метель”, “Капитанская дочка”; Л.Н.Толстой “Анна Каренина”; А.А.Блок “Двенадцать”; М.Булгаков “Белая гвардия”; Б.Пастернак “Доктор Живаго”).
Композиция.
Формальная композиция – это взаимосвязь и расположение фрагментов текста.
Композиция как речевая организация – это система взаимосвязанных и художественно упорядоченных точек зрения.
Точка зрения есть отношение субъекта сознания к его объекту.
Разграничим два понятия:
СУБЪЕКТ РЕЧИ | СУБЪЕКТ СОЗНАНИЯ |
тот, кому принадлежит речь в данном отрезке текста = тот, “кто говорит” Речь | тот, кому принадлежит сознание в этом же отрезке = тот, “кто думает” Скрытая за ней мысль |
Несовпадение субъекта речи и субъекта сознания – распространенный прием.
* А.П.Чехов “Толстый и тонкий”, “Хамелеон”.
Важно научиться видеть разницу между самой речью говорящего и ее личностным или надличностным смыслом, потому что точка зрения, оценка зависят именно от субъекта сознания.
Как же развести речь и скрытую за ней мысль?
Помогает изучение используемых автором форм речи. Их три:
- прямая речь;
- несобственно-прямая речь – это такая форма речи, которая насыщена средствами выразительности, свойственными определенному персонажу, и поэтому воспринимается как его речь, хотя формально принадлежит другому субъекту;
- косвенная речь.
Изучение композиций требует понимания автора произведения не как биографической фигуры, а как сознания, объемлющего произведения и придающего ему целостность. В тексте действуют “представители” автора, которые называются
“ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ” | “РАССКАЗЧИК” |
внеличная разновидность автора; он в действии не участвует и сообщает о событиях со стороны * романы Л.Толстого, Ф.Достоевского | является участником изображаемых событий или хотя бы их свидетелем и себя называет в первом лице: “Я” * А.С.Пушкин “Повести Белкина” |
При речевой организации обратим внимание на способ изложения, который бывает двояким:
авторское повествование и диалог (помогает оживить, драматизировать действие и избежать жесткого давления героям авторской прямооценочной позиции).
Стилистика.
Изучение ее должно вестись комплексно. Автор не только соответствующим образом подбирает лексику и синтаксис, но и формирует тематику произведения, и организует систему оценок.
* М.Шолохов “Судьба человека”.
Итак, анализ текста не самоцель. Он нужен лишь для того, чтобы наиболее полно и адекватно приблизиться к смыслу произведения. И любой прием хорош и уместен тогда, когда он используется для расширения возможности целостного восприятия произведения в его художественном своеобразии и уникальности. Поэтому ряд техник, о которых мы говорим, должны использоваться избирательно, в соответствии со спецификой
Анализ рассказа В.М.Шукшина “Обида”. (Предложить для самостоятельного ознакомления)