Тема: «Творчество И.А. Гончарова»
Самостоятельная работа № 1
Цель:расширение литературно-образовательного пространства.
Рекомендуемое время для выполнения: 1 час.
Задание: составить библиографическую карту по творчеству И.А. Гончарова и подготовить ее защиту (методические рекомендации смотри на стр.9 и приложение 1).
Самостоятельная работа № 2
Цель:развитие способности выделять главные литературоведческие понятия и формулировать их; умение ориентироваться в литературном пространстве.
Рекомендуемое время для выполнения:30 мин.
Задание:составить глоссарий литературоведческих терминов: социально-психологический роман.
Методические рекомендации по составлению глоссария смотри на стр. 9-10
Самостоятельная работа № 3
По теме «Андрей Штольц и Илья Обломов»
Цель:расширение и углубление знания содержания романа И.А. Гончарова «Обломов» и характеристики главных героев.
Рекомендуемое время для выполнения: 1 часа.
Задание:заполнить сопоставительную таблицу «Андрей Штольц и Илья Обломов».
№ п/п | Критерии | И. Обломов | А. Штольц |
1. | Внешний вид и образ жизни героя | ||
2. | Социальный статус | ||
3. | Отношения в семье | ||
4. | Отношение к образованию | ||
5. | Поведение в обществе и на службе | ||
6. | Восприятие любви | ||
7. | Жизненный итог |
Критерии оценивания:
«5» (3 балла) - ответы даны в полном объеме, использованы цитаты из произведения.
«4» (2,6-1,2 балла) - ответы даны в полном объеме, использованы цитаты не на все пункты.
«3» (1,2-0,8 балла) - отсутствуют ответы на 1-2 пункта, отсутствуют цитатные подтверждения.
«2» (0,7-0 баллов) - нет ответов на 4 и более пункта.
Тема: «Творчество И.С. Тургенева»
Самостоятельная работа № 1
Цель:расширение литературно-образовательного пространства.
Рекомендуемое время для выполнения: 30 мин.
Задание: составить библиографическую карту по творчеству И.С. Тургенева и подготовить ее защиту (методические рекомендации смотри на стр.9 и приложение 1).
Самостоятельная работа № 2
«Базаров в системе образов»
Цель:расширение и углубление знания содержания романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и характеристики героев-антиподов.
Рекомендуемое время для выполнения: 1 часа.
Задание:заполнить сопоставительную таблицу героев Евгений Васильевич Базаров и Павел Петрович Кирсанов.
№ п/п | Критерии | Е.В. Базаров | П.П. Кирсанов |
1. | Внешний вид и происхождение | ||
2. | Образ жизни | ||
3. | Образование | ||
4. | Речевые особенности | ||
5. | Что ценит в людях? | ||
6. | Отношение к семье | ||
7. | Отношение к любви и женщине | ||
8. | Отношение персонажей друг к другу | ||
9. | Поведение на дуэли | ||
10. | Жизненный итог |
Критерии оценивания:
«5» (3 балла) - ответы даны в полном объеме, использованы цитаты из произведения.
«4» (2,6-1,2 балла) - ответы даны в полном объеме, использованы цитаты не на все пункты.
«3» (1,2-0,8 балла) - отсутствуют ответы на 1-2 пункта, отсутствуют цитатные подтверждения.
«2» (0,7-0 баллов) - нет ответов на 5 и более пунктов.
Самостоятельная работа № 3
Цель:развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Рекомендуемое время для выполнения: 3 часа.
Задание: написать эссе на тему «Устарела ли сегодня проблема «отцов» и «детей»?
Методические рекомендации
Эссе – (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») – литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы.
Требования к эссе:
Постановка проблемы
Представление собственной точки зрения
Аргументация фактами
Теоретическое обоснование
Использование терминов
Использование цитат
Представление различных точек зрения
Самостоятельность и индивидуальность
Логичность
Использование приемов сравнения и обобщения
Грамотность
Алгоритм написания эссе:
1. При раскрытии темы эссе желательно проявить свои знания, эрудицию, творческие способности.
2. Сформулировать смысл проблемы. Это означает, что необходимо вспомнить материал именно по обозначенной проблеме, выписать ряд понятий, с которыми возможно работать в рамках данной темы. Необходимо выделить основную идею и определить, в рамках какой темы или раздела последуют рассуждения.
В свободной форме сделать набросок эссе, то есть дать волю всему, что «хочет» писаться, включая понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, тезисы, примеры, мнения, аргументы научного и бытового характера, имена, события, недописанные мысли...
3. Обозначить свою позицию по отношению к проблеме и точкам зрения на нее. Применять слова: «Следует считать верным, что…», «Это можно опровергнуть тем, что…», «Можно (не) согласиться в том, что…», «Кажется на первый взгляд верным…», «Опровергается тем, что…» и т.п.
4. Теоретически обосновать свою позицию.
Объяснить свою позицию, применив теоретические, научные знания по данной теме, корректно используя необходимые термины и понятия. Приветствуется использование цитат или ссылок на слова известных ученых, сравнение различных точек зрения на данную проблему для усиления своей позиции.
5. Привести конкретные примеры в подтверждение своей позиции. Пример должен быть конкретным, то есть описывающим конкретную ситуацию с конкретным действующим лицом.
Примеры (не менее 2-3-х) следует приводить, используя имеющиеся знания по дисциплинам или из жизненного опыта. Примеры должны подтверждать избранную позицию, а не противоречить ей.
6. Обобщить все выше сказанное: «Таким образом, приведенные положения, примеры, подтверждают, что …»
7. Завершить рассуждение своей точкой зрения.
Критерии оценивания:
«5» (2 балла) - раскрыта поднимаемая проблема, высказана собственная позиция, содержание логично и последовательно изложено, есть обобщение.
«4» (1,6-1,2 балла) - раскрыта поднимаемая проблема, высказана собственная позиция, но в содержании нарушены логика и последовательность изложения, есть обобщение.
«3» (1,2-0,8 балла) - недостаточно полно раскрыта поднимаемая проблема, высказана собственная позиция, но в содержании нарушены логика и последовательность изложения, есть обобщение, но употребленные термины введены некорректно, неграмотно.
«2» (0,7-0 баллов) - недостаточно полно раскрыта поднимаемая проблема, высказана собственная позиция, но в содержании нарушены логика и последовательность изложения, есть обобщение, но употребленные термины введены некорректно, неграмотно; сущность проблемы понята неверно.