Композиция публичного выступления – не застывшая форма, она подчинена законам человеческой жизни и может быть свободной.
Когда текст выступления подготовлен, необходимо прочитать речь вслух, обращая внимание на дикцию, произношение темп речи, громкость голоса. При чтении вслух выявляются ранее не замеченные недочеты выступления и выступающего.
Любая речь должна быть произнесена. Перед оратором всегда стоит вопрос: читать лекцию или заучивать наизусть? Есть три способа выступления:
чтение текста,
воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов,
импровизация.
Традиционно читают речи дипломатические, юбилейные, официальные, доклады политического или экономического содержания. Другие виды речей произносят. Импровизация хороша там, где требуется немедленный отклик, живая реакция слушателей на слово оратора. Иногда оратор заучивает текст речи наизусть. Но при волнении, какой-либо неожиданности оратор может забыть текст. Предпочтительней ситуация, когда оратор произносит текст на память, иногда заглядывая в него, чтобы не отойти от темы или чтобы зачитать цитату, важную формулировку, статистику, цифровые данные.
Чтобы лучше запомнить текст выступления, необходимо помнить о некоторых правилах и техниках заучивания.
К числу приемов относятся прием зрительного запоминания, когда рисуются схемы, картинки, графики, слухового – когда текст многократно произносится вслух, моторного – разработка жестов для всех частей речи. Кроме того, существуют следующие приемы: ритмизация – информация подается в виде стихов или песни; создание ярких картинок; метод Цицерона, заключающийся в том, что информация расставляется по ходу прогулки по комнате, создание ассоциаций.
Итак, чтобы речь прозвучала, имела успех, достигла нужного результата, оратор должен серьезно готовиться к выступлению. Только тогда возможен контакт со слушателями. О том, есть ли контакт, можно судить по задаваемым вопросам, оратор и слушатели обсуждают одни и те же проблемы, испытывают сходные чувства. Убежденность оратора, его взволнованность, заинтересованность передаются и слушателям. Даже несведущий человек, заглянув в зал, поймет интересно ли слушателям, состоялось ли общение, наблюдается ли ответная реакция.
Кто-то помидор со смаком солит,
Кто-то карты сальные мусолит,
Кто-то сапогами пол мозолит,
Кто-то у гармошки рвет меха.
Но ведь сколько раз в любом кричало
И шептало это же начало:
«Граждане, послушайте меня...»
Страшно, если слушать не желают,
Страшно, если слушать начинают.
Вдруг вся песня, в целом-то, мелка...
Е. Евтушенко
Человек, стоящий перед залом, должен выглядеть безукоризненно. Поэтому рекомендуется одежда, подходящая к виду речи. Это, как правило, деловой костюм традиционного покроя, влияющий положительно на аудиторию. То же относится к прическе, украшениям, макияжу у женщин. Внешний вид оратора призван подчеркивать его профессионализм, деловые качества.
В момент выступления оратору необходимо следить за мимикой и жестами. Его лицо должно быть серьезным, приветливым, дружелюбным.
Жесты подчеркивают речь, оживляют ее, уточняют и расшифровывают. Есть жесты нужные, а есть жесты вредные, отвлекающие. Раздражают суетливые, повторяющиеся жесты. Нельзя крутить пуговицу, украшение, дергать себя за нос или волосы, перебирать бумаги на столе и др.
Идеальная речь складывается из умения точно, четко и логично сформулировать свою мысль, представления о том, кому она предназначена, какова цель выступления, знания языка, его норм и правил, умения безошибочно выбрать стиль и языковые средства в соответствии с целью, умения преодолеть барьеры, встающие на пути оратора, виртуозного владения речевым аппаратом. Вот несколько советов:
§ Итак, выступайте только тогда, когда есть что сказать.
§ Не начинайте речь сразу, спустя 15-20 секунд посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите: «Здравствуйте».
§ Читая речь по бумажке, читайте так, будто говорите с собеседником.
§ Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Долгий пристальный взгляд вызывает неприятное чувство.
§ Говорите выразительно.
§ Используйте весь словарный состав, исключив канцеляризмы, вульгаризмы.
§ Возбуждайте внимание слушателей.
§ Держите паузу.
§ Соединяйте слово с жестом. Жесты должны быть строго дозированы, точны, мимика доброжелательна.
§ Меняйте темп речи и тон голоса. Это выделяет отдельные слова, повышает уровень восприимчивости.
§ Избегайте менторского тона.
§ Имейте в запасе шутки, анекдоты.
§ Старайтесь, чтобы начало выступления было необычным, а ее конец – запоминающимся. При необходимости резюмируйте.
§ Создавайте индивидуальный стиль. Делайте свою речь непохожей на другие выступления.
Виды ораторских речей
По сфере применения выделяют следующие виды ораторских речей:
1. Социально-политическое красноречие | Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи. |
2. Академическое красноречие | Вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. |
3. Судебное красноречие | Прокурорская и адвокатская речи. |
4. Социально-бытовое красноречие | Юбилейная речь, приветственная речь, застольная речь, произносимая на официальных приемах, а также речь бытовая; надгробная речь. |
5. Духовное (церковно-богословское) красноречие | Проповедь, официальная речь, адресованная самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием |
Современная классификация ораторских речей по целевой установке говорящего:
Эпидейктическая речь | «Речь на случай». Речь торжественная, произносимая в речевых ситуациях особого рода: на юбилеях, других торжественных актах, на съездах партий или просто на вечеринках - тогда, когда люди собираются, чтобы почувствовать свое единство, осознать себя как единую общность, как коллектив единомышленников, сотрудников, соратников или просто приятно провести время вместе... Главная функция и общая цель – воодушевление и сплочение аудитории. Разновидности эпидейктической речи: 1) похвала лицу по особому случаю: юбилеи, тосты, даже надгробные речи и пр.; 2) похвала деятельности всего коллектива как целого, его достижениям, чаще всего с выражением надежды на дальнейшие успехи; 3) похвала явлению; 4) хула (осуждение, порицание) «противостоящей» общности людей, или ее представителя, или ее ценностей (13, с.274-293). |
Аргументирующая речь: убеждающая и агитирующая | Общая цель оратора в аргументирующей публичной речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе. Убедить в правоте своего мнения – убеждающая речь, призвать к необходимости определенных действий – агитирующая речь. «Убедить значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет собой призыва к непосредственному действию». «Агитационной речи свойственны отличительные черты других речей: она должна содержать необходимые фактические данные, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию. Сверх того ей присущ неотъемлемый и характерный только для нее элемент: она должна заставить слушателей почувствовать потребность сделать то, о чем ее просит оратор» (15, с. 41-49). |
Информирующая речь | Речь, основной целью которой является сообщение сведений, информирование аудитории (13, с. 274-293). «Задача информационной речи не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Повествование – это движение, описание расчленяет предмет, показывает частности и придает им наглядный вид, как на картине, объяснение показывает, каков предмет в действии или каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт» (15, с. 41-49). |
Развлекательная речь | «Не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Её часто слышишь на банкете и в иной обстановке, где люди встречаются, чтобы в приятном общении провести время. В ней и шутка, и серьезная мысль, и правда, и вымысел. Она или проникнутое единством связное повествование, или состоит из анекдотов. В ней юмор, много личного, ирония, насмешливая серьезность, карикатура и преувеличения» (15, с. 41-49). |
Один из распространенных видов публичных выступлений в вузе – научный доклад – сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Он содержит новые сведения, во многом определяется наличием авторской точки зрения. С ним студент выступает на семинаре или, например, на научной конференции. Он готовится так же, как и другие устные выступления, так же обязательно нужно прочитать текст вслух перед выступлением, составить план.
Таким же образом готовится зашита реферата. Выступление включает:
ª объявление темы и цели работы,
ª указание на источники,
ª содержание работы, включающее цитаты, факты,
ª значимость,
ª имеющиеся точки зрения.
Во всех областях деятельности распространена протокольная (рамочная) речь, она не является центром мероприятия, но как бы обрамляет событие. К протокольным речам относятся презентации, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия (выставок, зданий, мемориалов и др.).
В начале приветственной речи необходимо открыть мероприятие, по поводу которого собрались зрители и слушатели, приветствовать всех собравшихся, приветствовать докладчика и представить его слушателям.
В конце приветственной речи благодарят докладчика и выступающих, обосновывают благодарность и прощаются с аудиторией.
Речь в дружеском кругу, при деловом общении и личном общении имеет разные формы. Например, готовясь к выступлению перед коллегами, нужно предусмотреть следующие моменты:
| приветствие и указание на смысл мероприятия,
| обзор работы, проделанной коллегами, лучше с каким-либо рассказом или шутливым комментарием,
| выражение надежды на дальнейшее сотрудничество,
| пожелания.
Для подобных выступлений существуют следующие рекомендации:
{ говорите с волнением в голосе, при этом выступление более сочувственно воспринимается аудиторией;
{ помните, что для слушателей важнее их цели, а не цели оратора;
{ не начинайте выступление со смешной истории, если она не несет никакой информации;
{ не следует говорить чересчур медленно;
{ в речи должны быть неожиданные переходы;
{ подводите итоги не только в конце, но и в продолжение речи;
{ разрешайте аудитории спорить с вами;
{ не забывайте о юморе.
Ораторская речь представляет собой монологический тип речи и имеет функционально-смысловые разновидности:
§ монологическое повествование,
§ монологическое описание,
§ монологическое рассуждение.
Применение отдельного типа речи связано с желанием оратора яснее и глубже выразить свою мысль, доказать свою точку зрения.
Повествование – это динамический тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях, имеющий специфические языковые средства.
Выделяют развернутое и неразвернутое повествование.
ª Развернутое повествование показывает последовательность действий или состояний.
ª Неразвернутое выражается репликой или является введением к другим типам речи.
«Мы знаем о покойной, что это была миловидная мещаночка, жившая своей тихой жизнью. Была она горничной, попала в любовницы к женатому буфетчику, родила ребенка, свезла его в воспитательный дом... Отлежала в больнице, жила на Пороховых заводах весьма бедно, вместе со своим маленьким братом, любила свою мать...» (Из выступления адвоката С.А. Андреевского. «Дело Иванова»).
Описание – это констатирующая речь, которая дает представление о свойствах, характерных чертах, качествах объекта изучения путем перечисления его признаков в данный момент.
Описание, как правило, бывает статическое. Динамическое применяется чаше всего в научной речи, в рассказе об опытах.
«Вы видите его наружность. Хотя ему уже 27 лет, но он чрезвычайно моложав и миниатюрен. Он смотрится красивым мальчиком. Черты лица у него тонкие и правильные, но в его круглых глазах, большей частью серьезных, мелькает беспокойный огонек блуждающей мысли» (Из выступления С.А. Андреевского. «Дело Иванова»).
Рассуждение – тип речи, в котором исследуются предметы или явления, доказываются определенные положения. Рассуждение образует цепь умозаключений на какую-либо тему, логически связанных между собой, и характеризуется причинно-следственными отношениями.
Существуют собственно рассуждение, доказательство, объяснение. Цель собственно рассуждения – выведение нового знания.
Цель доказательства – обоснование ложности или истинности положений.
Цель объяснения – конкретизация положений, установление их достоверности.
Одна из форм рассуждения - общие места, т.е. отвлеченные рассуждения, усиливающие аргументацию.
Не следует забывать о применении речевых клише, принятых в ораторской практике и необходимых для установления контакта со слушателями. Оратор должен обязательно представиться, поблагодарить за внимание. В начале и в конце выступления следуют речевые формулы приветствия и прощания: «Граждане, господа, коллеги», «Позвольте начать выступление», «Закончить выступление», «Обратить ваше внимание».
Таким образом, каждое выступление, даже самое малое, рассчитанное на небольшую аудиторию, должно быть тщательно подготовлено, ведь как сказал великий поэт, ученый, оратор М.В. Ломоносов: «Блаженство рода человеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может».
Использованная литература
Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 127– 159).
ВОПРОСЫ для самопроверки.
? Какие качества необходимы человеку, собирающемуся стать человеком публичным?
? Какие качества речи , по вашему мнению, недостает вам?
? Каковы пути повышения качества речи?
Задания для самостоятельной работы.
Задание 1. Составьте информационный текст на любую тему. Используйте элементы, которые сделают вашу информацию интересной.
Задание 2. Составьте текст публичного выступления на торжественном вечере, посвященном юбилею вашего шефа. Постарайтесь не употреблять «дежурные» фразы. Помните, что цель торжественной речи – это создание праздничного
настроения и желание доставить удовольствие тому, кому она предназначена.
ТЕСТЫ
- Для публицистического стиля характерны две основные функции:
a) информативная
b) общения
c) объективное изложение изученного материала
d) воздействующая
- Социальная оценочность является доминантой стиля речи
a) научного
b) официально-делового
c) публицистического
d) художественного
- Основная цель публицистического стиля состоит в
a) оказании желаемого воздействия на разум и чувства читателя, слушателя, настроить его определенным образом
b) стремлении к обобщению и абстракции
c) удовлетворении потребности общества в документированном оформлении
d) точности, однозначности и стандартности используемых средств
- Неверным является утверждение, согласно которому
a) в публицистическом стиле изложение ориентировано на передачу уже известной научной информации широкому кругу читателей
b) публицистический текст заключает информацию о чем-то актуальном и идейную, политическую, эмоционально-экспрессивную оценку этой информации
c) публицистический стиль ориентирован на выражение политических идей, на освещение событий текущей жизни
d) основной признак публицистического стиля – сочетание стандарта и экспрессии
- Преимущественно в публицистическом стиле используются выражения, представленные в рядах:
a) теневой капитал, утечка мозгов
b) эскалация конфликта, договаривающиеся стороны
c) научное произведение, реферативное изложение
d) весеннее утро, информационная функция
- Отметьте утверждение, НЕ соответствующее действительности:
a) Риторика - это ораторское искусство.
b) Риторика - это наука, изучающая ораторское искусство.
c) Риторика - это теория красноречия.
d) Риторика - это наука о языке.
- Главная задача информативной речи -
a) доставить слушателям удовлетворение, снять стресс
b) дать слушателям новые знания
c) убедить слушателей, воодушевить, побудить к действиям
d) расположить к себе слушателя, заставить слушать
- Главная задача развлекательной речи -
a) дать слушателям новые знания
b) убедить слушателей, воодушевить, побудить к действиям
c) расположить к себе слушателя, заставить слушать
d) доставить слушателям удовольствие
- Основная задача агитационной речи -
a) доставить слушателям удовлетворение, снять стресс
b) убедить слушателей, воодушевить, побудить к действиям
c) дать слушателям новые знания
d) расположить к себе слушателя, заставить слушать
- Основная задача торжественной речи -
a) сообщить сведения, информацию аудитории
b) убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе
c) призвать к необходимости определенных действий
d) воодушевить и сплотить аудиторию
- Жанром социально-бытового красноречия НЕ является
a) юбилейная речь
b) застольная речь
c) проповедь
d) развлекательная речь
- Жанром академического красноречия НЕ является
a) лекция вузовская, школьная
b) научный доклад
c) агитаторское выступление
d) научно-популярная лекция
- Жанром судебного красноречия НЕ является
a) обвинительная речь
b) общественно-защитительная речь
c) приветственная речь
d) свидетельские показания
- Выступление кандидата на выборах перед избирателями представляет собой жанр
a) социально-политического красноречия
b) социально-бытового красноречия
c) академического красноречия
d) судебного красноречия
- Развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему – это
a) доклад
b) сообщение
c) лекция
d) беседа
- Презентации, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия (выставок, зданий, мемориалов и т.д.) относятся к речам
a) торжественным
b) протокольным
c) траурным
d) дружеским
- Похвальное выступление относится к виду выступления
a) информационного
b) протокольно-этикетного
c) развлекательного
d) убеждающего
- Ораторская речь чаще всего выражается типом речи
a) письменным
b) монологическим
c) диалогическим
d) полилогическим
- Первый этап при подготовке к выступлению - это
a) написание плана выступления
b) определение темы и цели выступления
c) мысленное освоение выступления
d) сбор материала
- Отметьте три основные функции вступления.
a) вызвать внимание аудитории
b) установить взаимопонимание и доверие
c) подготовить аудиторию к восприятию речи
d) обосновать свою точку зрения
- В главной части выступления оратору следует
a) логически последовательно изложить материал
b) обобщить сказанное
c) установить взаимопонимание и доверие между оратором и аудиторией
d) постараться затронуть как можно больше вопросов
- Фраза: Каждый человек сталкивается в жизни с таким явлением, как вымогательство - иллюстрирует такой компонент выступления, как
a) заключение
b) основная часть
c) зачин
d) вступление
- Жесты, с помощью которых говорящий выделяет какие-то предметы из ряда однородных, называются
a) указательными
b) символическими
c) эмоциональными
d) изобразительными
- Жесты, с помощью которых говорящий заменяет, дополняет или дублирует вербальные средства, называются
a) указательными
b) символическими
c) эмоциональными
d) номинативными
- Утверждение: Тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из того же тезиса - характеризует такую логическую ошибку, как
a) потеря тезиса
b) подмена тезиса
c) ложное основание
d) круг в доказательстве