Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали
I. Слово учителя.
На первом уроке по роману «Война и мир» мы поставили перед собой задачу: понять, какую жизнь Толстой утверждает, какую отрицает. На каждом уроке получали частичные ответы: при знакомстве с салоном А. П. Шерер, при изучении войны 1805 года и Отечественной войны и т. д. Мы поняли, критерий толстовской оценки жизни: все оценивается по близости к живой жизни природы и близости к народному духу. Все, что непонятно народной душе и не принимается ею, не принимается и Толстым. То, что оторвано от национальных народных корней, осуждается Толстым, например, аристократическое общество. Сила в народе, сплоченном единой целью, — главная мысль романа.
«Народная мысль», которую любил Толстой, раскрывается в романе в двух аспектах:
— в историко-философском плане — в утверждении, что народ — ведущая сила истории;
— в морально-психологическом плане — в утверждении, что народ есть носитель лучших человеческих качеств.
Оба эти плана, переплетаясь, образуют критерий оценки Толстым жизни: по близости к народу, к его судьбе и к его духу писатель судит о своих героях.
II. Беседа.
— Почему народ является ведущей силой истории?
(В философии истории писатель утверждает, что всякое историческое событие происходит только при совпадении интересов и поступков людей. (Сцены оставления Москвы, повсеместное противодействие французам, Бородинская битва и победа в войне проистекали из единства интересов русских людей, не желавших быть «слугам Бонапарту»). Дубина народной войны есть грозная сила сплотившегося борьбе с врагом народа. Солдат с подвязанной щекой и Тихон Щербатый, артиллеристы на батарее Раевского и мужики-ополченцы, купец Ферапонтов, ключница Мавра Кузьминична и др. — все чувствуют и поступают одинаково. В борьбе с «миродерами»они проявляют героизм, переносят любые трудности и лишения во имя жизни и независимости отечества.
То, что Толстой имеет в виду в романе под понятием народ, есть, скорее, нация. В единой борьбе с врагом совпадают интересы и поведение Наташи Ростовой, ее братьев Пети и Николая, Пьера Безухова, семьи Болконских, Кутузова и Багратиона, Долохова и Денисова, «молоденького офицерика» и саратовской помещицы, оставившей со своими шутихами Москву без приказа Ростопчина. Все они, по Толстому, не менее герои истории, чем старостиха Василиса или Тихон Щербатый. Все они включаются в рой людей, делающих историю. Основой национального единства является простой народ, и к нему стремится лучшая часть дворянства. Герои Толстого только тогда находят свое счастье, когда не отделяют себя от народа. Поблизости с народом Толстой оценивает своих положительных героев. Но следует помнить, что в изображении народа сказались противоречия Толстого. (Сцена бунта богучаровских крестьян). Утверждая мысль о национальном единстве, Толстой вольно или невольно сделал социальную рознь несвоевременной, хотя и закономерной.)
— Почему так стремятся к народу герои романа? Почему «солдатом, просто солдатом» хочет быть Пьер?
(Народ есть носитель лучших человеческих качеств. «... Они все время до конца были тверды, спокойны... Они не говорят, но делают» — думает Пьер.)
— Какие же качества в народе автор считает лучшими?
(Это и способность идти на жертвы и лишения во имя Родины, героизм, «скрытая теплота патриотизма», умение все делать, неприхотливость, жизнерадостность, миролюбие и ненависть к «миродерам». Все эти качества видим в солдатах, в Тихоне Щербатом, в лакее князя Андрея Петре и других (примеры). Однако Толстой считает положительными и другие качества, которые больше всего присущи в романе Платону Каратаеву, именно он в свое время возродил в Пьере веру в справедливость жизни.)
— Чем он подействовал на Пьера? Похож ли он на других мужиков?
(В Каратаеве, как и в других мужиках, есть положительные качества: простота, спокойствие, умение приспособиться жить в любых обстоятельствах, вера в жизнь, беспокойство о Москве, доброжелательность, он мастер на все руки (примеры из текста). Но есть в нем и другое: доброта становится в нем всепрощением (и к врагам тоже), неприхотливость — отсутствием всяческих требований к жизни (везде ему хорошо), вера в разумность естественного хода событий в жизни — покорностью перед судьбой («рок головы ищет»), интуитивность поведения — абсолютным отсутствием разума («не своим умом — божьем судом»). Как же оценивать такого человека? Качества его, как положительные, так и отрицательные, присущи русскому крестьянству. Толстой считает Каратаева «олицетворением всего русского, доброго и круглого» (т. IV, ч. I, гл. 13). Наивность, стихийность, покорность обстоятельствам есть и в других крестьянах, в том же Тихоне Щербатом, Богучаровцах, но в образах других крестьян главными являются активные начала. Роман в целом показывает «сопротивление злу», борьбу, а в Каратаеве же главное — всепрощение, приспособленчество к жизни, и именно за эти качества Толстой идеализирует его, делает мерилом жизненности и для Пьера, любимого своего героя.)
III. Закрепление в форме фронтального опроса:
— Как Л. Н. Толстой понимает слово «народ»?
— Как проявляет себя народ в войне 1805 года? Какие герои вам особенно запомнились?
— Отчего зависит нравственная оценка персонажа у Толстого?
— Какую роль сыграло партизанское движение в Отечественной войне 1812 года?
— Как понимаете слова Толстого «роевое начало»?
— Каким героям романа наиболее присущи черты русского национального характера?
— Почему «мысль народная» — любимая мысль Толстого в романе? В чем ее смысл?
Домашнее задание.
Познакомиться с биографией А.П. Чехова.
Тема 2.19.