Стихотворение «Поэт» читает учащийся.
Далее учащиеся отвечают на вопросы:
— Какие образы вы считаете основными и в чем их связь друг с другом?
— Почему Лермонтов предпослал своим размышлениям о поэзии историю кинжала?
— Какие строфы вы считаете наиболее важными в развитии основной мысли? (После выяснения первоначальных впечатлений рекомендуется проследить развитие поэтической мысли).
— В чем оригинальность стихотворения Лермонтова?
(Сблизив образы поэта и кинжала, Лермонтов впервые образно высказал мысль о том, что поэзия подобна оружию. Построив стихотворение на развёрнутом сравнении, он в первых шести строфах рассказал историю кинжала, а в последующих шести — высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни).
— В чем смысл истории кинжала?
(Судьба оружия бесславна, так как она стала золотой игрушкой.)
— Изменяется ли интонация от строфы к строфе?
(Вначале интонация несколько торжественная и сдержанная: автор вспоминает о боевой службе кинжала, а о ней говорить ни чрезмерно пылко — это не соответствовало бы суровой правде, — ни слишком обыденно — это опростило бы рассказ, снизило бы его тон. После гибели хозяина боевой кинжал не находит применения. Чувство грусти, испытываемое автором при мысли об этом, вызывает изменение характера стиха: первые три строфы и половина четвертой звучат энергично, то последующие — смягченно, грустно.)
— Охарактеризуйте словесную окраску и эпитеты.
(В первых шести строфах многие слова не имеют книжного характера: походная лавка, родные ножны, бедный спутник и т. д., в них также нет и метафор, они единичны (например, резьба — наряд), редки сравнения, но много эпитетов. Если в первых строфах они в основном эмоционально окрашены (надежный, таинственный, постыдный), то далее для них характерна конкретность: золотая игрушка, походная лавка и т. д. Лишь два эпитета подчеркивают отношение автора к кинжалу, превратившемуся в игрушку: он стал «бесславным и безвредным». Восклицательный знак делает их заметными, усиливает их идейную значимость. Затем Лермонтов прямо осуждает поэта, променявшего былую славу и власть над людьми на покой и «злато». Спокойная и ровная интонация сменяется взволнованным обращением, повествовательность первых строф уступает место ораторскому пафосу, в стихотворении появляется местоимение 2-го лица: «... не так ли ты, поэт, свое утратил назначенье?»)
— Какие строфы являются идейным центром стихотворения?
(Восьмая и девятая строфы. В них Лермонтов, высказывая свой взгляд на роль и назначение поэзии, создает величественный образ поэта. Раскрывая мысль о связи истинного поэта с людьми, о необходимости поэзии для народа, Лермонтов прибегает к сравнениям, применяя их в нарастании: «как чаша для пиров», «как фимиам в часы молитвы», «как божий дух», и, наконец, кульминация — «как колокол на башне вечевой». Поэт в этих строфах использует слова с высокой окраской: воспламенить», «вечевой колокол», «голос мщенья». Такой же стиль был типичен для творчества Пушкина раннего периода.)
Рассматривая предпоследнюю строфу, отмечаем, что она контрастна предыдущей строфе. Истинные поэты не признаны в «ветхом мире», их «простой и гордый» язык не нужен там, где тешатся «блестками и обманами». И как бы подчеркивая будничность и пустоту современной поэзии, автор меняет приподнятую лексику на разговорный стиль: скушен, тешат, морщины, румяна.
— Какова роль последней строфы? В чем ее смысл?
(В последней строфе — обращении — вновь страстно звучит призыв, подобный пушкинскому «Восстань, пророк!» Слово «пророк» рифмуется с «клинок», возвращая читателя к образу кинжала. Заключительная метафора «ржавчина презренья» скрепляет стихотворение, объединяя аллегорический образ кинжала с образом поэта — Концовка дана в виде вопроса, но в этом вопросе заключен и призыв, выражающий основную мысль автора. Последняя строфа объединяет образы кинжала и поэта и делает стихотворение художественно цельны стройным.)
— В чем смысл композиции стихотворения?
(Такая композиция и образная система позволяют ощутить подтекст и единую мысль: миновало время битв, оно сменилось «веком изнеженным». Подтекст в этом стихотворении очень глубок и многопланов. Здесь и мысль о том, что настоящее искусство не нуждается в приукрашении, и уверенность в этом, что «прикрашенная поэзия» никого, в сущности, не утешит. И понимание, что никакие «румяна» не помогут надолго скрыть истину, правду, «морщины» века.)
VI. Домашнее задание
1. Составить тезисный план по теме: «В чем сходство и различия поэзии Пушкина и Лермонтова»
2. Прочитать одну из «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя
3. Темы сообщений:
1) Личность и творчество Гоголя в восприятии современников.
2) Н. В. Гоголь — религиозный мыслитель.
3) Гоголь и театр.
4) Последние дни писателя.
Тема 1.3.