Овладевший необходимыми умениями и навыками в

образовательной области «Речевое развитие»

______________________________________________________________________

3-4 4-5 5-6 6-7
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
3-4 - использует речь для инициирования общения со взрослыми и сверстниками; - способен отвечать на вопросы, касающиеся ближайшего окружения; - активно использует вербальные и невербальные средства в общении со взрослыми и сверстниками.
4-5 - использует речь для инициирования общения, регуляции поведения; - активно пользуется речью в игровом взаимодействии со сверстниками.
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
3-4 - понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия; - использует в речи простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами; - владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков); - способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога.
4-5 - понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния; - использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования; - владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков); - способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога.
5-6 - использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом - использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования - способен правильно произносить все звуки, определять место звука в слове; - составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения
6-7 - использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка; - использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения; - правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания, проводит звуковой анализ слов; - самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы; - называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
3-4 - пользуется элементарными формулами (вербальными и невербальными) речевого этикета - способен участвовать в играх драматизациях, выразительно передавая диалоги персонажей
4-5 - пользуется разнообразными формулами речевого этикета; - способен осмысленно работать над собственным звукопроизношением и выразительностью речи.
5-7 - дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета - умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание сверстника - соблюдает элементарные нормы словопроизношения, постановки словесного ударения.
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений
3-4 - способен адекватно реагировать на содержание произведения, поступки персонажей; - способен устанавливать легко осознаваемые причинные связи в сюжете; - в понимании содержания литературного произведения опирается на личный опыт.
4-5 - способен осмысленно воспринимать содержание произведений, адекватно реагировать на события, которых не было в собственном опыте; - способен устанавливать причинные связи в сюжете, правильно оценивать поступки персонажей.
5-7 - способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживания персонажей - знаком с произведениями различной тематики, спецификой произведений разных жанров - способен различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности - способен прочитать стихотворение, используя разнообразные средства выразительности - самостоятельно пересказывает знакомые произведения, участвует в их драматизации
Развитие литературной речи:
3-5 - способен с помощью педагога пересказать содержание знакомых сказок, рассказов; - способен эмоционально реагировать на поэтические тексты, выразительно их воспроизводить; - способен импровизировать на основе литературных произведений.
5-7 - способен эмоционально воспроизводить поэтические произведения, читать стихи по ролям; - способен под контролем взрослого пересказывать знакомые произведения, участвовать в их драматизации. - самостоятельно пересказывает знакомые произведения, участвует в их драматизации.(6-7)
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
3-5 - проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров; - проявляет интерес к рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг.
5-7 - эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения - называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4) - называет любимые сказки и рассказы - может импровизировать на основе литературных произведений
                     

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области





«Художественно-эстетическое развитие».

_______________________________________________________________________

3-4 4-5 5-6 6-7
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд
3-4 - проявляет интерес и бережно относится к результатам детского изобразительного творчества; - умеет находить в объемном или плоскостном изображении черты знакомых предметов, персонажей, явлений и называет их; - умеет лепить из соленого теста, глины, пластилина; раскатывать, скатывать, сплющивать, отрывать, прищипывать материал, соединять готовые части; - умеет располагать и наклеивать готовые части предметов, геометрические и растительные формы для украшения, соблюдать последовательность наклеивания элементов, ориентируясь на цвет и форму.
4-5 - проявляет интерес и бережно относится к результатам детского изобразительного творчества; - передает характерные особенности (цвет, форму, величину) предметов, явлений природы; - лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы; - использует традиционные техники рисования кистью, карандашом; - использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания образов в аппликации.
5-7 - создает выразительные художественные образы в рисунке, лепке, аппликации, передает характерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей; - знает особенности изобразительных материалов (гуашь, акварель, мелки, уголь, сангина); - использует разнообразные способы создания изображения в рисовании, лепке, аппликации - применяет традиционные техники изображения. - лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы - использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания образов в аппликации
Приобщение к изобразительному искусству
3-4 - эмоционально реагирует на произведения декоративно-прикладного искусства; - эмоционально реагирует на произведения книжной графики (Е.Чарушин, Ю. Васнецов).
4-5 - различает виды декоративно-прикладного искусства; - различает произведения разных видов изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура), отвечает на вопросы педагога по содержанию; - понимает значение слов «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура».
5-7 - различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство); - выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция); - имеет представление о региональных художественных промыслах; - выражает собственное мнение по поводу произведения искусства, формулирует эстетические суждения.
Развитие детского творчества:
3-4 - самостоятельно выбирает цвет материала, фон и размер листа бумаги, способ рисования для создания яркого образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями); - создает выразительные образы с помощью интеграции рисования, лепки, аппликации, используя приобретенные навыки и умения.
4-5 - сочетает различные техники изобразительной деятельности при воплощении индивидуального замысла - самостоятельно находит сюжеты для своих работ в окружающем мире и художественной литературе - создает многофигурные композиции пейзажного и сказочного содержания - использует варианты композиции и цветовой гаммы при создании рисунков - в лепке создает образы персонажей, передает их настроение, самостоятельно находит способы соединения частей материала
5-6 - создает многофигурные композиции на всем листе, используя фризовую и линейную композиции; - самостоятельно комбинирует знакомые техники, помогает осваивать новые; - объединяет разные способы изображения (коллаж); - варьирует и интерпретирует элементы при составлении декоративных композиций; - использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
6-7 - - принимает участие в создании коллективных композиций пейзажного и сказочного содержания; - создает коллажи, сочетает различные техники изобразительной деятельности; - создает индивидуальные декоративные, предметные и сюжетные композиции в рисовании, лепке и аппликации на темы окружающей жизни, литературных произведений; - варьирует, интерпретирует, экспериментирует при выборе средств выразительности для передачи образа.
Развитие музыкально-художественной деятельности:
3-4 - слушает музыкальное произведение до конца; - различает звуки по высоте (в пределах октавы; - замечает изменения в звучании (тихо-громко); - поет, не отставая и не опережая других, чисто и ясно произносит слова, передаёт характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно); - допевает мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и весёлых мелодий на слог «ля-ля»; - сочиняет весёлые и грустные мелодии по образцу; - умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т.п.).; - выполняет движения, передающие характер изображаемых животных; - различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, музыкальный молоточек и др.)
4-5 - различает высокие и низкие звуки (в пределах секты-септимы); - выделяет средства выразительности музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро); - узнаёт песни по мелодии; - может петь протяжно, отчётливо произносить слова, вместе с другими детьми – начинать и заканчивать пение; - самостоятельно отвечает на музыкальные вопросы «Как тебя зовут?», «Где ты?», «Что ты хочешь, кошечка?»; - импровизирует мелодии на заданный текст; - способен выполнять танцевальные движения пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах, с предметами (с куклами, игрушками, лентами); - выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения; - инсценирует песни и ставит небольшие музыкальные спектакли; - умеет играть простейшие мелодии на одном звуке на металлофоне, погремушках, барабане, ложках.
5-6 - различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты); - может петь плавно, лёгким звуком, отчётливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню, в сопровождении музыкального инструмента; - умеет импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера (колыбельную, марш, вальс); - способен выполнять танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и на месте; - ритмично двигается в соответствии с характером и динамикой музыки; - самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; - умеет придумывать движение к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве; - исполняет простейшие мелодии на металлофоне (сольно и в ансамбле).
6-7 - узнаёт мелодию Государственного гимна РФ, определяет характер музыкального произведения; - различает части музыкального произведения, (вступление, заключение, запев, припев); - выделяет отдельные средства выразительности музыкального произведения (темп, динамику); - может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него, в пределах от до первой октавы до ре второй октавы, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание), свободно артикулируя и распределяя дыхание; - умеет правильно передавать мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание), свободно артикулируя и распределяя дыхание; - самостоятельно придумывает мелодии, импровизирует мелодии на заданную тему, по образцу и без него; - умеет выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, переменный шаг, боковой галоп; - способен выразительно и ритмично двигаться в соответствии с музыкой, передавать несложный ритмический рисунок; - импровизирует под музыку соответствующего характера; - инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах; - исполняет сольно или в оркестре на ударных, звуковысотных и на русских народных инструментах несложные песни и мелодии.
Приобщение к музыкальному искусству:
3-4 - узнаёт знакомые песни, пьесы, чувствует характер музыки, эмоционально на неё реагирует.
4-5 - внимательно слушает музыкальное произведение, выражает свои чувства словами, рисунком, движением.
5-6 - определяет жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец), произведения по мелодии, вступлению; - различает звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, виолончель).
6-7 - определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец); - называет инструмент на котором исполняется музыкальное произведение.
               

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

- это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

· Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

· Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

· Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

· Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

· Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

· Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

· Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

· Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

· Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

· У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

· Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

· Проявляет ответственность за начатое дело.

· Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

· Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.

· Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

· Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

· Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

· Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

· Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

· Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Наши рекомендации