Тема: Творчество Джона Мильтона в контексте развития английской литературы 17 в.

Цель– на основе анализа творчества Джона Мильтона сформировать представление о жанрово-стилевых особенностях произведений английской литературы 17 в.; сформировать навыки сбора и анализа литературных фактов; развить умения филологического анализа и интерпретации драматического текста; сформировать навыки подготовки аннотаций, составления рефератов и библиографий.

Организационная форма:семинар, доклады.

Вопросы для обсуждения:

  1. Периодизация английской литературы XVII века. Отражение в литературе классовой и политической борьбы эпохи. Френсис Бэкон и его место в английской литературе XVII в.
  2. Формирование классицизма в английской литературе. Творчество Бена Джонсона.
  3. Литература Англии в эпоху буржуазной революции. Классицизм в литературе периода Реставрации. Творчество Джона Драйдена.
  4. Предпросветительские тенденции в английской литературе XVII века.
  5. Творчество Джона Мильтона – крупнейшего поэта и публициста английской революции. Периодизация творчества Дж. Мильтона.
  6. Борьба ренессансных и пуританских настроений в поэмах «Веселый» и «Задумчивый».
  7. Политические мотивы в элегии «Люсидас». Жанр сонета в творчестве поэта.
  8. «Ареопагитика» Дж. Мильтона и ее роль в борьбе за буржуазно-демократические свободы.
  9. Поэма «Потерянный рай» - отражение современности в библейских образах. Противоречивость замысла поэмы «Потерянный рай». Титанизм образов, черты реализма.
  10. Поэма «Возвращенный рай». Политические идеи поэмы.
  11. Трагедия «Самсон-борец» (индивидуальное сообщение).
  12. Художественные особенности поэзии Дж. Мильтона(индивидуальное сообщение). Пушкин о Мильтоне.

Конспекты:

Михайлов А.В. Методы и стили литературы // Теория литературы: в 4 т. – Т.1. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – с. 142-283.

Задание:

Составьте таблицу «Творческий путь Дж. Мильтона».

При подготовке к девятому вопросу необходимо, опираясь на текст поэму и литературоведческие исследования, составить собственный письменный анализ особенностей поэтики произведения (особо выделив титанизм образов, отражение современности в библейских образах, противоречивость замысла поэмы, черты реализма) и представить работу в группе.

Литература

Основная:

1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.

3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.

Дополнительная:

  1. Павлова Т.А. Мильтон. – М., 1997.
  2. Самарин Р.М. Творчество Джона Мильтона. – М., 1964.
  3. Чамеев А.А. Джон Мильтон и его поэма «Потерянный рай». – Л., 1986.

Практическое занятие 8.

Тема: История мировой литературы 17 века (Контрольная работа по материалу раздела 1).

Цель - на основе индивидуальных разноуровневых заданий выявить уровень сформированности представлений о жанрово-стилевых особенностях произведений европейской литературы 17 в.; навыков сбора и анализа литературных фактов; умения филологического анализа и интерпретации текста.

Организационная форма: контрольная работа, решение разноуровневых заданий

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные теоретические и историко-литературные понятия: классицизм, ренессансный реализм, аллегория, ауто сакраментале, мотив, мотив сна, комедия интриги, драма чести, баллада, барокко, басня, гипербола, гротеск, трагедия, комедия (высокая комедия, комедия характеров), мадригал, масочность, метафизическая поэзия, ода, поэтика, элегия, эпистола, «закон трех единств».
  2. Основные этапы творческого пути: П. Кальдерона, Лопе де Вега, Ж. Расина, П. Корнеля, Лафонтена, Ж.-Б. Мольера, Гриммельсгаузена, Мильтона.
  3. Проблема художественного метода Ж.-Б. Мольера.
  4. Поэтика драмы П. Корнеля «Сид» в контексте эстетики классицизма.
  5. Проблематика и поэтика поэмы Дж. Мильтона «Потерянный рай» в контексте эстетических установок писателя.
  6. Роман Гриммельсгаузена и традиции испанского плутовского романа.
  7. Жанровое своеобразие басен Лафонтена. Лирический герой басен Лафонтена.
  8. Мастерство изображения внутреннего мира человека и идейно-философская концепция трагедии Ж.Расина «Андромаха».

9. Новаторство драматургии П. Корнеля (на материале одного из произведений).

  1. Новаторство Лопе де Веги в разработке темы единства народа (на основе анализа поэтики пьесы «Фуэнте Овехуна».
  2. Отличительные особенности драматургической манеры П.Кальдерона и их воплощение в драме «Жизнь есть сон».

Методические рекомендации:

Занятие проходит в форме контрольной работы. Каждый студент получает набор разноуровневых заданий, на выполнение которых дается 80 минут. Задания выполняются в письменной форме. Примеры заданий, а также критерии их оценивания представлены в соответствующем разделе ФОС дисциплины.

Литература

Основная:

1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.

3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.

Дополнительная литература

1. История всемирной литературы. В 9 т., Т. IV. – М., 2000. Т. V. – М., 2001

2. Осьмухина О.Ю., Казеева Е.Л. От античности к XIX столетию. История зарубежной литературы [Текст]: учебное пособие для студентов-филологов и преподавателей зарубеж. Литерат. / О.Ю. Осьмухина, Е.А. Казеева. – М. Флинта. Наука, 2010.

Практическое занятие 9.

Тема: Жанр «путешествия» и «приключения» в английской литературе 18 века (Д. Дефо “Робинзон Крузо”, Д. Свифт «Путешествия Гулливера»).

Цель - на основе анализа творчества Д. Дефо (роман “Робинзон Крузо”) и Д. Свифта (роман «Путешествия Гулливера») сформировать представление о жанрово-стилевых особенностях романов «путешествия» и «приключения» в английской литературе 18 века.; сформировать навыки сбора и анализа литературных фактов; развить умения филологического анализа и интерпретации прозаического текста; сформировать навыки подготовки аннотаций, составления рефератов и библиографий.

Организационная форма: семинар, доклады

Вопросы для обсуждения:

  1. Литературные направления (классицизм, реализм, сентиментализм, предромантизм, рококо) в английской литературе 18 века. Споры о литературных направлениях эпохи в современном литературоведении.
  2. Формирование просветительских тенденций в английской литературе. Характерные черты эпохи Просвещения в Англии. Периодизация английского Просвещения. Основные направления в литературе английского Просвещения. Просветительский классицизм.
  3. Роль сатирико-нравоучительных журналов Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля («Болтун», «Зритель») в становлении просветительского реализма.
  4. Творческий путь Даниэля Дефо. Дефо-публицист (памфлет «Гимн позорному столбу», «Гимн к черни», сатира «Чистокровный англичанин»).
  5. Дефо – создатель английского реалистического романа: просветительская концепция «естественного человека» и его варианты в романе Дефо «Робинзон Крузо», образ Робинзона, особенности художественной манеры Дефо.
  6. Особое место Д.Свифта в английской литературе XVIII в. Периодизация творчества Свифта.
  7. Поэтика романа Свифта «Путешествия Гулливера»: широта социально-критического и философского содержания романа (вопросы общественного строя, религии, культуры, науки, морали, семьи и воспитания, социально-политические идеалы Свифта в романе), образ Гулливера, образы лилипутов, великанов, йеху и гуингнгнмов, художественное своеобразие романа (особенности стиля: сарказм, пародия, гиперболы, иносказания, проблема жанра).
  8. Особенности реалистического метода в романе Д.Дефо «Молль Флендерс».
  9. Традиции романа Д.Дефо в мировой литературе (индивидуальное сообщение).
  10. Антицерковная аллегорическая сатира «Сказка о бочке». Памфлеты Свифта (индивидуальное сообщение).

Конспект:Д. Дефо. Опыт о проектах // Зарубежная литература 18 века. Хрестоматия. Учеб. Пособие для вузов со спец. «Рус. яз. и лит» в 2 Т., под ред. Б.И. Пуришева. 2 изд. – М., 1988 - С.86-90.

Борев Ю. Б. Новое время как художественная эпоха: человек надежд и иллюзий // Борев, Ю. Б. Эстетика: Учебник/Ю. Б. Борев—М,: Высш. шк., 2002. — 511с URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/borev_estetika/06. aspx

Наизусть:Гимн позорному столбу от слов « Привет тебе, Великая Махина!..» до слов «…И прошлые заслуги человека…» Пер. М. Баженова.

Задание:

Подготовьте эссе на одну из тем:

просветительская концепция «естественного человека» и другие философские идеи эпохи в поэтике романа «Робинзон Крузо».

широта социально-критического и философского содержания романа и художественное своеобразие романа «Путешествия Гулливера».

Литература

Основная:

1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.

3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.

Дополнительная литература

  1. Йетс Ф. Розенкрейцерское Просвещение. – М., 1999.
  2. Кагарлицкий Ю.И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения. – М., 1987.
  3. Кисунько В.Г., Ревякин А.В. Европейское Просвещение // История Европы: В 8 т.– М., 1994. Т. 4.
  4. Культура эпохи Просвещения. – М., 1993.
  5. Лотман Ю.М. Слово и язык в культуре Просвещения // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. – Таллинн, 1992. Т. 1.
  6. Мокульский С.С. Итальянская литература: Возрождение и Просвещение. – М., 1966.
  7. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. – М., 1966.
  8. Аникст А. Дефо. – М., 1957.
  9. Урнов Д. Робинзон и Гулливер. – М, 1973.
  10. Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. "Медиум" "Ювента". М., С-Пб., 1997, - с. 16-60.
  11. Рикуперати Джузеппе. Человек Просвещения // Мир Просвещения. Исторический словарь. - М.: Памятники исторической мысли, 2003, - с. 15-29.

Практическое занятие 10.

Тема: Английский социально-психологический роман 18 века. Творчество Ричардсона

Цель - на основе анализа творчества С. Ричардсона сформировать представление о жанрово-стилевых особенностях английского социально-психологического романа 18 века; сформировать навыки сбора и анализа литературных фактов; развить умения филологического анализа и интерпретации прозаического текста; сформировать навыки подготовки аннотаций, составления рефератов и библиографий.

Организационная форма: семинар, доклады

Вопросы для обсуждения:

1. Жизненный и творческий путь С.Ричардсона.

2. История создания романа «Памела, или Вознагражденная добродетель». Ричардсон как создатель социально-психологического романа в эпистолярной форме. Поэтика романа «Памела, или Вознагражденная добродетель»: проблема семьи и собственности, основные образы, особенности сюжета и конфликта, стилистические черты.

3. Роман «Кларисса, или история молодой леди, охватывающая важнейшие вопросы частной жизни и показывающая, в особенности, бедствия, проистекающие из дурного поведения как родителей, так и детей в отношении к браку»: творческая история и место в истории мировой литературы.

4. Значение творчества Ричардсона для развития английского и европейского реализма.

5. Творчество Тобайаса Джорджа Смоллетта. Роль Смоллетта в истории развития жанра романа в английской литературе XVIII века.

6. Традиции Свифта и особенности сатиры Смоллетта в романах «Приключения Родрика Рэндома» и «Приключения Перигрина Пикля».

7. Эволюция творчества Т. Смоллетта.

8. Особенности стиля Смоллетта.

9. Значение творчества Смоллетта.

Методические рекомендации:

Ответ на первый вопрос предполагает анализ творческого пути С. Ричардсона в контексте развития английской литературы 18 века. Рассматривая особенности эстетических взглядов Ричардсона следует обратить особое внимание на динамику творчества. Ответ представьте в виде таблицы «Основные этапы творческого пути С. Ричардсона».

Ответ на второй вопрос предполагает анализ особенностей поэтики романа «Памела, или Вознагражденная добродетель» в идентификационных параметрах эстетики социально-психологического романа в эпистолярной форме (см. об этом работы: А.А. Елистратовой, М.Г. Соколянского).

При ответе на третий вопрос необходимо, опираясь на изучение источников самостоятельно подобранной библиографии по вопросу, рассмотреть особенности поэтики романа С. Ричардсона «Кларисса, или история молодой леди, охватывающая важнейшие вопросы частной жизни и показывающая, в особенности, бедствия, проистекающие из дурного поведения как родителей, так и детей в отношении к браку»: творческую историю и место в истории мировой литературы. Ответ представьте в форме аннотации одного из литературоведческих исследований.

Четвертый вопрос ориентирован на творческий уровень освоения. На основе всех изученных работ и собственных наблюдений относительно поэтики романа С. Ричардсона подготовьте эссе «Значение творчества Ричардсона для развития английского и европейского реализма»

Вопросы 5-9 ориентированы на повышенный уровень освоения. Подготовка к каждому из данных вопросов предполагает составление библиографии, работу с источниками и литературой, анализ поэтики произведений и представление результата в форме доклада-презентации.

Конспектирование:

Елистратова А. А. Ричардсон // Английский роман эпохи Просвещения. – М.: Наука, 1966 – с. 155-215.

Литература

Основная:

1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.

3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.

Дополнительная литература

  1. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Проблемы типологии. – Киев; Одесса, 1983.
  2. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. – М., 1966.
  3. Михальская Н. П., Аникин Г. В. История английской литературы Учебник для гуманитарных факультетов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  4. Голованова И.С.: История мировой литературы. Просвещение в литературе. – М., 2002.
  5. Сидорченко Л. История зарубежной литературы XVIII века // История всемирной литературы: в 9 т. Т. 5. – М.: Наука, 1988.-784 с.
  6. Луков В. Н. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.

Практическое занятие 11.

Тема: Просветительский реализм в английской литературе 18 в.: поэтика романа Генри Филдинга «История Тома Джонса, найденыша».

Цель- на основе анализа творчества Г. Филдинга сформировать представление о жанрово-стилевых особенностях английского просветительского реализма 18 века; сформировать навыки сбора и анализа литературных фактов; развить умения филологического анализа и интерпретации прозаического текста; сформировать навыки подготовки аннотаций, составления рефератов и библиографий.

Наши рекомендации