Феофан Прокопович «Владимир» КОНСПЕКТ.
Второй период (1704-1716) творчества Феофана Прокоповича.
1705 год — трагедокомедия «Владимир» → идет речь о простом люде. Комические персонажи: 3 человека. Выдающиеся лица: Владимир.
-содержание пьесы берется из истории («Повесть временных лет» (один из списков был в Киево-Печерской лавре. Многое не похоже с повестью)+использовано «Слово о законе и благодати»)
-есть мифические подробности (Апостол Андрей, ходивший по Руси перед Крещением)
Исторические персонажи: Борис и Глеб (но они еще не родились в тот период), Владимир
Персонажи вымышленные: жрецы
История приукрашена. Композиция подходит к теории пьесы борокко. Протазис (экспозиция), эпитазис (завязка), катастазис (развитие) (борьба с бесами), катастрофа (развязка) (посрамление язычества).
Всего 5 действий.
Эпилог: Апостол Андрей прославляет Владимира и говорит о дальнейшем просвещении христианства +упоминается Мазепа (но о нем больше в Епиникионе) (соратник Петра I).
Жрецы подчеркивают плотские желания. Вызывают трех бесов:
бес мира → могущество мужское → возможность лишения власти Владимира
бес хулы → богохульство → Бог-врун
бес плоти → Владимир женолюбив
Есть и реальное и фантастическое. Есть переклички с другими произведениями, прочитанными автором в Академии.
КНИГА:
В 1705 году Феофан написал для школьного спектакля в Академии стихотворную трагедо-комедию «Владимир»; в ней он изобразил крещение Руси; в образе мудрого реформатора Владимира он прославил Петра, а в сатирических образах диких и наглых негодяев-жрецов Курояда, Пеяра (пьяницы) и Жеривола, обманывающих народ и корыстно отстаивающих язычество, – реакционеров, противников петровских реформ, и, в частности, духовенство его времени.
Сцены, в которых действуют жрецы, написаны бойко, забавно; они имеют характер остроумной сатиры. Не понять прозрачных намеков Феофана, не увидеть за именами и событиями Х века живую современность было невозможно. Пьеса Прокоповича недвусмысленно агитировала за дело Петра. И понятно, почему в доносе на Феофана (автором его был некий Маркел Родышевский, в свое время вместе с Прокоповичем преподававший в Киевской академии) говорилось, что он, Феофан, «архииереев, иереев православных жрецами и фарисеями называет; священников российских называет жериволами, лицемерами, идольскими жрецами».
«Владимир» Феофана Прокоповича представляет собой незаурядное художественное произведение. Во многом эта «трагедо-комедия» следует правилам школьной, схоластической теории драматургии, изложенным между прочим и в курсе поэтики самого Прокоповича. Так, она построена но законам этой теории: сначала идет пролог, своего рода стихотворное предисловие (вся пьеса написана в стихах). Затем – пять актов, из которых первый заключает изложение экспозиции, сущности конфликта; это так называемый «протазис»; второй акт заключает завязку, т.е. начало действия, – «эпитазис» школьной теории. У Феофана завязкой является начало борьбы жрецов с Владимиром, решившим упразднить язычество. Третий акт – кульминация действия, должен изображать борьбу, препятствия, столкновения; это «катастазис». У Феофана здесь показан Владимир, сомневающийся на путях к истине, и спор Жеривола с философом-христианином. Четвертый акт – переход к развязке (борьба в душе Владимира). Пятый акт – «катастрофа», или развязка: по приказу Владимира идолы сокрушены и жрецы посрамлены. Заканчивается пьеса эпилогом – хором ангелов и апостола Андрея, предрекающего славу Киеву.
Несмотря на внешне точное следование канонам, две особенности отличают «Владимира» от обычных школьных драм украинской традиции. Во-первых, это – попытка изобразить душевный, психологический конфликт в сознании Владимира, раздираемого сложной борьбой старых привычных представлений с новой истиной, постепенно открывающейся ему, и, с другой стороны, борьбой плотских вожделений его с высоким идеалом морали, преодолевающим страсти. Во-вторых, это обилие и яркость бытовых сатирических мотивов в пьесе Прокоповича, иронических и забавных черточек, придающих «трагедо-комедии» подлинную живость, – как и злая характеристика негодяев-жрецов.
5. Феофан Прокопович — поэт и публицист. Периодизация творчества.
КОНСПЕКТ:
Феофан Прокопович (1677/1681 — 1736)
Периодизация:
1) 1677/1681 — 1704.
Место рождения — Киев. Дяд определил Феофана в коллегию, где был ректором (Киево — Могилянская духовная коллегия). Феофан — сун киевского торговца, звали его изначально Елиазар, но в память о дяде он принял его имя — Феофан Прокопович в 1704 году.
Окончил коллегию в 1698 году, принял монашество под именем Елисея. Как лучший ученик был отправлен в Рим — в коллегии Святого Афанасия → европейские униатские католические коллегии → Феофан не любил католиков, терпимо относился к протестантам.
В 1704 году возвращается после странствий в Киев и переходит в православие, принимает имя Феофан. Мог быть преподавателем.
2) 1704 — 1716
Преподавал в Киеве риторику, поэтику, богословие, философию, логику, физику, математику в Киево-Могилянской коллегии.
1705 год -«Владимир» поставлен слушателями академии «на летних вакациях»
1706 год - приветствовал Петра I в Киеве, сочинил Меньшикову также проповедь
1709 год- встреча с Петром в Софийском соборе. «Слово похвальное над войсками, свойскими победе». Написал эпическую поэму (русский, польский, латынь) «ЕпинИкион» (победная песнь). Входит в сборник «Панигурикос».
1707 — 1708 гг — префект Киево-Могилянской академии
1711 год — прутский поход в качестве проповедника.
1711 — 1716 — ректор Киево-Могилянской академии.
3) 1716 — 1725:
1716 год — приехал в Санкт-Петербург по призыву Петра.
-пропаганда петровских реформам
-»Духовный регламент» (1721 — 1722) — закон о реформе управления РПЦ и публицистическое его толкование.
1719 - «Предисловие к Морскому уставу», «Первое учение отрокам» → испытание в течение года; если плохо себя повел, нужно изгнать, «чтобы бешеному меча не дать».
1722 — политический трактат «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» (публицистическое толкование «Устава о наследовании престола»). Изымался трактат.
1722 — стал первым вице-президентом Святейшего синода (реально правил). Стефан Яворский — президент Св. Синода.
Март 1725года - «Словона погребение Петра Великого»
4) 1725 -1736:
Можно разделить этот период на а) 1725 -1730; б) Анна Иоановна 1730 -1736)
1726 — архиепископ Новгородский
-борьба с доносчиками (на себя, писали, что у него дорогие приклады и что он не любит Екатерину I),писал контрдоносы
-верность петровским реформам
Первым обратил внимание на стихотворение Антиоха Кантемира (20 лет) и приветствовал появление его сатир: «Не знаю, кто ти, пророче рогатый (т. е. Мудрый), знаю, коликой достоин ти славы».
1730 — поддержал Анну Иоановну, публично выступив против «кондиций», против Верховного тайного совета.
- готовил к переходу в православие 13-летнюю Анну Леопольдовну.
1733 -стихи в честь посещения «приморской мызки» Анной Иоановной
Его приветствия были по-латыни (ново-латинский поэт) и по-русски.
В 1739 году вышла в Париже работа Георгия Своровского, в которой была характеристика Прокоповича → был реформатором, упразднил патриаршество на 200 лет почти.
Характеристика: человек жуткий,наемный авантюрист, неискренний, лицемер, пишет точно проданным пером, «агент петровской реформы» (Миляков), однако Петру Феофан был предан почти без лести (единомышленник Петра).
ВОЛШЕБКА:
«Епиникион»
(1709 год) – отклик Прокоповича на полтавскую битву. Одно из немногих его произведений, являющееся стихотворным.
Епиникион – (от греческого военная песнь) впервые был издан в сборнике «Панигирикус». Современники Прокоповича считали эту поэму эпической. Единственное напечатанное стихотворное его произведение.
«… о преславной над полками свейскими победе».
Напечатано благодаря Петру.
В этом произведение он воспевает победителя и поносит праведным словом предателя Мазепу и Карла XII. Поэма официальна. Специально написана сложным стилем (мифолог). В нём используется множество аллегорических образов, риторических структур (риторический вопрос, риторическое восклицание). Петр – Русский Марс.
(Летом 1709 года в газете «Ведомости» был специальный репортаж Петра I с места сражения. В заключение своего репортажа он сравнил судьбу Фаетона с полтавским сражением. Пётр обещал напечатать ещё статью по этому поводу, но так этого и не сделал.)
Размер данного произведения – героический (13 сложный).
Композиция состоит из 7 частей/фрагментов (каждая часть в произведение начинается с красной строки)и из трех частей:
1 часть.
1) фрагмент.
Вступление, победа над врагом
Казнь изменника Мазепы
Окончание войны и возвращение мира
2 часть.
Центральная, 2-6 фрагмент
2) Проводятся аналогии с Троей («брань 10 лета начала»)
В этой части также присутствует цитирование Бога «Моя десница с Петром во вражьем стане будет…» - эту победу Бог предрек
3) Воинство Петра объединяется в порыве к победе (не без помощи высших сил конечно)
4) Здесь рассказывается о Мазепе и о суде высших сил, которые в дальнейшем карают Мазепу. Его трусость обличается.
5) Описание полтавского сражения (это самый большой фрагмент). Апофеозом является появление самого Петра на поле битвы, что и решает исход сражения и из-за чего «пал род лютый»
6) Говорится о Петре. Выделяется победа на фоне сопоставления судьбы Феофана и шведов.
3 часть.
7) Часть посвящённая историческому значению победы. Также в данной части Феофан высказывает надежды на возвращение Константинополя в православное лоне.
Герой – Петр I.
Антигерои – шведский король (супостат лютый), Мазепа (отступник Отечества).
Многие из «слов» («похвальные слова», «торжественные слова») Прокоповича были напечатаны и после опубликованы. Он произносил их в церкви, ибо по форме они напоминали церковную проповедь.
В «словах» Прокопович часто обличал своих врагов, не всегда, правда, напрямую, нападал на священников мракобесов. Благодаря ораторскому таланту, проповеди имели очень сильный пропагандистский эффект. Помимо всего прочего, его проповеди были довольно злободневны, он часто говорил о политической ситуации.
В день Святой Екатерины, Прокопович произнёс в честь подруги Петра речь «Любовь крепка как смерть», несмотря на то, что некоторые осуждали эту связь, вспоминая первую его супругу Евдокию Лопухину.
3 основных риторических приёма:
1) обращение к слушателю
2) частое употребление местоимений «Мы», «Нас», «Наш».
3) риторические вопросы и восклицания.
(также он часто использовал синекдохи, сравнения, аллегорические образы и т.п.)
Так или иначе, в системе разнообразных аргументов и доказательств, главным оставался тезис.
«Слово на погребение Петра Великого»Прокопович произносил целый час, с учётом того, что после первой строчки он и окружающие его люди плакали 15 минут. В целом это произведение – плач. Вступление – народный обряд – плакальщицы.
Нападет на реакционеров, не поддерживающих Петра.
Здесь он находит различные уподобления Петру:
Самсон – человек огромной силы
Яфет (один из сынов Ноя, здесь Яфет подразумевается как строитель флота).
Моисей, как законодатель и мощный управитель, объединивший народы.
Соломон – мудрец, облик российского общества, стремление к церкви.
Давид и Константин. Давид, как умный правитель, Константин, как устроитель церкви.
В целом вывод состоит в том, что дело Петра не умрёт. Россия не уйдёт в прошлое без Петра
В самом конце идут обращения: к Богу, к Екатерине I, к России.
Причём здесь Феофан говорит о Екатерине, как об Императрице (ибо она одна из немногих женщин правителей), говоря, что её женская плоть не мешает ей стать великой, подобно Петру.
КНИГА:
Пропагандистом Петра и его дела был один из наиболее талантливых его помощников, один из крупнейших деятелей реформы и, без сомнения, крупнейший литератор петровского времени, Феофан Прокопович (1681– 1736)*. Это был чрезвычайно умный и чрезвычайно ученый монах. Образование, полученное им в Киеве и в Италии, далеко выходило за пределы богословской учености.
Его библиотека насчитывала до 15 000 книг на разных языках.
Петр заметил Феофана еще в 1706 г., когда тот приветствовал его в Киеве речью-проповедью. В это время талантливый монах делал блестящую научно-педагогичеокую карьеру в Киевской академии. Затем, приехав в Петербург по вызову Петра в 1716 г., Феофан получил высокие церковные назначения и сделался фактическим руководителем всех церковных дел, которые Петр поручил ему, зная, что он не выдаст его в таком сложном деле. Одновременно Феофан помогал царю в ряде общеполитических его начинаний.
Феофан совмещал в себе черты ученого-гуманиста эпохи Возрождения с просветительскими стремлениями европейской мысли его времени. Глубокая и страстная убежденность в правоте дела Петра, ненависть к остаткам средневековой схоластики, к старозаветной косности, энергичная практичность натуры и мировоззрения толкали Феофана к решительному вмешательству в политическую жизнь. Он был жесток к врагам реформы, врагам просвещения, реакционным церковникам. Он любил музыку.
В своей богословской практике он склонялся к протестантизму. Недаром обвиняли его в ереси, в кальвинизме, в неверии. Феофан отвергал слепую веру в писания «отцов церкви», считая для себя обязательной только веру в Библию. Один из его противников доносил властям, что Феофан «не верит чудесам святых, печатаных в книгах», и говорит: «мне де книга-критика верить не велит».
Он писал стихи, восходящие к образцам западной поэзии эпохи Возрождения. В молодости, когда он жил в Киеве и профессорствовал в Киевской духовной академии, он написал руководства по поэтике и по риторике (на латинском языке), в которых боролся против средневековой схоластики, любви к аллегориям, вычурности и манерности и проповедовал здоровую простоту стиля.
Он учил в своем курсе поэтики следовать образцам классической античной литературы: Гомеру, Виргилию, Горацию, Овидию и др. Он отбрасывает в своей риторике (1706) сложную схоластическую классификацию слога различных жанров и принимает более простое деление слога на три вида: высокий, средний и низкий, деление, впоследствии усвоенное и Ломоносовым.
Он писал законоположения, богословские трактаты, педагогическую книгу «Первое учение отрокам», исторические сочинения, политические статьи и, в особенности, проповеди. Он написал и предисловие «Морскому уставу», и обширный «Духовный регламент» (1720–1721), официальное положение о церкви в новой ее организации. Регламент содержит не только закон, но и публицистическое истолкование его. Феофан обрушивается в нем на старые церковные порядки, дает сатирическое изображение важничающих епископов и подхалимствующих воров-прихлебателей епископских, описывает проповедников, кривляющихся и играющих роль на кафедре (здесь современники видели намек на противника Феофана – Стефана Яворского). Попутно Феофан требует борьбы с тунеядцами, лентяями-нищими, доказывая, что их отлынивание от работы наносит экономический ущерб государству. Одна из основных идей регламента – необходимость просвещения, науки, которые способны преодолеть неустройства прежней русской жизни.
«Регламент» предлагает в качестве одной из просветительных мер составление и издание популярных книжек – «некие краткие и простым человеком уразумительные и ясные книжицы». Общий смысл «Регламента» – призыв бороться с реакционной стариной, с ветхозаветным застойным укладом жизни во имя прогресса.
Основа политической пропаганды Феофана – его убеждение в необходимости для России монархии, и именно единовластия Петра I. Феофан, доказывая правоту монаршей власти Петра, прибегает не к религиозному обоснованию ее, а наоборот, пользуется аргументацией светской, чисто политической, взятой из государственной науки его времени. Он исходит из теории естественного права, которую поворачивает в сторону «естественного» обоснования абсолютизма как власти, подчиняющей себе эгоистические стремления отдельных людей, составляющих государство и направляющей их на общую пользу. Феофан решительно восстает против тенденции церкви играть роль в политике и ратует за полное подчинение ее централизованной власти. Его проповеди были злободневны. Так, в одной из них (1716) Феофан сравнивал новую преобразованную Россию с древней, допетровскою и доказывал преимущества первой. Он говорил о новых зданиях, о сильных крепостях, о сенате и губернаторах, об устройстве суда и законов, о росте просвещения, о построении флота, о завоевании Балтийского моря и т. д.
В 1717г. в день святой Екатерины Феофан произнес проповедь на тему «Крепка яко смерть любы» (любовь), в которой он прославлял Екатерину Алексеевну, жену Петра, и тут же напал на лицемеров, реакционеров, не сочувствовавших петровскому делу.
В 1718 г. в проповеди «О власти и чести царской» Феофан сатирически изображал противников реформ. Старозаветные люди возмущались тем, что царь, нарушив закон предков, ездил сам за границу; Феофан написал проповедь, в которой разъяснял пользу этих поездок для правительства и для страны. Петр требует от своих подданных денег на постройку флота; Феофан выступает с проповедью, в которой горячо доказывает необходимость для государства ценою любых жертв создать свой флот (1720). Говорил, что у всякой деревни, которая у воды, есть свои лодки, а у такой великой державы нет флота. К тому же, говорил Феофан, флот нужен в военных целях.
В своих сочинениях и проповедях Феофан не жалеет красок, чтобы ядовито, остроумно высмеять врагов реформы; он нападает на попов-мракобесов, на елейных лицемеров, вредящих государственному делу. В его сочинениях много намеков на текущие политические события, на определенных лиц. Он легко забывает о традиционной торжественности тона и стиля проповедей и вводит в нее шутку, народный анекдот, политическую заостренность.
В своих проповедях Феофан дает живые зарисовки характеров (по типу и образцу знаменитой книги Лабрюера), сатирические портреты, близкие к тем, которые стали основной литературной манерой его друга, Кантемира.
Пропаганде Петра и его дела посвящено и единственное напечатанное стихотворное произведение Феофана «Епиникион» (1709), т.е. победная песнь, посвященная прославлению Полтавской победы. Это ода, в которой Феофан предает проклятию изменника Мазепу и восторженно воспевает величие победителя – Петра. «Епиникион», так сказать, официальное произведение, написанное усложненным стилем, славянизированным языком, с применением риторических украшений и мифологических образов.
После смерти Петра I Феофан также писал официально-похвальные стихи в честь Екатерины I, Петра II (латинская ода), наконец, Анны Ивановны. Он не стеснялся выше меры превозносить Анну даже по таким поводам, как переезд ее на дачу:
Но не вмещает в себе
Анниных дел славы
Ни дом сей, ниже область
Анниной державы.
Феофан был поэтом, стремившимся к усовершенствованию и обогащению русского «виршевого» (силлабического) стиха. Это в особенности видно в таких его стихотворениях (лучших из дошедших до нас), как, например, послание к Кантемиру «Творцу сатиры "Куму своему"», написанное октавой, строфой классических итальянских поэм Тассо и Ариосто (это были первые русские октавы).
После смерти Петра положение Феофана сильно пошатнулось. На него воздвигла гонение поднявшая голову феодально-церковная реакция. В опасности было и дело Петра, за которое Феофан боролся всю жизнь. Подавленный и личным, и общественным бедствием, Прокопович написал печальное стихотворение «Плачет пастушок в долгом ненастий» (1730), в котором описывал несчастное положение лучших людей страны в пору реакции. В это время Прокопович сорганизовал вокруг себя кружок просветителей петровской школы, готовых активно выступить против реакции. Членами этого кружка, называвшего себя «Ученой дружиной», были и немолодой уже петровский службист, образованный литератор и ученый В.Н. Татищев, и юный поэт А.Д. Кантемир.
Когда на престол вступила Анна Ивановна, Феофан принял активное участие в борьбе с «верховниками»-олигархами и в восстановлении единовластия царицы. Победа самодержавия обеспечила победу Феофана над его противниками, и последние годы своей жизни он провел в почете.
Феофан также доказывал, что царю надо повиноваться, но и он, и сам Петр считали нужным именно доказывать это, приводить политические, исторические, юридические аргументы. Они обращались к разуму подданных, требовали от них сознательного повиновения. И подданный начинал понимать, что он не раб, а гражданин, что он имеет право думать, рассуждать о политике; он исполнялся чувства собственного достоинства, видя, что сам император старается оправдать перед ним свои действия в книжке о шведской войне, видя, что друг и сотрудник императора, Феофан, обращается к его сознательности, а не просто приказывает и требует.