Россия эпохи Петра I в информационных темах газеты «Ведомости».

Лирика В.К.Тредиаковского

Первые русские стихотворения Т. выполняли религиозную, культовую роль (имеются в виду языческие гимны). Замечена также ориентация Т. на ритмику народного стиха. Эта ориентация привела его к утверждению хореического размера как органически присущего русскому стиху, в противовес другим силлабо-тоническим размерам.

К лучшим стихотворениям, написанным Тредиаковским, следует отнести его глубоко патриотическое «Стихи похвальные России», впервые появившиеся как приложение к роману «Езда в остров Любви» и тогда же положенные на музыку. Это стихотворение, написанное за несколько лет до стихотворного трактата Тредиаковского, может служить примеров тонизации силлабического стиха, достигнутой благодаря цензуре. Характерно, что вторая переработанная редакция «Стихов похвальных России» написана ямбом (1752).

Гражданственностью, гордостью за великие преобразования страны и её преобразователя Петра проникнуто стихотворение «Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу» (1752). Патетика и лирическое одушевление наполняют строфы, в которых поэт передает чувство патриотической гордости, вызванное красотой и величием Петербурга, возникшего там, где «прежде дебрь была». Написало 5-стопным ямбом с перекрёстными мужскими и женскими рифмами.

К числу значительных стихотворных произведений Тредиаковского принадлежит и «Эпистола от российской поэзии к Аполлину» (1735). Автор обращается к богу Аполлону с просьбой посетить Россию и распространить по ней свет поэзии, который разлит им по всему миру. Тредиаковский дает обзор мировой поэзии, говоря о её лучших достижениях, и этот перечень имен свидетельствует о широте литературно-художественных интересов поэта (античная лит-ра, французская поэзия классицизма, итальянская поэзия, английская, испанская, немецкая и т.д.). В этой эпистоле, движимый глубоко патриотическим чувством, заботой о росте национальной культуры, автор стремится ввести русскую поэзию как равноправную в среду европейской литературы. Отчетливо видна усложненность синтаксических конструкций, вызванная употреблением латинизированных оборотов, нарочитая затрудненность стихотворной речи, которая часто делала стихи Тредиаковского труднопонимаемыми.

Стихотворения «Стихи о силе любви» и «Стихи похвальные Парижу». Их содержание просто: автор восхваляет любовь, утверждает, что она всеми правит, все угождают ей и желают её; автор восхваляет Париж, это «красное место», которое невозможно забыть.

Вообще поэзия Тредиаковского разнообразна по темам и жанрам. Он пишет оды, элегии, эпиграммы, перелагает басни (например, Эзопа). И всё же поэтический дар Тредиаковского, который часто выступал в своих стихах как поэт-экспериментатор, значительно уступает тому, что сделал Тредиаковский в области теории стиха.

Гекзаметр Тредиаковского был основан не на долготе и краткости, а на ударном принципе. Этот русский гекзаметр подготовит почву для переводов произведений Гомера. Нет рифмы, долгота слога заменена на ударение, сочетаются стопы разного размера – дактиля и хорея.

Россия эпохи Петра I в информационных темах газеты «Ведомости».

«Ведомости» - перспективный проект Петра I.

Первое периодическое печатное издание в России.

Выпускается со 2 января (День российской печати, 13 января по новому стилю) 1703 года (первый сохранившийся номер) по 1727

Печаталась:

До 1715 года - в Москве

С 1715 - в Москве и Петербурге

С 1719 года — в Петербурге

Периодичность:

от 1 (1718 год) до 70 (1720 год) выпусков в год

1703-1704 — по 39 выпусков/год

Тираж: от 100 до 2500 экз.

Формат: от одной восьмой до 1 листа

Шрифт: до 1710 года церковнославянский с ударениями, иногда были виньетки

До Петровских «Ведомостей» не было больше печатных периодических изданий.

«Куранты» - памятники дипломатической письменности. Это столбцы для царей Михаила Федоровича и Алексей Михайловича. Это была капиляция из различных газет. До Алексея Михайловича редко получали послы, там была династическая информация+военная. НЕ тиражировалась (редко слушали бояре)

«Ведомости» - газета общедоступная. Издавалась по инициативе Петра I. Интерес вызывала относительный, потому что ни одного объявления, только правительственная информация, зарубежная.

Указ 15 декабря 1702 года подписан о создании «Ведомостей».

17 декабря — первый номер, но некоторые оспаривают.

+выпуск о битве в Ноттербурге (до официального издания)

В Москве можно было купить выпуск только в типографии. Разносчики в России появились только к концу XIX века. Газета двигалась с трудом, потому что не вызывала особого интереса и мало распространялась. Это была газета хороших новостей.

ТИП: правительственная новостная политическая газета. Поставщик информации — петровские указы. Если были проблемы (например, нужна медь), то в газете говорилось о ее решении на государственном уровне (сколько выплавили). Нередко газету редактировал сам Петр; он же бывал ее корректором,он же указывал материал, который надо было перевести из иностранных газет.

В задачу петровских «Ведомостей» входило расширить политический и общекультурный кругозор их читателей и пропагандировать действия Петра как в военной, так и в гражданской области. В первом же номере их сообщалось: «На Москве вновь ныне пушек медных и гаубиц и мортиров вылито 400...»

Устойчивого названия у газеты не было и точной даты выпусков тоже. Типографии не были заинтересованы в печати. В 40-50-х гг. оставались тысячи не распроданных выпусков. Однако и реакция, в частности реакция церковная, находила пути проявления себя в публицистическом слове. Характерна в этом смысле была деятельность одного из главарей церкви при Петре, Стефана Яворского; одно время он был митрополитом и, после смерти последнего патриарха, «местоблюстителем патриаршего престола», потом стоял во главе Синода. Это был человек старого московского склада культуры (он родился в 1658 г., т.е. во время начала реформ был уже немолод; умер он в 1722 г.), ученый монах, но ученый в схоластическом, богословском смысле, принципиальный сторонник церковности в жизни и мышлении. Он с ненавистью говорил о светской науке, в лице Коперника доказавшей нелепость принятого церковью взгляда на вращение солнца вокруг земли.

В начале деятельности Петра в 1700 годах Стефан Яворский поддерживал царя и славил его в своих проповедях. Но уже в конце того же десятилетия размах реформ отпугнул его, и он скоро отошел в лагерь реакционеров, противодействовавших деятельности царя. Для пропаганды своего недовольства он использовал свои проповеди. Сначала Петр отлучил его от проповеди на 3 года. В конце концов Петр лишил Стефана какого бы то ни было реального влияния даже на церковные дела.

Публицистический просветительский характер имели изданные при Петре переводы политических книг, например, работы Пуффендорфа; такое же назначение имели предисловия, обращения к русскому читателю, предпосылавшиеся переводам полезных руководств, объяснявшие их пользу, достоинство, агитировавшие за необходимость усваивать их содержание. Были и специальные издания политико-агитационного характера.

В газете:

1) не публиковали никакой частной информации

2) не отражалось общественное мнение

3) газета не оставила никаких следов в общественном сознании эпохи (считали в 1917 году)

4) она была средством просвещения и государственной пропаганды

5) после закрытия «Ведомостей» Академия наук стала издавать «Санкт-Петербургские ведомости» (1728 год). Их выпускали немцы, первые номера -точная калька немецких газет, печатали частные объявления, была реклама (то есть не только официоз) и это издание было, таким образом, необходимо для простых людей.

Наши рекомендации