Кораблекрушение, которого не произошло
И вдруг появилась некая молодая особа и принялась раскачивать житейскую лодку. Девушку звали Маргарет Моррис. Когда она встретила Голсуорси, ей было девятнадцать, ему - сорок четыре. Встреча произошла в театре «Савой», на премьере балета по опере Глюка «Орфей и Эвридика». На Голсуорси искусство молодой танцовщицы произвело столь сильное впечатление, что, пройдя за кулисы, он представился ей и осыпал ее комплиментами.
Дальше - больше. Джон, находя маленькую танцовщицу милой и забавной, приглашает ее к вечернему чаю. За первым визитом следует второй, третий... Маргарет делает все возможное, чтобы подружиться с женой знаменитого писателя. И это ей удается. Танцовщица, будучи в восторге от своей новой подруги, от самого Голсуорси и от их дома, «такого артистичного и элегантного», не скупится на комплименты.
К этому времени Джон Голсуорси - не только знаменитый прозаик, но и известнейший драматург. Ему кажется: Маргарет Моррис как нельзя лучше может сыграть главную роль в его пьесе «Мимолетная греза». Балерина в драматической роли? Это вызывает недоумение и разного рода опасения. Но Голсуорси настаивает и оказывается прав. Маргарет талантлива. Это он понял сразу.
Спектакль имеет оглушительный успех, и Голсуорси принимается за новую пьесу, где главная роль изначально предназначена для Маргарет. Теперь они видятся все чаще и чаще. Голсуорси убеждает себя, что это продиктовано совместной работой - и только.
Но однажды понимает: случилась беда - он влюбился в маленькую танцовщицу.
Ну, а Маргарет? Она любит его - знаменитого писателя, очаровательного собеседника, красивого мужчину - и не думает это скрывать. Зачем? При поддержке «дорогого Джона» она делает блестящую карьеру. Вскоре у нее будет собственная студия танца в Париже. Финансирование этого проекта Голсуорси берет на себя.
Однако есть одно весьма существенное «но». Они до сих пор не любовники. Голсуорси ведет себя с ней, как влюбленный школьник, а это опасно. И Маргарет решает поторопить события. «Дорогого Джона» нужно любым способом окончательно привязать к себе.
Через несколько дней Голсуорси попросил ее о немедленном свидании с глазу на глаз. Вот оно! При встрече Маргарет бросилась ему на шею. Он отстранил ее:
- Маргарет, зачем вы сегодня приезжали к Аде?
- Повидаться.
- Вы уже виделись с ней за ланчем.
- Ну... Тогда нас было трое. А я... Если быть откровенной, я решила, что нам с Адой пора объясниться.
- Что-о? Вы решились! Вы посмели!
- А что тут такого? Я люблю вас, почему это нужно скрывать?
Он молчал. И это молчание ее пугало.
- Продолжайте.
- Она очень странная, наша милая Ада, я ждала, что она спросит, любите ли вы меня. Она не спросила. Сказала только, что я не должна чувствовать себя несчастной! Не знаю, как это понимать.
Он пробормотал сквозь стиснутые зубы: «Силы небесные!» Это напугало ее еще больше.
- А в чем, собственно, дело? Ада - умница, она не станет устраивать сцены, она поймет - я не претендую на ее место возле вас, у меня может быть другое, только мое место. О, Джон, мы могли бы быть так счастливы! А потом, с годами...
- Вижу, вы все обдумали. «С годами» - это когда я состарюсь?
- Ну, зачем же так... Впоследствии я могла бы стать для вас обоих любимой дочерью. Ведь у вас нет детей.
Он молчал. Молчал долго. Потом спросил:
- Когда вы собираетесь в Париж?
- Ну, это зависит не от меня...
- Ах да, деньги. Я выпишу вам чек сегодня же... Не трудитесь подтверждать, что деньги получены. Прощайте.
Она написала ему из Парижа. Письмо начиналось словами: «Дорогой Джон, я так несчастна». Он не ответил.
Развейте мой прах!
В 1929 г. Голсуорси был награжден британским орденом «За заслуги», а в 1932 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах».
Как отмечал представитель Шведской академии Андерс Эстерлинг: «Автор проследил историю своего времени на протяжении трех поколений, и то, что писатель с таким успехом овладел чрезвычайно сложным как по объему, так и по глубине материалом, делает ему честь».
Голсуорси был тяжело болен (опухоль мозга) и на церемонии награждения не присутствовал. 31 января 1933 года, меньше чем через два месяца после вручения ему Нобелевской премии, писатель скончался.
После смерти Голсуорси общество английских писателей просило о погребении его праха в Уголке Поэтов Вестминстерского аббатства, где покоятся литературные знаменитости. Настоятель аббатства не счел возможным поддержать это ходатайство - так напоследок церковь свела счеты с непримиримым противником религии.
И тогда было исполнено пожелание Джона Голсуорси, высказанное им в стихотворении «Развейте мой прах!» - на вершине холма, вдали от проезжей дороги, был развеян прах одного из достойнейших людей своего времени.
В истории остались его произведения и множество мудрых высказываний. Например, такие:
«Русский человек, во многих отношениях чрезвычайно привлекательный, неспособен остановиться на чем-то определенном. Поэтому он всегда был и, думается, всегда будет жертвой той или иной бюрократии».
«Русский характер - это непрестанные приливы и отливы, и чисто русское словечко «Ничего!» хорошо выражает фатализм этих нескончаемых колебаний. Для русского материальные ценности и принципы, за ними стоящие, значат слишком мало, а чувства и выражение их - слишком много».
Аде было суждено пережить мужа. А после того, как и ее не стало, в шкатулке для драгоценностей, которая всегда запиралась на ключ, нашли старый монокль на выцветшей ленте и два любовных стихотворения, принадлежавших перу Джона Голсуорси и адресованных «женщине его жизни».
ЛИТЕРАТУРА:
Произведения Д.Голсуорси в фонде библиотеки «Фолиант»:
1. Голсуорси Д. Собр. сочинений, т. 1-12.- Л., 1929;
2. Голсуорси Д. Собр. сочинений, т. 1-16.- М., 1962;
3. Голсуорси Д. Собрание сочинений, т. 1-8.- М., 1983
4. Голсуорси Д. Джослин. Роман, рассказы/пер. А.Кудрявицкого. - М.: Политиздат, 1991.
5. Голсуорси Д. Драмы и комедии, М., 1956.
6. Голсуорси Д. Конец главы. Трилогия. М.: ГИХЛ, 1961.
7. Голсуорси Д. Новеллы.- М., 1957.
8. Голсуорси Д. Сага о Форсайтах, т. 1-2. - М., 1956
Аннотация:
«Сага о Форсайтах» известного английского писателя Дж. Голсуорси (1867 - 1933) - эпопея о судьбах английской буржуазной семьи, представляющей собой реалистическую картину нравов викторианской эпохи. «Белая обезьяна» - история второго поколения семьи Форсайтов, уже преодолевшего предрассудки викторианской эпохи, однако безнадежно запутавшегося в радостном, гедонистическом безумии «новой эпохи»...
Библиография в прямой хронологии выхода произведений в свет:
«Четыре ветра» (1897)
«Джослин» (1898)
«Вилла Рубейн» (1900)
«Остров фарисеев» (1904)
«Серебряная шкатулка» (1906)
«Собственник» (1906)
«Усадьба» (1907)
«Братство» (1909)
«Борьба» (1909)
«Справедливость» (1910)
«Патриций» (1911)
«Пять историй» (1918)
«В петле» (1920)
«Сдается внаем» (1921)
«Современная комедия» (1928)
«Конец главы» (1933)
О нем:
1.ДюпреК. Джон Голсуорси. - М., 1986.
2. Левидова И. М. Джон Голсуорси: Биобиблиографический указатель. - М., 1957.
3. Макдермотт А. Джон Голсуорси: Скандал в благородном семействе/ Алекс Макдермотт /Караван историй. - 2006.- №6. - Стр. 158-175.
4.Тугушева М. Джон Голсуорси. - М., 1973.
5.Тугушева М. Конец главы // Д. Голсуорси. Конец главы. Трилогия. - Л.: «Лениздат», 1978. - Стр. 71- 8о.
3.08.17. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail:[email protected]; Страница Вконтакте http://vk.com/library_foliant