Урок. 6. Вол. П. Сера. 15. Стол.
Уха. 7. Мак. 12. Карта. 16. Кот.
Банк. 8. Веер. 13. Рука. 17. Уха.
Тара. 9. Лак. 14. Сон. 18. Муха.
Рис. 10. Плот.
Ответы учащихся.
10. Пилот, плод, флот. 11. Серп. 12. Парта. 13. Щука, мука, ручка, рукав. 14. Дон, Соня. 15. Стул, ствол, стоп. 16. Крот, флот. 17. Ухо. 18. Мука. |
Курок, урод, сурок.
Муха, ура, ух, ухо.
Бант, танк, баня, бак.
Пара, Лара.
5. Ирис.
Волк, вор, воля.
Рак, лак, так, бак, как.
Ветер.
Люк, лук.
ИГРА НА СЛОВЕСНЫЕ УДАРЕНИЯ (III—VI кл.).
Первый вариант. Предложить участникам игры в определённый промежуток времени написать слова с одинаковыми ударениями, например двусложные с ударением на втором слоге: тетрадь, звонок, бобы, компот, портфель, моряк, прямой, большой, вязать, учить, стирать, строгать, рубить; или трёхсложные с ударением на последнем слоге: виноград, помидор, ученик, потолок, табурет, молотить, насыпать.
Можно ограничить игру определённым заданием: писать только существительные, или только прилагательные, или только глаголы.
Победителем считается тот, кто в установленный срок напишет больше слов.
Второй вариант. Предложить участникам игры писать слова на определённую тему. Например, руководитель объявляет для игры тему «Столовая». Следует подобрать двусложные и трёхсложные слова и расставить в них ударения. Разрешается брать только имена существительные.
Игра даётся на время, и написавший большее количество слов выигрывает.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТАКИХ СЛОВ.
Двусложные слова с ударением на: | Трёхсложные слова с ударением на: | |||
первом слоге | втором слоге | первом слоге | втором слоге | третьем слоге |
ложка | буфет | пряники | клеёнка | самовар |
вилка | стакан | ложечка | салфетка | молоко |
миска блюдце кружка | кувшин кисель компот | блинчики | молочник тарелка сметана | вермишель колбаса виногрйд |
чашка | вода | селёдка | ||
чайник | яйцо | конфета | ||
скатерть | поднос | картофель | ||
булка | какао | |||
каша | гостинцы | |||
масло | напитки | |||
фрукты | оладьи | |||
сахар | ||||
пища | ||||
кофе |
Усложнить этот вариант можно прибавлением четырёхсложных и пятисложных слов. Слова могут встретиться такие: запеканка, макароны, яичница, сахарница, мороженое.
Третий вариант. Играющим раздаются разграфлённые листы с условными знаками словесных ударений. Внизу выписаны слова, которые учащиеся должны поместить в соответствующие
графы. Предварительно игра объясняется. Выигрывает тот, кто раньше других и лучше выполнит задание. Вот образец такого листа для игры.
Условные знаки
. (точка) — безударный слог. , (запятая) — ударный слог. Для примера взята тема «Одежда».
Слова для размещения по графам:
шуба, валенки, воротник, пальто, калоши, шарф, тапочки, майка, трусы, тюбетейка, сарафан, футболка, рубашка, брюки, пояс, курточка, костюм, штаны, туфли, сандалии, ботинки, сапоги, обувь, платье, передник, воротничок, чулки, бант, сорочка, пуговица, вешалка, резинки, галстук, шнурки, ботики, шаровары.
Примечание. По данному образцу могут быть предложены слова в с большим количеством слогов.
Четвёртый вариант. Расставить ударених в предложенной руководителем фразе, в нескольких фразах или в небольшом литературном отрывке. Выигрывает тот, кто первый подаёт правильно выполненное задание.
НАПИШИ ФРАЗУ (IV—V кл.).
У каждого — листок бумаги и карандаш. Руководитель пишет на доске ряд слов. Из каждых трёх слов играющие должны составить фразу, взяв для этого ещё ряд дополнительных слов. Выигрывает тот, кто быстрее и лучше составит фразы на все предложенные слова. Например, даны 9 слов: бабочка, цветок, поле; самолёт; орёл, лес; песок, солнце, дети. Можно составить такие фразы:
1) В поле бабочка села на цветок.
2) Орёл испугался самолёта и повернул в лес. (Орёл увидел самолёт и улетел в лес.)
3) Дети лежали на песке и грелись на солнце.
ОДИНАКОВЫЕ СЛОВА (IV—VI кл.).
(Омонимы. — одинаково произносимые и пишущиеся слова с разными значениями.)
Эта игра построена на тех словах русского языка, которые имеют несколько различных значений.
Например, слово коса имеет три значения: заплетённые волосы, сельскохозяйственное орудие и узкая отмель па реке или море.
Вот далеко не полный список таких слов:
Лук (оружие и растение).
Ключ (от замка и родник).
Шашка (в игре и оружие).
Лавка (для сиденья и небольшой магазин).
Такса (порода собак и расписание цен).
Собачка (животное ^и приспособление у ружья).
Боров (свинья-самец и дымоход на чердаке). ^
Кошка (животное и вид багра).
Поле (участок земли, засеянный злаками; поле шахматной доски).
Ручка (которой пишут; детская ручка; ручка двери).
Перо (птичье; для письма; зелень лука).
Журавль (птица; рычаг у колодца).
Коса (заплетённые волосы; сельскохозяйственное орудие; часть песчаного берега (отмель).
Нос (человека и животного, чайника, сапога; передняя часть корабля).
Вал (морской; земляная насыпь; часть машины).
Вилка (столовый прибор; вилка для электрической розетки).
Кнопка (звонка; канцелярская принадлежность).
Ракета (теннисная; фейерверк — огни салюта).
Раковина (морская; кухонная принадлежность или принадлежность умывальни).
Шерсть (материя; шерсть зверя).
Кисть (винограда, руки).
Линейка (школьная принадлежность; физкультурное построение; лёгкая повозка).
Челнок (деталь ткацкой или швейной машины, род лодки). Полотно (железнодорожное; хлопчатобумажная и льняная материя).
Объяснение игры.
Изготовляется плакат большого размера, с левой стороны которого сделаны надписи слов-омонимов, а с правой в строчке — соответствующие эггим названиям рисунки.
ПЛАКАТ
Кроме того, изготовляется несколько комплектов карточек по типу картинного лото, на которых изображены все рисунки слов-омонимов.
Несколько комплектов делается для того, чтобы в игре принимало участие большое количество детей.
Чтобы было легче сортировать комплекты, они имеют различную окраску (например, обратная сторона первого комплекта сиреневая, второго — жёлтая, третьего — красная, четвёртого— в полоску, пятого — в клеточку и т. д.).
Каждый комплект разрезается на части — отдельные рисунки.
Плакат неразрезанным наклеивается на картон и вывешивается на видном месте, чтобы учащиеся могли изучить его.
Первый вариант игры (IV—V кл.). Участники игры садятся на расстоянии друг от друга, и каждый получает по одному комплекту с перемешанными рисунками. Плакат на это время снимается или поворачивается текстом и рисунками к стене.
По команде руководителя участники игры подбирают рисунки на слова-омонимы по группам, т. е. все рисунки с названиями «коса» в одну группу, с названиями «поле» — в другую, и т. д.
Выполнивший задание ранее остальных считается выигравшим.
• Второй вариант. Подбор рисунков-омонимов даётся на время, и собравший большее количество их выигрывает.
Третий вариант. Дети сидят за столом. Руководитель вынимает из одного перемешанного комплекта, лежащего у него на коленях в ящике или коробке, по очереди рисунки и указывает на кого-либо из сидящих.
Вызванный называет показанный рисунок. Не справившийся с заданием получает штрафное очко.
Не получившие ни одного штрафного очка считаются выигравшими.
Необходимо следить за тем, чтобы каждый играющий имел возможность дать одинаковое количество ответов; если это затрудняет руководителя, то рисунки предлагаются по очереди в том порядке, как сидят дети.
Этот вариант относится к разделу «Речевые игры», но, чтобы два раза не пояснять игру, он помещён в раздел «Речевые игры с карандашом».
Четвёртый вариант (VI кл.). Учащиеся должны написать как можно больше слов-омонимов.
Игра даётся на время, и написавший большее количество выигрывает.
СМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО! (III—V кл.). Картинка предметов, названия которых начинаются с буквы к.
На картинке нарисована девочка, кошка, куры и много различных предметов.
Следует внимательно рассмотреть «картинку и перечислить на рисунке животных и предметы, названия которых начинаются на букву к.