Устная и письменная формы русского языка. Виды речевой деятельности. Типы речи
Русский язык функционирует в устной и письменной форме.
Устная речь– это речь звучащая, которая создается в процессе говорения. Для устной речи характерны импровизация и следующие языковые черты: свобода в выборе лексики; использование простых предложений; употребление побудительных, вопросительных, и восклицательных предложений; повторы, незаконченность выражения мысли, перебивы и проч. Цель устной речи – быстрота передачи и восприятия определенного содержания.
Письменная речь– это речь графически закрепленная, которая может быть заранее продумана, исправлена или скорректирована. Письменная речь характеризуется следующими языковыми особенностями: преобладание книжной лексики; соблюдение языковых норм; отсутствие внеязыковых элементов (жестов, мимики). Письменная речь отличается от устной, прежде всего, сложной системой графики и орфографии, с помощью которой передается определенное содержание.
Традиционно выделяют четыре вида речевой деятельности: говорение, слушание, чтение и письмо. Говорение– это продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение.
Слушание – вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие звучащих текстов. Традиционно выделяются следующие виды слушания: пассивное, активное, избирательное, внимательное слушание.
Чтение – это вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Традиционно выделяются следующие виды чтения: а) просмотровое, или ознакомительное; б) изучающее, или аналитическое чтение, в) поисковое, или выборочное; г) быстрое.
Письмо – это продуктивный вид речевой деятельности, характеризующийся письменной формой выражения мысли, когда информация передается с помощью графических знаков – знаков письменности (подробнее о нормах письменной речи см. глава II «Нормы современного русского литературного языка»).
Речь может быть реализована в форме монолога, диалогаили полилога.
Монолог – это устное или письменное высказывание одного человека. Под диалогом понимают непосредственный обмен высказываниями между двумя лицами. Полилог – это разговор более чем двух собеседников.
Результатом речевой деятельности является речевое произведение, или текст. Текст – объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.
Выделяют 3 типа речи (текстов): описание; повествование; рассуждение.
Описание – это изображение какого-либо человека, предмета, явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков, качеств и свойств, а также передачи внутреннего состояния.
Повествование – это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. На первый план здесь выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета.
Рассуждение – это тип текста, в котором анализируются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.
У каждого типа речи есть схематизированный информационный вариант: повествование соответствует сообщению, описание – информационному описанию, рассуждение – умозаключению.
Комбинация привычных для читателя типов речи помогают сделать содержание текста рельефным, существенно увеличивает шансы на внимательное прочтение и адекватное восприятие информации.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое язык? Назовите его основные признаки.
2. Какие функции выполняет язык? Охарактеризуйте их.
3. Что такое речь? В каких разновидностях она существует?
4. Чем отличаются язык и речь?
5. Что объединяет эти понятия?
6. Какими признаками характеризуется речь?
7. В каких формах существует речь?
8. В какой зависимости находятся язык – речь – мышление?
Тренировочные упражнения
Упр. 1. Письменно прокомментируйте высказывание Д. С. Лихачёва. Чем, с вашей точки зрения, объясняется огрубление современной речи в обыденном общении и в средствах массовой информации? Выполните задание в форме эссе (объем текста – не менее 350 слов):
«Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе».
Упр. 2.Н.И. Лобачевский, гениальный русский учёный-математик, выдающийся университетский деятель, талантливый педагог и просветитель, подчёркивал исключительную роль языка в человеческом обществе, остро критиковал распространённое среди высших слоёв
общества увлечение французским языком в ущерб русскому, резко порицая
пренебрежение «отечественным языком». Обоснуйте свою точку зрения по поводу данного высказывания в форме эссе (объем – не менее 350 слов):
«Знать иностранные языки похвально, но не знать своего, не постигать духа в своём отечественном языке постыдно. .Изучение иностранных языков даже в том отношении полезно, что помогает к изучению природного. В сравнении двух языков открывается особенность, которая каждому принадлежит. Если мы видим, что в лучшем сословии русских пренебрегают своим языком и тщеславятся познанием иностранного, то надобно сожалеть об этом и называть это жалким событием нашего времени».