Четвертая схема четырехсложной ритмической структуры

/ ъ ъ ъ ъ

ٮٮٮٮ

ударн. перв. зауд. вт.зауд. тр.зауд.

слог слог слог слог слог

Особенностью этой ритмической структуры является то, что все три заударные гласные произносятся редуцировано, как Ъ (ер), но отличаются друг от друга длительностью произношения: чем дальше от ударного, тем короче. Самым коротким будет третий заударный слог.

ъ ъ ъа

проволока

наволочка

сыворотка

сутолока

жаворонок

папоротник

Рекомендации:

Отхлопать ритм данной структуры с одновременным произнесением ритмической схемы: та‑та‑та‑та. Следить, чтобы заударные были «подобраны» так, чтобы в них не звучал гласный а вместо среднего между А и Ы. Следить за тем, чтобы слово было озвучено до конца, не сбрасывать дыхание с последнего слога. Иначе будет слышаться усеченное слово наволочк вместо навЪлЪчкЪ, суталака вместо сутЪлъкЪ.

Обращение к ритмическим структурам слова дает сильный толчок в работе над исправлением говоров. Через освоение ритмики происходит более активное формирование навыков верного литературного произношения. Орфоэпические правила быстрее входят в «плоть и кровь» диалектоносителей.

Полезным упражнением для закрепления навыков правильного ритмического оформления речи на первом этапе является использование изученных ритмических моделей в стихотворных текстах, которые самостоятельно сочиняются для индивидуального тренинга.

Двух- и трехсложные ритмические структуры русской речи совпадают с пятью классическими стихотворными размерами: двусложные – с хореем, ямбом; трехсложные – с дактилем, амфибрахием, анапестом. Поэтому чтение русской классической поэзии, безусловно, поможет устранить говорные отклонения и быстрее усвоить нормы русского литературного произношения.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕКСТЫ

Стихотворные тексты, сочиненные студентами курса актеров драмы Петрозаводской государственной консерватории, предлагаются как примеры для индивидуальной работы над исправлением говоров.

Саша с Машей

Съели сахар,

Сашу с Машей

Съел комар!

Шорох, запах, голос,

Что-то шепчет колос,

Где-то сена ворох –

Это лета шорох.

Комар – богач

Большой ловкач.

Бобыль просил ночлег,

Хотел свершить побег.

Чемодан

У меня на кухне диван,

За диваном стоит чемодан.

В чемодане – игра «Магазин»,

А в нем продают сахарин.

А еще там есть батальон,

А за ним идет почтальон,

Письма несет, спешит

И про себя говорит:

работа, растяпа, баранка,

корова, собака, болванка,

дорога, колонна, пороша,

раззява, растяпа, калоша.

Завтракала курочка,

Милочка и дурочка.

Поклевала колосок,

Разбудила голосок.

Корова, Собака, Забота –

За ними – большая работа.

Дорога, а в поле картошка,

Болото, там зреет морошка.

На работу растяпа идет –

Аппетитно баранку жует.

Как поеду на охоту,

Прихвачу я шарабан,

Барабаны брать не буду,

Но зато возьму капкан.

Все капканы тараканы

обегают стороной,

И ни зайцы, ни бараны

не заходят в дом родной.

Никогда не быть растяпой

И не лезть в бульоны лапой,

Не мычать в тоске коровой

Оттого, что погреб новый.

Как-то я попал в водоворот,

И сломался у меня водопровод –

Получился вот такой коловорот...

Взял я булочку,

Положил на форточку –

Получилась корочка!

Там сидят карелочки,

Там сидят татарочки –

Прямо из тарелочки

Кушают бараночки.

Сопроводить, восстановить, растормошить –

Без говора мне нужно говорить,

А если с говором скажу: «водоворот», –

Всю жизнь придется мне чинить водопровод...

Водопровод

Водопровод – кричали люди,

Коловорот – кричал рыбак.

Восстановить – кричал раззява,

Боготворить – кричал чудак.

Водоворот, коловорот, водопровод –

Дружно идет на работу народ.

Марафон

Балалайка бежит впереди,

Канарейка бежит позади,

Замарашка тащится сзади,

Барабашка осталась в засаде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984.

2. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977.

3. Большакова С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. Сборник упражнений. М., 2002.

4. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. 3-е изд. М., 1977.

5. Васильев Ю.А. Тренинг сценической дикции. СПб., 1997.

6. Васильева Г.И. Упражнения по дикции. Согласные звуки. М., ГИТИС, 1988.

7. Ганиев Ж.В. Русский язык. Фонетика и орфоэпия. М., 1990.

8. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. Пособие для логопеда. М., 2001.

9. Залмаева Р.Я. Сам себе логопед. «Петербург XXI век», 1995.

10. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М., 1997.

11.Лубенская К.А. Русское литературное произношение и ударение. СПбГАТИ, 1997.

12. Любимова Н.А., Братыкина А.Г., Вострова Т.А. Русское произношение. Звуки. Ударение. Ритмика. Учебное пособие. М., 1981.

13. Пронина М.П. Воспитание фонационного и фонематического слуха будущего драматического актера: I актерский курс. Л., ЛГИТМиК, 1989.

14. Русская диалектология / Под ред. В.В. Колесова. М., 1998.

15. Станиславский К.С. Собр. соч.: в 8 т. Т. 2, 3. М., 1956.

16. Смирнова М.В. «2500 скороговорок». СПб., 2003. 17. Сценическая речь. Учебник / Под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промптовой. 2-е изд., испр. и доп. М., ГИТИС, 2000.

18. Фимичева Т.В., Чевелева Н.А., Чиркина Т.В. Основы логопедии. М., 1989.

19. Чарели Э.М. Учитесь говорить! Свердловск, 1991.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

От а в т о р а

Ч а с т ь 1. Д и к ц и о н н ы й т р е н и н г

1. О с н о в н ы е в и д ы д и к ц и о н н ы х н е д о с т а т к о в

2. С п о с о б ы и с п р а в л е н и я д и к ц и о н н ы х н е д о с т а т к о в

а) а р т и к у л я ц и о н н а я г и м н а с т и к а

б) и с п р а в л е н и е с в и с т я щ их з в у к о в С–З–Ц

в) и с п р а в л е н и е ш и п я щ и х з в у к о в Ш–Ж–Щ–Ч

г) и с п р а в л е н ие с о н о р н ы х з в у к о в Л–Р

д) исправление переднеязычных звуков ТЬ–ДЬ

3. Тренировочные дикционные таблицы и скороговорки

Таблица 1 (П–Б)

Таблица 2 (В–Ф)

Таблица 3 (К–Г–X)

Таблица 4 (С–З–Ц)

Таблица 5 (Ш–Ж)

Таблица 6 (Щ–Ч)

Таблица 7 (М–Н–Л–Р)

Таблица 8 (Р–Рь)

Таблица 9 (Ть–Дь)

Часть 2. Исправление говоров

1. Г о в о р ы к а к р а з н о в и д н о с т ь р у с с к о г о н а ц и о н а л ь н о г о я з ы к а

2. Г о в о р н ы е о т к л о н е н и я от л и т е р а т у р н о го п р о и з н о ш е н и я

3. Р и т м и к а р у с с к ой р е ч и

4. С л о в е с н ое у д а р е н и е и е го р о ль в о р г а н и з а ц и и р и т м и ч е с к их с т р у к т у р

5. И с п р а в л е н и е г о в о р н о го п р о и з н о ш е н и я г л а с н ы х А и О

6. Тренировочные тексты

Литература

Содержание

Языком не расскажешь,

так и пальцем не растычешь, речь умом

красна,

а если язык шепеляв,

то и поговори скороговорочку

за скороговорочкой –

тридцать три корабля

лавировали, лавировали

да не вылавировали;

у нас на дворе-подворье

погода размокропогодилась;

сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не

по-колоколовски, нужно колпак переколпаковать,

перевыколпаковать,

нужно колокол переколоколовать,

перевыколоколовать;

нужно все скороговорки

перескороговорить,

перевыскороговорить,

и тогда так заговоришь,

словно реченька зажурчишь.

Наши рекомендации