Повесть «Один день Ивана Денисовича»
№4. Проанализируйте приведенный ниже эпизод из текста.
Задом ватных брюк, везде уже пересидевших, Шухов пристроился на край деревянной формы, а спиной в стенку уперся. И когда он отклонился – натянулись его бушлат и телогрейка, и левой стороной груди, у сердца, он ощутил, как подавливает твердое что-то. Это твердое было – из внутреннего карманчика угол хлебной краюшки, той половины утренней пайки, которую он взял себе на обед. Всегда он только половинку с собой и брал на работу и не посягал до обеда. Но он другую половину съедал за завтраком, а нонче не съел. И понял Шухов, что ничего он не сэкономил: засосало его сейчас ту пайку съесть в тепле. До обеда – пять часов, протяжно.
А что в спине поламывало – теперь в ноги перешло, ноги такие слабые стали. Эх, к печке бы!..
Шухов положил на колени рукавицы, расстегнулся, намордник свой дорожный, оледеневший развязал с шеи, сломил несколько раз и в карман спрятал. Тогда достал хлебушек в белой тряпице и, держа тряпицу в запазушке, чтобы ни крошки мимо тряпицы не упала, стал мало-помалу откусывать и жевать. Хлеб он пронес под двумя одежками, грел его собственным телом – и оттого он не мерзлый был ничуть.
В лагерях Шухов не раз вспоминал, как в деревне раньше ели: картошку целыми сковородами, кашу – чугунками, а еще раньше, по-без-колхозов, мясо – мясо ломтями здоровыми. Да молоко дули – пусть брюхо лопнет. А не надо было так, понял Шахов в лагерях. Есть надо – чтоб думка была на одной еде, вот как сейчас эти кусочки малые откусываешь, и языком их мнешь, и щеками подсасываешь – и такой тебе духовитый этот хлеб черный сырой. Что Шухов ест восемь лет, девятый? Ничего. А ворочает? Хо го!
Так Шухов занят был своими двумястами граммами, близ него в той же стороне приютилась и вся 104-я.
1)Почему произведение о лагерном мире ограничивается описанием одного дня героя и почему этот день кажется Шухову «почти счастливым»?
2)Какой лагерный номер присвоили заключенному Шухову?
3)Определите тему и главную мысль данного эпизода.
4)Каким термином принято обозначать необычные индивидуально-авторские образования, не входящие в литературный язык («…, по-без-колхозов, …)?
5)Какой троп использует автор в предложении: «В лагерях Шухов не раз вспоминал, как в деревне раньше ели: картошку - целыми сковородами, кашу – чугунками»?
6)Какое средство изобразительности позволяет передать эмоционально-экспрессивное отношение персонажа к предмету (« … и такой тебе духовный этот хлеб…»)?
7)В речевой характеристике Шухова звучат слова «нонче», «в запазушке», «молоко дули – пусть брюхо лопнет». Как они называются и что рассказывают о герое?
8)Как называется троп, употребленный в последнем предложении: « … а близ него в той же стороне приютилась и вся 104-я»?
9)Почему в заглавии всего произведения герой назван по имени и отчеству?
10) Можно ли назвать форму повествования в произведении сказовой?
11)Критик и литературовед В.Я.Лакшин писал о повести: «Когда мы читаем в конце повести, что Шухов засыпал «вполне удовольный», потому что на дню у него выдалось много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он «закосил» лишнюю кашу и так далее, - это приносит нам не чувство облегчения, но чувство щемящей, мучительной боли». Как Вы понимаете слова исследователя, согласны ли Вы с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
Раздел IX. Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов.
Тема 37. Общая характеристика «трех волн» русской эмиграции
Критерии | 1-я волна | 2-я волна | 3-я волна |
Время эмиграции | |||
Причины | |||
Пути эмиграции | |||
Имена писателей, произведения | |||
Темы и проблемы творчества |
Тема 38. Творчество Владимира Владимировича Набокова
1.Анализ рассказа В. Набокова «Облако, озеро, башня»:
1)Истолкуйте главный сюжетный парадокс рассказа: дом с видом на «облако, озеро, башню» оказывается сбывшейся мечтой героя, но он абсолютно невидим для немецких туристов, принимающих Василия Ивановича за пьяного или сумасшедшего.
2)В чем своеобразие персонажей в рассказе? Каким приемами писатель добивается впечатления неиссякаемой пошлости «добрых людей» - участников поездки? Каков характер «песни», хором исполняемой туристами?
3)Объясните неожиданный финал рассказа. От какой «должности» отказывается Василий Иванович? Куда «отпускает» его рассказчик?
Раздел Х. Особенности развития литературы
Конца 1990- начала 2000-х гг.
Ответьте на вопросы:
1. Какие существенные изменения произошли в обществе и литературе, начиная с 1987 года?
2. Что включает в себя феномен «возвращающейся литературы»?
3. Определите понятия:
- новая литература -
- самиздат -
- тамиздат -
- постмодернизм –
- андеграунд-
4. За что и как присуждается Букеровская премия? Кто из русских писателей стал лареатом Букера?
5. Строки из каких произведений использованы в стихотворении Игоря Иртеньева?
Выхожу один я на дорогу
В старомодном ветхом шушуне,
Ночь тиха, пустыня внемлет Богу,
Впрочем, речь пойдет не обо мне…
Кончался век, ХХ век,
Мело, мело во все пределы,
Что характерно, падал снег,
Причем, что интересно белый…
ЛИТЕРАТУРА
1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс, I полугодие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2012. – 368 с.
2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс, II полугодие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2013. – 384 с.
3. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс, I полугодие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2014. – 464 с.
4. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе. 10 класс, II полугодие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2013. – 416 с.
5. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н.Современная русская литература: 1950 — 1990-его; пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. — Т. 1968. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
6. Литература: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования // под ред. Г.А. Обернихиной. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 352 с.
7. Литература: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений // под ред. Г.А. Обернихиной. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 656 с.
[1] Здесь и далее страницы указаны по учебнику «Литература» \ под ред. Г.А. Обернихиной.