Определите средство художественной выразительности в приведенных ниже цитатах изпроизведений С. Есенина.
1. «Синий плат небес». __________________________________________
2. Край ты мой забытый,
Край ты мой родной! ____________________________________________
3. Как захожий богомолец,
Я смотрю в твои поля. __________________________________________
4. «Туча кружево в роще связала». ______________________________________
5. «Есть тоска веселая». _____________________________________________
6. Изба-старушка челюстью порога\\ жует упругий мякиш тишины _________________________________________________
7. Осень – рыжая кобыла – чешет гриву. ________________________________
4. Тестовый анализ стихотворения С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая».
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовый свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!
1. Какому жанру поэзии принадлежит это стихотворение?
а) ода
б) элегия
в) баллада
г) сонет
2. Ведущей в стихотворении является тема:
а) любви и дружбы
б) родины и природы
в) города и деревни
г) народа и власти
3. Какое средство художественной выразительности использует поэт сопоставляя мир патриархальной Руси и мир современной поэту действительности:
а) антитеза
б) параллелизм
в) повтор
г) сравнение
4. В какой строфе сосредоточена противоречивая гамма настроений лирического героя:
а) в первой
б) во второй
в) в третьей
г) в четвертой
5. Лирический герой стихотворения:
а) иронизирует над вечными законами бытия
б) философски осмысливает противоречия действительности
в) яростно сопротивляется новым веяниям времени
г) отказывается от прежних убеждений и верований
6. Какой прием художественной выразительности использован в строфе: «Плачут вербы, шепчут тополя»? ____________________________________
7. Выпишите слово, повтор которого в 5-й и 6-й строфах объясняет истоки душевной драмы лирического героя _____________________________________
8. Какой прием художественной выразительности использован в строфе: «Свинцовой свежести полынь»? ________________________________
9. Определите тип рифмовкиданного стихотворения _______________________
10. Определите размер, которым написано стихотворение ___________________
Тема 27. Творчество Александра Фадеева
Работа с литературоведческими терминами
Дайте определение терминам:
Социалистический реализм -
Партийность литературы -
Революция -
Гражданская война -
Роман «Разгром»
№1.Прочитайте высказывание А.А. Фадеева о своем романе и определите, в чем сам автор видит идею романа «Разгром»: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе».
№2. Для Фадеева как пролетарского писателя и активного деятеля РАПП очень важно противопоставление героев в классовом, социально-политическом плане. Противопоставление это всегда прямолинейно и однозначно. В чем особенность этого противопоставления в данном произведении?
№3. Как через образы Морозки и Мечика автор решает проблему интеллигенции в революции?
Раздел VI. Особенности развития литературы 1930-1940-х годов
Тема 28. Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова
Творческая биография М.А. Булгакова
№1 Ответьте на вопросы:
1. Годы жизни М.А. Булгакова. ______________________________________________________________
2. Кем Булгаков был по профессии? __________________________________________________________
3. Какое печальное событие в жизни писателя подтолкнуло к возникновению замысла романа «Белая гвардия»? _____________________________________________________________________
4. В каком произведении Булгаков рассказывал о своей работе врачом в Смоленской губернии? _______________________________________________________
5. Назовите псевдонимы, которыми М.А. Булгаков подписывал свои произведения. _________________________________________________________________
Роман «Мастер и Маргарита»
№2. Ответьте на вопросы по содержанию романа:
1. Какими языками владел Иешуа Га Ноцри?
2. Имя и отчество поэта Бездомного
3. Сколько членов насчитывала Московская организация Массолит?
4. Как изменилась жизнь Мастера после выигрыша?
5. Каким образом Коровьев исполнил пожелание Мессира более никогда не видеть Никонора Ивановича Босого?
6. Чем была озабочена похоронная процессия, шествовавшая за гробом с телом Берлиоза?
7. По какому адресу был прописан Степа Лиходеев?
8. Сколько языков, кроме родного, знал Мастер?
9. Кто мог стать хозяйкой на балу у Сатаны?
№3. Проанализируйте вторую главу романа «Мастер и Маргарита» («Допрос во дворце Ирода Великого»):
Кто рассказывает историю Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри?
Какими словами вводится эта история в повествование?
Почему и «доказательств никаких не требуется»?
Какова экспозиция эпизода (место, время действия, герои) и как она готовит к восприятию его основного содержания?
В ходе анализа эпизода рассмотрите сходство и отличие библейского Иисуса и булгаковского Иешуа?