Стилистические возможности предлогов
Стилевое и стилистическое распределение предлогов.Количество предлогов – в отличие от тех или иных групп знаменательных слов – ограниченно, насчитывает всего несколько десятков. Большинство предлогов в стилевом и в стилистическом плане являются нейтральными, т.е. употребляемыми во всех стилях речи. Это относится и к первообразным предлогам (о, от, за и т.д.), и к производным (типа около, вокруг). Однако часть предлогов в стилевом или стилистическом плане Маркирована, хотя эта маркированность в разных источниках отмечается по-разному. Приведем примеры.
Предлог пред (предо) является архаичным, встречается главным образом в классической русской литературе: Нужно было, чтобы он извинился предо мной! (М. Горький). В то же время в Словаре русского языка (1982) этот предлог имеет помету «поэтическое», что под- I тверждается соответствующими примерами: Я помню море предгро- I зою (А. Пушкин); На мягких креслах предстолом Сидел в бездействии немом Боярин Орша (М. Лермонтов).
В литературе встречаются архаичные предлоги по-за и по-над: Я, конечно, отошел в сторону, спрятался по-закорчму и стою (И. Куп- ] рин); Выехав на шоссейную дорогу, инженер повернул направо и по-надберегом моря рысью поскакал к мысу (А. Гайдар). В Словаре-1982 \ предлог по-за квалифицируется как просторечный, по-над – как просторечный и одновременно народно-поэтический; в Грамматике-1980 оба – как областные.
Предлог касательно (кого-, чего-либо) в Грамматике-1980 отме- \ чен как устаревший и официальный, а в Словаре-1982 – как книжный и официально-деловой: Марья Степановна занялась распоряжениями касательноубранства гостиной (А. Герцен); [Лубенцов] узнал все касательномахинаций с автомашинами (Э. Казакевич).
Предлог округ в Грамматике-1980 признается устаревшим, а в Словаре-1982 – устаревшим и просторечным: Народ округ меня бормочет: убился, мол, Трифон, беда-то какая! (Ф. Гладков).
Составной предлог в адрес (кого-, чего-либо) в Грамматике-1980 I характеризуется как новый, свойственный деловой речи: В адрес советской делегации поступали сотни взволнованных писем (В. Полторацкий). Составной предлог в ипостаси со значением в роли кого-либо употребляется с шутливым, ироническим оттенком: Олег Олегович числился в двух ипостасях:директора и главного инженера (В. Липатов).
В художественной литературе встречается и ныне не употребляемый предлог окрест в значении вокруг чего-либо, поблизости от чего-либо: Окрестменя все дышало гармонией и блаженством (В. Белинский).
Предлог о (об) в сочетании с существительными для обозначения признака предмета по числу его частей, членов и т.п. архаизировался, но в современном русском языке употребляется с шутливым, ироническим оттенком: [Краевед] прислал в некое советское учреждение большое, о двенадцати страницах,письмо (Л. Леонов).
Предлог без в выражении без никаких и без ничего носит разговорный характер: Ну, что ж, понятно в целом. Одно неясно мне: Без никакогодела ты ездишь по стране (А. Твардовский); – Леня?Где карточка?.. Потерял?.. Без хлеба, – шептала она, – без ничего...целый месяц (В. Панова).
Семантические и иные различия синонимичных предлогов.Многие предлоги составляют синонимические группы, объединяемые теми или иными грамматическими значениями: пространственными (внутрь, сквозь, через, у, около, рядом), временными (в период, во время, в век; в течение, в продолжение; до, к; через, после, накануне), причинными (о/я, из, по, со; вследствие, в результате; под воздействием, под влиянием), целевыми (для, за), совместности (с, вместе с), объектными (о, про, относительно) и др. Чаще других вызывают трудности в употреблении различия между указанными ниже предлогами.
Вина при обозначении направления действия.Предлог в указывает направление куда-либо внутрь, в пределы кого-чего-либо или вовлечение в сферу, состав кого-, чего-либо: Положить книги в портфель. Пойти в кино. Завернуть в бумагу. Поступать в университет. Пойти в дворники. Выбрать в профком. Вовлечь в беседу. Погрузить в сон. Предлог на указывает: 1) направление на поверхность кого-, чего-либо: Сесть на стул. Положить пирог на тарелку. Повесить картину на стену. Наклеить марку на конверт. Надвинуть шапку на уши; 2) направление в какое-либо место, а также туда, где происходит какое-либо действие, осуществляется состояние. Поехать на море, на юг, на Кавказ. Идти на фабрику, на работу, на занятия, на балет. Вынести вопрос на собрание, на обсуждение. Отдать вещи на хранение. Направить кого-либо на лечение, на учебу.
Архаичным является употребление выражений поехать в концерт (вместо на концерт), быть в концерте (вместо на концерте): [Она] ходила со Швейцером в концерты,считая театр грубым зрелищем (К. Паустовский); Я намедни познакомился с твоим братом в концертеи, надеюсь, буду его завтра иметь у себя на обед (А. Вяземский).
За та напри указании на время. Предлог за указывает на отрезок времени, в течение- которого завершается выполнение действия: За две неделив Горячем Логу произошло много перемен (М. Шолохов). Предлог на указывает на срок, в течение которого совершается действие или сохраняется его результат: – Вы надолго приехали? – Недели на две(В.Саянов).
Благодаря и из-за со значением причины.Предлог благодаря обозначает причину, положительно влияющую на что-либо: В гостиной было прохладно благодаряотворенной дверина балкон (М. Салтыков-Щедрин). Предлог из-за обозначает причину, отрицательно влияющую на что-либо!' Из-за какой-то бедыпоезд два часа простоял на полустанке (А. Гайдар).
По и из-за со значением причины.Предлог по указывает на причину, которая связана с поведением, действием кого-либо, а предлог из-за – на причину, не связанную с этим: На улице, обыкновенно тихой, теперь по случаюкануна праздника было большое движение (А. Чехов); Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-засвоего счастья(В.Короленко). Поменять в этих предложениях выделенные предлоги невозможно.
В целях и с цельюсо значением цели.Предлог в целях сочетается только с отглагольным существительным, а с целью – с отглагольным существительным и с неопределенной формой глагола, причем употребляется чаще в деловом стиле: Я начинал много раз свой дневник с целью заноситьв него каждую мелочь (И. Куприн).
От и у при указании отношения действующего лица к источнику информации.Предлог от используется при пассивном отношении субъекта действия к источнику информации: [Бобчинский:] А Петр Иванович уже услыхал об этом от ключницывашей Авдотьи (Н. Гоголь). Предлог у употребляется при активном отношении действующего лица к источнику информации: Как писаный был Демушка! Краса взята у солнышка, У снегубелизна, У макугубы алые (Н. Некрасов).
Меж и между со значением места. Вконструкциях с родительным падежом более употребителен предлог меж: Междвух облупленных колонн Держался кое-как балкон (М. Лермонтов); Покинув шумный дом, шатаясь меж стволов,как меж столов,Идет Косой (С. Михалков). В конструкциях с творительным падежом предпочитается предлог между. У нее покраснела шея и руки между перчатками и рукавамичерного платья (А.Н. Толстой).
В просторечии встречается и ненормативное употребление одного из синонимичных предлогов.
• На адрес вместо по адресу: Ты напиши мне наленинградский адрес(В. Панова).
• За вместо о (при, глаголах речи: говорить, спрашивать и т.п.): – Это наш Пронин, а старший лейтенант за соседаспрашивает. – За соседане знаем, – сказал сержант (К. Си^оновК ■ • За в сочетании с предлогом перед вместо сочетания за + до при обозначении срока, предшествующего чему-либо: Киномеханик за пять дней передпоказом фильма проверяет аппаратуру (из газеты).
• За вместо о, по (при глаголах чувств: горевать, скучать, тревожиться ит.п.): У нее то и дело выскакивают разные польские и южнорусские обороты. Она еще говорит: «3 Варшавы»или «Яскучала за вами»(П. Боборыкин).
• За вместо из-за при указании на причину. Такое употребление считается корректным только в устойчивых сочетаниях: За неимением места во флигеле мне отвели комнату в графских хоромах (А. Чехов); Временная эта дорога будет завтра закрыта за ненадобностью,к весне она зарастет травой (К. Паустовский).
• С-под вместо из-под при указании на место: Зовут меня Дым-ченко Кузьма Петрович. Сам я родом с-подКаховки на Днепре (К. Паустовский).
• Предлог к после слов, имеющих в литературном языке беспредложное управление: Уж если подвернулся к вамчеловек завидный, не простой, Так должно вам его себе упрочить (А. Пушкин); Не предвидя возможности посылать к вамписем из Нагасаки, я перестал писать их и начал вести дневник (И. Гончаров).
• Предлог о вместо обо в сочетаниях с местоимениями мне, что, всем. Ср. нормативное употребление: Ничего, мама, не беспокойся обо мне(Ф. Гладков); На лестнице я обо что-тоспоткнулась (Г. Данилевский) – и ненормативное: Нога ее ударилась о что-тотвердое (Н. Вагнер); [Волны] поют свою звучную, ласковую песню о прошлом, о всем, что в течение веков видели они (М. Гррький).
• По вместо за при указании на цель, объект: – А вы далече собрались? – В Ломовку, по воду(Н. Дубов); Косолапый мишка вышел поклюкву (В. Астров).
• С вместо из при указании на принадлежность к какой-нибудь среде, группе: – Я с дома отдыха, – сказал старик, безучастно глядя на Карадаг (С. Антонов); Мы с бригады.Не дадите ли керосинщика? (В. Кочетов).
• С вместо из при указании на материал: Будут расти сосны как на подбор – ровные, гладкие. С таких сосенчто хочешь строй, на все сгодится (А. Калашников). '
Нетрудно заметить, что все случаи ошибочного, разговорно-просторечного употребления предлогов подкрепляются примерами с прямой речью. Из этого можно сделать вывод, что они используются в художественной литературе для социальной характеристики действующих лиц.
Предлоги при однородных членах предложения.Отдельно отметим употребление предлогов в стилистической функции.
В художественной литературе особую значимость имеют предложные повторения при однородных членах предложения. Речь идет об однородных членах, выраженных существительными или замещающими их местоимениями. Сравните предложения, одно из которых не имеет повторяющихся предлогов при таких членах предложения, а второе – имеет: Поэт побледнел от обиды, унижения,схватил с вешалки в артистической плащ, кепку, бросился в проливной дождь (Е. Евтушенко) и Пелагея оглянула комнату – просторную, чистую, со светлым крашеным полом, с белыми тюлевыми занавескамиво все окно, сжирным фикусом,царственно возвышающимся в переднем углу (Ф. Абрамов). Более эмоционально окрашено первое предложение, но этому способствует не предлог от, а текстуальные синонимы обида, унижение, цепочка глаголов действия: побледнел, схватил, бросился. Второе предложение спокойнее по тону, является как бы описательным. Однако повторение предлога с перед однородными членами придает ему определенную выразительность, подчеркивая те или иные особенности обстановки, соответствующие незаурядному характеру хозяйки.
Можно указать на целые стихотворные произведения, например А. Твардовского, построенные на повторении предлогов, усиливающем эмоционально-экспрессивный настрой всего текста.
О сущем
Мне славен тлен – без интереса И власти мелочная страсть. Но мне от утреннего леса Нужна моя на Свете часть; От уходящей в детство стежки В бору пахучей конопли; От той березовой сережки, Что майский дождь прибьет в пыли От моря, моющего с пеной Каменья теплых берегов; | От песни той, что юность пела В свой век – особый из веков; И от беды и от победы – Любой людской – нужна мне часть, Чтоб видеть все и все изведать, Всему не издали учась... И не таю еще признанья: Мне нужно, дорого до слез, В итоге – твердое сознанье, Что честно я тянул мой воз. |
В других стилях речи дело может обстоять иначе. В качестве примера возьмем официально-деловой стиль, а точнее – федеральные законы. В этих законах предлог может не повторяться, будучи указанным в вводном предложении:
При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:
уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
выбор учреждения и формы социального обслуживания...
информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
согласие на социальное обслуживание;
отказ от социального обслуживания...
(ФЗ от 02.08.95 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».)
Пример на неповторение предлога в, указанного в вводном предложении:
Физические и юридические лица, виновные в:
проведении без разрешения или с нарушением установленных правил геологического изучения континентального шельфа, ресурсных или морских научных исследований ...;
нарушениях, повлекших ухудшение условий воспроизводства живых ресурсов континентального шельфа;
нарушениях, сопровождающихся воспрепятствованием законной деятельности лиц органов охраны;
незаконном захоронении отходов и других материалов;
загрязнении в результате буровых работ ...
привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ФЗ от 25.10.95 г. «О континентальном шельфе».)
Стилистические возможности морфологических средств языка значительно шире, чем представлено в этом параграфе, но их перечень – предмет особых справочников типа «Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка» под ред. К.С. Горбачевича.