Управление при однородных членах
Упражнение 7. Отредактируйте предложения и запишите их правильные варианты.
1. Молодое поколение восхищается и преклонятся перед мужеством солдат. 2. Сбор и обмен информацией – это важнейший этап работы над проектом. 3. Было приказано ознакомиться и распространить текст постановления. 4. Мы надеемся и верим в победу. 5. Помогать и заботиться о ветеранах – это долг государства. 6. Необходимо упрекать и порицать равнодушие к детям из неблагополучных семей. 7. Следить и обеспечивать рост производства – это задача руководителя предприятия. 8. Наш учитель организовал и руководит кружком «Умелые руки». 10. В его обязанности входил подбор и наблюдение над фактами. 11. Трест организовал и руководит предприятиями.
Упражнение 8.В каких предложениях допущены синтаксические ошибки? Внесите, где это необходимо, правку.
1. На улице потеплело, поэтому мама вместо шубы надела пальто. 2. Наряду с составлением словарей, лингвисты разрабатывают теоретические вопросы лексикологии. 3. Вместо отчета об экскурсии участники ее организовали прекрасную выставку снимков. 4. Помимо зарплаты, он получает еще и премиальные. 5. Кроме материальных потерь гроссмейстер находился еще в сильном цейтноте. 6. Наряду с критикой следует пропагандировать и положительные явления в нашем быту. 7. Наряду со всеми положительными качествами Петров был еще и прекрасным спортсменом. 8. Кроме газет, дедушка любил читать и журналы. 9. В период кризиса наряду со снижением заработной платы сокращались пособия по безработице и по болезни. 10. В медпункте будут проводиться противогриппозные уколы, кроме освобожденных врачом [7, с. 398; 21, с. 599]*.
Варианты падежных форм управляемого слова
Упражнение 9. Исправьте ошибки в образовании падежных форм.
1. До эшелона он не дошел – по нем открыли огонь. 2. Благодаря хорошего образования он смог устроиться на хорошо оплачиваемую работу. 3. Она скучает по вам и по сыну. 4. Согласно приказа необходимо выплатить денежные премии сотрудникам отдела. 5. По окончанию летней сессии всем необходимо сдать зачётные книжки в деканат. 6. Подобное бюрократическое решение тормозит развитию физкультурного движения. 7. Исполненный ужасом крик донесся из-за дома. 8. Он был удивлен его трудолюбию. 8. Увеличились капиталовложения в добывающей промышленности. 9. Он делает упор на указанных совпадениях. 10. Командир направил команду в составе семи человек, в том числе два лейтенанта.
Упражнение 10. Определите, правильно ли выбрана падежная форма дополнения. Исправьте ошибки.
1. Только отдельные вузы не приняли участие в зимних соревнованиях по бегу. 2. На заводе некоторые рабочие не выполняют установленные нормы выработки. 3. Достижения животноводов не должны заслонять недостатки, которых еще немало. 4. Было бы ошибкой недооценивать художественных и общественных достижений неореализма. 5. Критика справедливо указывала, что автор не замечает в своем творчестве чуждые влияния. 6. Находясь в отпуске, курсант не отдал чести старшему по званию. 7. Дети не боялись Евгению Николаевну, несмотря на ее строгость, так как знали, что классная руководительница относится к ним с большой любовью. 8. Было бы неправильным не видеть положительных сторон работы [21, с. 619]*.
Нанизывание падежей
Упражнение 11. Отредактируйте предложения, обращая внимание на случаи нанизывания одинаковых падежных форм.
1. Дом племянника жены кучера доктора. 2. В целях дальнейшего улучшения дела постановки качества воспитания подрастающего поколения предприняты следующие меры. 3. Для решения задачи ускорения подъема уровня сельского хозяйства. 4. Дети любовались освещенной луной поляной. 5. Речь была встречена присутствующими шумными аплодисментами. 6. Он встал из-за стола с налитым гневом злобным лицом. 7. Мы приступили к подготовке к соревнованиям. 8. К любви к людям у него примешивалось чувство сострадания к ним. 9. Обсуждали вопрос о соглашении о взаимной помощи. 10. Говорили также о воспоминаниях о детстве [21, с. 627 - 629]*.
Упражнение 12.Совместное использование Родительного объекта и Родительного субъекта не допустимо. Исправьте ошибки в предложениях.
1. Поиски Пушкина новых средств выразительности. 2. Характеристика Добролюбова «Темного царства». 3. Принцип активности и сознательности усвоения знаний учащихся. 4. Метод систематического и последовательности изложения учителя учебного материала.