Грамматическая связь подлежащего и сказуемого
Упражнение 1.Подумайте, единственное или множественное число сказуемого более предпочтительно в данных предложениях?
1. Большинство картин этих художников был… воспринят… как гимн человеку. 2. Большое количество студентов и аспирантов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал… нормы по лыжам. 3. Большинство учеников школы был… отправлен… на лето в оздоровительный лагерь. 4. Большинство голосовал… за резолюцию. 5. Большинство группы выполнил… задание досрочно. 6. Большинство спортсменов был… готов… к соревнованиям. 7. Большинство работников привлечен… к ответственности. 8. Большинство философов, историков, культурологов не присутствовал… на конференции. 9. Подавляющее большинство слушателей показал… на экзаменах глубокие знания. 10. Ряд учителей выразил… недоверие к новым образовательным программам. 11. Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, остал… неудовлетворенн… компенсацией [7, с. 396; 21, с. 550-556]*.
! Выбирая то или иное окончание при согласовании сказуемого с подлежащим, руководствуйтесь следующим алгоритмом:
Упражнение 2.Выбирая форму сказуемого при подлежащем, выраженным количественно-именным сочетанием, используйте приведенный выше алгоритм. Объясните свой выбор.
1. На столе зазвонило(и)три телефона. 2. В душе его боролось(ись) два чувства. 3. В санях сидело(и) пять девочек. 4. На столе было(и)три телефона. 5. Сто тридцать семь делегатов уже зарегистрировалось(ись).6. Немало солдат умерло(и) от ран. 7. Произошло(и) два неожиданных события. 8. Многие законы физики уже хорошо исследованы, но почти столько же еще мало изучено(ы).
Упражнение 3. Прочитайте данные предложения и объясните причины постановки сказуемого в том или ином числе.
1. Прошло сто лет. 2. На ремонт ушлосемь банок краски.3.Сидит нас человек двадцать. 4. В кружок записалось около двадцати человек. 5. Миллион зрителей посетил выставку. 6. Эти десять книг куплены недавно. 7. Полгорода пришло на праздник. 8. Остальные полдома уцелели. 9. Десяток солдат бросилсяв атаку. 10. Двадцать один человек подтвердил это.
Упражнение 4. Перепишите, раскрывая скобки.От чего зависит форма сказуемого при однородных подлежащих?
1. Установка нового и реконструкция действующего оборудования иногда (ведется – ведутся) без соответствующей подготовки остальных звеньев производства. 2. Растениям одинаково (необходима – необходимы) как влага, так и тепло. 3. Какая-то небывалая мягкость слова и обращения (поражала – поражали) ее старых знакомых. 4. Слава и популярность талантливого писателя все (растет – растут). 5. Каждый шорох, каждый скрип, каждый звук (был слышен – были слышны) в напряженной тишине. 6. В конце 1941 года (начался – начались) разгром фашистских полчищ и крушение их планов захвата Москвы. 7. Муж или сын (поможет – помогут) вам донести вещи до станции. 8. Сын или дочь (помогла – помогли) вам донести вещи до станции. 9. Каждая новая победа человеческого разума, каждое новое понятие, возникшее в коллективном труде, (закреплялось – закреплялись) в языке. 10. Вся Европа, вся Америка, весь мир (смотрел – смотрели) эту передачу. 11. И ты, и он (сделают – сделаете) это лучше. 12. Вы и ваши помощники (смогут – сможете) выполнить задание в срок [21, с. 579]*.
Упражнение 5. Определите, правильно ли согласовано сказуемое с подлежащим, выраженным местоимением? Укажите возможные варианты.
1. Вспоминаю с благодарностью тех, кто был моими друзьями в трудное для меня время. 2. Кто из девочек оказался самой большой шалуньей? 3. Больной смутно видел, как кто-то в белом, должно быть медицинская сестра, приблизилась к его постели. 4. Что скажут те, кто проявил себя беспечными ротозеями по отношению к расхитителям национальных богатств? 5. Первые, кто пришел на избирательный участок для голосования, были мои соседи, пенсионеры. 6. Не кто иной, как родители, в первую очередь ответствен за воспитание детей. 7. Что скажут теперь те, кто оказался доверчивыми вкладчиками, отдавшими свои сбережения жуликам? 8. Никто, даже наиболее подготовленные спортсмены, участвовавшие в соревнованиях, не смог побить рекорд африканца [7, с. 396; 21, с. 570]*.
Упражнение 6. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните свой выбор формы сказуемого.
1. Операцию (провел – провела) молодой хирург Бойцова, недавно защитившая кандидатскую диссертацию. 2. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда (считалась – считались) хранителями чистоты литературного языка. 3. Шоссе-магистраль (пересекло – пересекла) полотно железной дороги. 4. Поезд-выставка вчера (прибыл – прибыла) на станцию. 5. Группа рабочих во главе с инженером Ильиным и бригадиром Степановым досрочно (закончила – закончили) монтаж сложной машины. 6. Его малодушие, вернее, его трусость, (поразило – поразила – поразили) всех. 7. Печать, в частности многотиражки, систематически (представляет – представляют) информационный материалы. 8. Мать с ребенком (пошла – пошли) в поликлинику. 9. Дочь с отцом (пошла – пошли) в театр. 10. Директор вместе с сотрудниками института (подготовил – подготовили) проект. 11. «Ромео и Джульетта» (написан – написана – написаны) У. Шекспиром. 12. На стадионе (грянул – грянуло – грянули) «шайбу» [21, с. 566 - 568]*.
Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы.Объясните условия согласования сказуемого с подлежащим?
1. Полмесяца прошл… с тех пор, как начались экзамены. 2. Еще несколько возможностей увеличить счет футбольной игры остал…сь неиспользованным… 3. Больше половины поступивших в институт был… хорошо подготовлен… по всем предметам. 4. За короткий срок поставлен… и сдан… в эксплуатацию 51 промышленный объект. 5. Углубление и развитие противоречий между странами неоднократно вызывал… военные конфликты. 6. Вы те, кто призван… обновить мир. 7. Ряд новых железобетонных конструкций применен… на новостройках. 8. Выставка-просмотр декоративных тканей открыт… ежедневно, кроме понедельника. 9. Каждая ветка, каждый куст и каждая травинка проща…ся со мной. 10. Художник с обступившими его учениками ходил… по мастерской. 11. Корректор Иванова обнаружил… в рукописи немало орфографических и пунктуационных ошибок. 12. Студент или студентка должн… прийти за справкой? 13. Село Погореловка расположен… недалеко от райцентра [7, с. 397; 21, с. 580].
Согласование определений
Форма определения при количественно-именном сочетании зависит от нескольких условий:
1) какие числительные входят в состав сочетания;
2) какую позицию занимает определение в сочетании;
3) какова родовая принадлежность существительного, входящего в состав сочетания.
Упражнение 8.Изучите алгоритм и выберите один из вариантов определения в нижеследующих предложениях.
1. Квартира была разделена на две (неравные – неравных) части. 2. Три (огромные – огромных) здания были охвачены пламенем пожара. 3. (Первые – первых) два места разделили два спортсмена, (набравшие – набравших) по двенадцать очков. 4. Две (старшие – старших) сестры окончили институт. 5. (Целые – целых) две недели она ждала отца. 6. Пришлось дожидаться своей очереди (добрые – добрых) полчаса. 7. Он залпом выпил (полные – полных) два стакана. 8. Все четыре скрипача, (принимавшие – принимавших) участие в конкурсе, получили премии. 9. За углом стояли три больших ящика, (набитые – набитых) продуктами.
Упражнение 9.Запишите предложения, поставив существительные в нужную форму.
1.Город был открыт для ветров с северной и восточной (сторона). 2. Государство гарантирует своим гражданам реальную возможность получения общих и специальных знаний путем обучения в средней и высшей (школа). 3. И Балтийский и Черноморский (флот) успешно провели военные учения. 4. Съезд обсуждал законопроект об изменениях в финансовой и налоговой (область). 5. Исключительно высокий темп был характерен и для первой, и для второй (половина) игры. 6. Ряд экспедиций провели студенты исторического и географического (факультет). 7. Вопрос этот важен как с научной, так и с прикладной (точка) зрения. 8. Все делается для блага современного и будущего (поколение). 9. На форуме обсуждалась возможность запрета атомного, водородного и химического (оружие). 10. Широкий шрам проходил как раз посредине между правым и левым (глаз). 11. И консервативная и либеральная (печать) встревожена современными общественными процессами. 12. В конце 20 и начале 21 (век) развитие компьютерных технологий достигает высокого уровня [21, с. 589]*.
Упражнение 10. Допишите окончания, согласуя определение с существительными.
1. В наследство нашему государству после Гражданской войны достались разрушенн… промышленность и транспорт. 2. Реставрированн… музей и картинная галерея открыты для посетителей. 3. Автор посвятил свою повесть русск… девушке и женщине. 5. Экспонаты были размещены в больш… зале и галерее. 6. Загоревш… и окрепш… брат и сестра вернулись с дачи. 7. Отец с гордостью говорил об успехе сво… сына и дочери. 8. Мелкие порезы смазываются настойкой йода или бриллиантовой зеленью, предохраняющ… от гнойничковых заболеваний. 9. Вчера мы посмотрели занимательн… водевиль или мюзикл в юношеском театре. 10. Учительница занималась с отстающ… учеником и ученицей [21, с. 591]*.
Согласование приложений
Упражнение 11. Какие из приложений согласуются с определяемым словом в падеже?
1. Владимир Красное Солнышко
2. Река Волга
3. Журнал «Смена»
4. Редактор по фамилии Петров
5. Музей «Эрмитаж»
Упражнение 12.Изучите данную таблицу, представляющую правила согласования географических названий и их родовых наименований.
№ | Согласуются | Не согласуются |
Названия городов, сел, деревень, хуторов В городе Суздале Родился в селе Горюхине | Составные названия городов В городе Красная горка Названия на –о В городе Кемерово Названия, имеющие форму мн.ч. В городе Мытищи Названия, совпадающие с именами людей Из поселка Ерофеич Редко встречающиеся названия В городе Мина | |
Название местечек, аулов, кишлаков, застав В местечке Ельск В кишлаке Гилян | ||
Названия рек По реке Лене | Малоизвестные (обычно иноязычные) и составные наименования На сибирской реке Чумыш По реке Темные воды | |
Названия в форме прилагательного У озера Белого У горы Магнитной | Названия заливов, озер, проливов и бухт, островов, полуостровов, гор, горных хребтов, пустынь У горы Казбек В пустыне Сахара На озере Байкал | |
Названия портов, станций, зарубежных административно-территориальных единиц, астрономические наименования В порту Одесса На станции Тула | ||
Наименования улицв форме женского рода На улице Сретенке | Наименования улицв форме мужскогои среднего рода На улице Арбат | |
Названия зарубежных стран, оканчивающихся на –ия(определяемые слова: «республика», «княжество», «государство») В демократической республике Германии | Все остальные названия зарубежных стран В республике Казахстан, Литва | |
Названия зарубежных административно-территориальных единиц В штате Мичиган В графстве Суссекс | ||
Астрономические названия К планете Венера |
Упражнение 13. Раскройте скобки, правильно согласуя названия с их родовыми наименованиями.
1. Он вышел на станции метро («Новослободкинская»). 2. Лето Иван проведёт в городе (Колпашево). 3. Дом был построен на улице (Ордынка). 4. С (Республика Нигерия) был подписан договор о сотрудничестве. 5. На берегу реки (Волга) вырос большой и красивый город. 6. С городом (Нижний Новгород) у меня связаны самые трогательные воспоминания. 7. В городе (Ростов-на-Дону) у меня живет сестра. 8. Португальский лайнер, направлявшийся из столицы страны (Лиссабон) в Америку, зашел на остров (Мадейра). 9. Для ведения переговоров между Россией и (Республика Куба) прибыла правительственная делегация. 10. Поезд остановился на станции (Трикотажная).