В художественном произведении»
План
1. Мир вещей в литературном произведении:
а) вещь, ее бытовое, психологическое, онтологическое значение в художественном произведении;
б) эволюция изображения предметов материальной культуры в литературных произведениях; возвышающе-поэтическое и снижающе-прозаическое изображение вещного мира в литературе;
в) художественные функции вещей в литературном произведении (культурологическая, характерологическая, знаковая, символическая, сюжетно-композиционная).
2. Формы присутствия природы в литературе:
а) «природа» и «пейзаж» в литературном произведении – соотношение понятий; образы природы в фольклорных произведениях и на ранних этапах существования литературы;
б) поэтика пейзажа в литературе ХIХ–ХХI вв. (объективные картины природы и ее субъективное видение; свет, светотень и цветовая гамма; значение зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных образов);
в) художественные функции и сюжетно-композиционное значение пейзажа в литературном произведении;
г) типологии литературного пейзажа в современных литературоведческих исследованиях;
д) образы животных в литературе.
Вопросы и задания
1. Приведите примеры «очеловечивания» вещей в фольклорных и литературных произведениях. Какова художественная функция такого приема?
2. Назовите русских и зарубежных писателей, чьи произведения насыщены подробным описанием вещей. Каковы функции таких описаний?
3. Назовите наиболее общие отличительные особенности изображения мира вещей в литературе романтизма и реализма. Зависит ли характер изображения вещного мира от жанра произведения? Приведите примеры.
4. Охарактеризуйте следующие виды (типы) пейзажа: символический, мифологический, фантастический; динамичный, статичный; горный, долинный, лесной, морской, пустынный, речной, степной; идеальный, бурный, унылый; экзотический, национальный; локальный, планетарный, космический. Определите, какой принцип лежит в основе каждой классификации. Приведите известные вам другие классификации (типологии) пейзажей.
5. Какую роль в структуре пейзажа играет точка зрения субъекта видения? Влияет ли она на пространственную организацию, соотношение фона и детали, статику и динамику пейзажа? Приведите примеры.
6. Приведите примеры пейзажа, в структуре которого содержатся какие-либо иерархии или оппозиции (верх/низ; день/ночь; свет/тьма и др.). Каковы функции таких пейзажей в структуре целого (всего произведения)?
7. Как в образах природы проявляется национальное своеобразие литературы? *Какие устойчивые пейзажные образы и мотивы принадлежат поэтическому сознанию русского народа?
8. В чем состоит принципиальное отличие пейзажа в эпическом и лирическом произведении? Может ли пейзаж (или образы природы) играть существенную роль в драме? Подтвердите ответ примерами.
*9. Объясните, как вы понимаете следующее утверждение М. Эпштейна: «Образы животных в литературе – это своего рода зеркало гуманистического самосознания» (Стихи и стихии. С. 97). Исходя из этого положения, проанализируйте образы животных в повести И. С. Шмелева «Солнце мертвых» (или в других произведениях по выбору).
10. На основе изученного материала дайте наиболее полные определения: «Природа в литературном произведении – это…», «Пейзаж в литературе – это …».
Терминологический минимум.
Вещь, деталь, метафора, мотив, олицетворение, пейзаж, психологический параллелизм, подтекст, символ, сравнение, сюжет, художественный мир, эпитет.
Литература
1. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. (Любое издание.)
2. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. – М., 1975.
3. Белецкий, А. И. В мастерской художника слова / А. И. Белецкий. – М., 1989. (Изображение живой и мертвой природы. С. 84–111.)
4. Добин, Е. С. Искусство детали / Е. С. Добин. – Л., 1975.
5. Есин, А. Б. Изображенный мир / А. Б. Есин // Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1999. – С. 80–85.
6. Кирсанова, Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм – вещь и образ в русской литературе ХIХ века / Р. М. Кирсанова. – М., 1989.
7. Пигарев, К. Русская литература и изобразительное искусство: Очерки о национальном пейзаже середины ХIХ века / К. Пигарев. – М., 1972.
8. Скатов, Н. Н. Русские поэты природы / Н. Н. Скатов. – Л., 1980.
9. Страхов, И. В. Чувство природы / И. В. Страхов // Психология литературного творчества (Л. Н. Толстой как психолог). – Москва-Воронеж, 1998. – С. 307–364.
10. Топоров, В. Н. Апология Плюшкина: вещь в антропоцентрической перспективе / В. Н. Топоров // Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное. – М., 1995.
11. Хализев, В. Е. Художественный мир писателя и бытовая культура (на материале произведений Н. С. Лескова) / В. Е. Хализев // Контекст-1981. Литературно-теоретические исследования. – М., 1982.
12. Чудаков, А. П. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого: Очерки поэтики русских классиков / А. П. Чудаков. – М., 1992.
13. Чудаков, А. П. О способах создания художественного предмета в русской классической литературной традиции // Классика и современность / А. П. Чудаков; под ред. П. А. Николаева, В. Е. Хализева. – М., 1991.
14. Шайтанов, И. О. Мыслящая муза. «Открытие природы» в поэзии ХVIII века / И. О. Шайтанов. – М., 1989.
15. Эпштейн, М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии / М. Н. Эпштейн. – М., 1990.
16. Эпштейн, М. Н. Стихи и стихия. Природа в русской поэзии ХVIII–ХХ вв. / М. Н. Эпштейн. – Самара, 2007.
17. Юкина, Е. Поэтика зимы / Е. Юкина, М. Эпштейн // Вопросы литературы. – 1979. – № 11. – С. 84–116.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9