Тема: «личностная реальность художественного мира произведения»

План

1. Персонаж:

а) разграничение понятий «персонаж», «герой», «действующее лицо», «характер», «тип», «коллективные персонажи»;

б) ценностная ориентация персонажа; литературные «сверхтипы»;

в) система персонажей; композиция системы персонажей;

2. Приемы и средства создания образа персонажа:

а) портрет персонажа, классификации портретных описаний в трудах отечественных литературоведов;

б) формы поведения персонажа: естественные (несемиотические) и знаковые (семиотические) формы поведения; ритуальное поведение и его разновидности; искусственность и естественность в поведении персонажа как одно из средств создания его образа;

в) психологизм, формы и средства психологизма в художественной литературе; сознание и самосознание персонажа, рефлексия;

г) речевая характеристика персонажа, характерологическое значение интонационно-синтаксических, лексических, фонетических особенностей речи; монолог (обращенный и уединенный) и диалог.

3. Соотнесенность ценностных ориентаций автора и персонажа:

а) проблема дистанции между персонажем и автором;

б) диалогическое отношение писателя к герою (на примере творчества Ф. М. Достоевского);

в) формы «самостоятельной жизни» литературных персонажей.

Вопросы и задания

1. Какова художественная функция двойников в системе персонажей романов Ф. М. Достоевского? (На примере одного из романов.)

2. *Проанализируйте систему персонажей в одном из произведений: Н. В. Гоголь. «Мертвые души»; М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»; Л. Н. Толстой. «Хаджи Мурат»; И. С. Шмелев. «Солнце мертвых»; М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Выделите основные группы персонажей и определите принципы организации персонажной структуры произведения. Объясните, какова роль системы персонажей в художественной реализации авторской идеи?

3. Охарактеризуйте следующие виды портретов: идеализирующий, гротескный, психологический; статичный и динамический; монологический и поливариантный (С. М. Соловьев); портрет-сравнение и портрет-впечатление (А. Б. Есин); экспозиционный и лейтмотивный. Определите, на чем основаны перечисленные классификации портретных характеристик. В чем состоит особенность термина «фактура», используемого И. В. Карповым при анализе внешности литературного персонажа?

4. *Назовите художественные приемы и способы создания сатирических портретов, обратившись к произведениям одного из писателей-сатириков (например, собирательно-шаржированные образы персонажей в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина).

5. Исследуя психологизм в творчестве Л. Н. Толстого, И. В. Страхов выделяет следующие устойчивые выразительные черты персонажей: действительные и фиктивные, единичные и множественные, мимические и пантомимические, динамические и статические. В чем заключаются конкретное содержание и художественно-психологические функции выделяемых Толстым устойчивых признаков персонажей? Применима ли предложенная И. В. Страховым классификация устойчивых выразительных черт к анализу художественных произведений других писателей?

6. Назовите особенности внесловесного выражения чувств персонажей («мимического языка чувств» – И. В. Страхов) в творчестве русских писателей XIX века.

7. Назовите особенности лексической и синтаксической организации внутренних монологов в художественной литературе. Для выполнения задания обратитесь к словарным статьям и монографиям по обозначенной теме. В творчестве каких писателей внутренние монологи являются одной из основных форм психологического анализа?

8. Что такое «диалогизация монологического слова» (М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского)? Сравните данное определение с классификацией внутренних монологов И. В. Страхова: «рассуждения для себя» и «рассуждения для других» (Психология литературного творчества. С. 42). Приведите примеры диалогизированных внутренних монологов в литературе ХХ века.

9. Какова роль сновидений и иллюзорных состояний в создании психологической характеристики литературного героя? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами.

10. *Проанализируйте особенности речевой характеристики литературного персонажа (по выбору). При анализе можно учитывать следующие аспекты:

– социальная среда, к которой принадлежит персонаж;

– субъективная психология, психологические состояния, душевный настрой героя;

– конкретная речевая ситуация и формы речи (реплика, диалог, монолог, рассказ);

– особенности разговорной бытовой речи;

– наличие в речи персонажа слов из разных групп лексики (фольклорных элементов, церковнославянизмов, жаргонизмов, диалектизмов и др.);

– элементы юмористического словотворчества;

– интонационно-синтаксические особенности; роль пауз, их эмоционально-содержательная функция;

– авторское описание манеры говорения, жестов и мимики, сопровождающих речь персонажа.

11. Существует ли дистанция между автором и героем в автобиографической прозе? Обоснуйте свой ответ.

12. Какие формы может принимать «самостоятельная жизнь» литературных персонажей? Приведите примеры.

Терминологический минимум

Антигерой, внутренний монолог, герой, диалог, знак (знаковость), исповедь, монолог, мотив, персонаж, «поток сознания», потрет, психологизм, рефлексия, речь персонажа, тип, характер, художественный мир.

Литература

1. Бахтин, М. М. Автор и герой в эстетической деятельности / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

2. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. – М., 1979.

3. Белецкий, А. И. В мастерской художника слова / А. И. Белецкий. – М., 1989. (Создание лиц. Речь действующих лиц).

4. Галанов, Б. Живопись словом: Портрет. Пейзаж. Вещь / Б. Галанов. – М., 1974.

5. Гинзбург, Л. Я. Проблемы психологического романа / Л. Я. Гинзбург // О психологической прозе. – М.,1999. – С. 242–400.

6. Гинзбург, Л. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. – Л., 1979.

7. Громов, М. П. Портрет, образ, тип / М. П. Громов // В творческой лаборатории А. П. Чехова. – М., 1974.

8. Еремина, Л. И. Поэтика психологически мотивированного слова / Л. И. Еремина // Вопросы языкознания. – 1977. – № 5. – С. 97–109.

9. Есин, А. Б. Психологизм русской классической литературы / А. Б. Есин. – М., 1988.

10. Есин, А. Б. Изображенный мир / А. Б. Есин // Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1999. – С. 75–108.

11. Карлова, Т. С. Вопросы психологического анализа в наследии Л. Н. Толстого / Т. С. Карлова. – Казань, 1959.

12. Карпов, И. В. Портрет – тело – фактура / И. В. Карпов // Проза Ивана Бунина. – М., 1999. – С. 118–119.

13. Лихачев, Д. С. «Небрежение словом» у Достоевского / Д. С. Лихачев // Избр. соч.: в 3 т. – Т. 3. – Л., 1987. – С. 271–290.

14. Лотман, Ю. М. Поэтика бытового поведения в русской культуре 18 века / Ю. М. Лотман // Избранные статьи: в 3 т. – Т. 1. – Таллинн, 1993.

15. Мартьянова, С. А. Образ человека в литературе: от типа к индивидуальности и личности / С. А. Мартьянова. – Владимир, 1997.

16. Михайлов, А. В. Из истории характера / А. В. Михайлов // Человек и культура. – М., 1990.

17. Наумова, Н. Н. Искусство портрета в романе «Война и мир» // Толстой-художник / Н. Н. Наумова; ред. кол.: Д. Д. Благой и др. – М., 1961.

18. Рифтин, Б. Л. Знаковый характер словесного портрета персонажа в китайской классической литературе / Б. Л. Рифтин // Семиотика и художественное творчество. – М., 1977.

19. Рубинштейн, А. М. Герои литературные в памятниках / А. М. Рубинштейн // КЛЭ: в 9 т. – М., 1964. – Т. 2.

20. Сапаров, М. А. Словесный образ и зримое изображение (живопись – фотография – слово) // Литература и живопись / М. А. Сапаров; ред. кол.: А. Н. Иезуитов и др. – Л., 1982.

21. Скафтымов, А. П. О психологизме в творчестве Стендаля и Толстого / А. П. Скафтымов // Нравственные искания русских писателей. – М., 1972.

22. Соловьев, С. М. Изобразительные средства в творчестве Достоевского / С. М. Соловьев. – М., 1979.

23. Страхов, И. В. Психологический анализ в литературном творчестве / И. В. Страхов. – Саратов, 1973–1976. – Ч. 1–4.

24. Страхов, И. В. Психология литературного творчества(Л. Н. Толстой как психолог) / И. В. Страхов. – Москва-Воронеж, 1998.

25. Федосюк, М. Ю. Портрет в «Анне Карениной» / М. Ю. Федосюк // Русск. речь. – 1986. – № 6. – С. 52–57.

26. Хализев, В. Е. Спор о русской литературной классике в начале ХХ века / В. Е. Хализев // Русская словесность. – 1995. – № 2.

27. Хализев, В. Е. Иван Карамазов как русский миф начала ХХ века / В. Е. Хализев // Русская словесность. – 1997. – № 1. – С. 28–33.

28. Якубинский, Л. П. О диалогической речи // Л. П. Якубинский // Избранные работы. Язык и его функционирование. – М., 1986.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

ТЕМА: «ВЕЩНЫЙ МИР

Наши рекомендации