Каково ваше мнение о предлагаемых алгоритмах анализа стихотворного текста? Считаете ли вы возможным их использование на уроках, посвященных анализу лирического произведения?

6. Продумайте методику использования любого из алгоритмов (одного или в комбинации с другими) в процессе обучения старшеклассников анализу и интерпретации стихотворения, составьте конспект урока (фрагмента урока). Продумайте возможность использования на уроке межпредметных связей.

Сообщение на тему:

Виды и жанры уроков, посвященных изучению лирических произведений (на основе материалов, опубликованных в методических пособиях в научно-методических изданиях – журналах, газете).

Методическая копилка:

• Дифференцированные вопросы и задания среднего и высокого (*) уровней, составленные Н.В. Беляевой:

"Осенний вечер"

1. Почему поэт изображает осенний пейзаж в единстве темных и светлых сил?

2. Как автор показывает, что и природа, и человек подчинены "общим законам"?

3. Докажите, что поэт воспринимает осенний пейзаж философски.

4. *Как цветовые и звуковые образы помогают пониманию текста?

5. "Сопоставьте стихотворения "Осенний вечер" и "Есть в осени первоначальной…".

6. "Сопоставьте стихи Тютчева об осени с "Осенью" Пушкина и "осенними" фрагментами из "Евгения Онегина". Следует ли Тютчев пушкинской традиции?

7. Обсуждение алгоритмов разных видов, используемых в школьной практике для обучения анализу лирического текста.

• Методистами предлагаются разные примерные Планы анализа лирического произведения, модели-основы, "опорные" материалы.

I. Примерный план анализа–стихотворения

1. Место стихотворения в творчестве поэта (историко-биографический комментарий).

2. Жанровые особенности стихотворения.

3. Тематика, основные мотивы.

4. Композиционное своеобразие. Особенности строфики.

5. Внутренний облик лирического героя.

6. Образный ряд стихотворения.

7. Настроение, преобладающее в стихотворении.

8. Лексический строй текста.

9. Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии).

10. Изобразительные средства (метафора, метонимия, эпитет, сравнение, аллегория, символ).

11. Приемы звукописи (аллитерация, ассонанс).

12. Размер стихотворения, его смыслопорождающая функция (двусложные и трехсложные размеры, дольник, тонический стих). Музыкальность стиха.

13. Особенности рифмовки.

14. Смысл названия стихотворения.

II. План анализа– лирического текста

Каково ваше мнение о предлагаемых алгоритмах анализа стихотворного текста? Считаете ли вы возможным их использование на уроках, посвященных анализу лирического произведения? - student2.ru

С.А. Зинин. "Опорный" материал для анализа лирического текста

<…> Способы подачи "опорного материала, помогающие учащимся выстроить канву анализа, методически разнообразны и одновременно едины в своем назначении – активизировать аналитические способности старшеклассников, их творческий потенциал.

Значительная часть заданий данного типа дается в форме вопросов к тексту.

Прочитайте стихотворение А. Фета "На заре ты ее не буди…" (1842). Проанализируйте его, отвечая на следующие вопросы:

1. Стихотворение открывается призывом, просьбой, усиленной повтором. Как подобное начало способствует развитию лирического сюжета?

2. Первые две строфы стихотворения насыщены "горячей" лексикой. Какие образные переклички она создает? Как соприкасаются два мира – внешний, природный и мир души героини? В чем виртуозность образного рисунка строки "Утро дышит у ней на груди"?

3. Какие детали и образы третьей строфы стихотворения составляют контрастные пары с образным рядом первых строф? Как здесь продолжена тема диалога человека с природным миром? Какими средствами подчеркнута эта связь?

4. В чем "вершинность", кульминационность следующей строфы стихотворения? Как в ней отражено стремление Фета отображать жизнь природы и человека в моменты наивысшего напряжения внутренних сил? Какие приемы поэтической речи позволяют Фету передать это особое состояние двух стихий – природного бытия и человеческой души?

5. Обратите внимание на кольцевую композицию стихотворения? Является ли финальная строфа всего лишь повтором изначального мотива? Что открывается читателю в финале стихотворения?

6. Стихотворение "На заре ты ее не буди…" стало вдвойне популярным благодаря музыке А.Е. Варламова. Что определяет изначальную музыкальность фетовского стиха? Покажите это на примере рассматриваемого произведения.

7. Справедливы ли упреки современников Фета в "камерности" его поэзии, оторванности ее от реальной жизни? Ап. Григорьев отозвался о стихотворении "На заре ты ее не буди…" как о "песне, сделавшейся народной". Просматривается ли в стихотворении связь с народной поэтической традицией?

Приведенная выше модель анализа предполагает "пошаговый" характер выполнения работы: от задания к заданию реализуется определенная канва анализа, обретая все более целостный, обобщающий характер. Работа может быть выполнена в письменном виде или в качестве устного сообщения – и в том и в другом случае речь идет об индивидуальном общении ученика с художественным текстом.

Методическая рефлексия

Наши рекомендации