Изучение эпических произведений в старших классах. Моделирование уроков
Вопросы и задания
1. Проанализируйте федеральные программы и учебники (под ред. Г.И. Беленького, под ред. В.Я. Коровиной, под ред. А.Г. Кутузова, под ред. Т.Ф. Курдюмовой и др.) для 10–11 кл. с точки зрения представления в них эпических произведений большой формы (для примера возьмите только один класс). Какова логика включения текстов в программу? Содержат ли учебники вопросы и задания, связанные с жанровой спецификой произведений?
Представление и обсуждение результатов анализа федеральных программ и учебников (задания Теоретического блока).
– Какие особенности эпических произведений большой формы нашли отражение в программах?
– Насколько в учебниках для старших классов и в материале, посвященном анализу художественного мира автора, учитывается жанровая специфика произведений?
2. Познакомьтесь с предлагаемыми С.А. Зининым видами вопросов и заданий, которые позволяют на заключительном этапе изучения художественного произведения осмыслить проблематику изученной темы на новом, обобщенном уровне (см. ниже). Проанализируйте в данном аспекте систему вопросов и заданий (к двум темам) в одном из действующих учебников для 10 или 11 кл. (класс – по выбору студента).
Анализ предлагаемых в учебниках вопросов и заданий с точки зрения того, насколько они ориентируют старшеклассников на осмысление изученной темы на новом, обобщенном уровне.
• Виды вопросов и заданий, позволяющих осмыслить проблематику изученной темы па новом, обобщенном уровне:
1) задания, основанные на межтекстовом сопоставлении литературного материала в рамках творчества одного писателя или разных авторов ("Как авторская концепция истории в "Медном всаднике" соотносится с проблематикой других пушкинских произведений о Петре?");
2) задания, имеющие ярко выраженную культуроведческую направленность ("Как соотносятся в "Грозе" языческие и христианские образы и мотивы? Рассмотрите с этих позиций ключевую символику пьесы");
3) вопросы, касающиеся проблемы преемственности, "обратной связи" литературных явлений ("Как в поэзии Тютчева представлены пушкинские традиции? Что в свое время привлекло внимание Пушкина в тютчевских стихотворениях, присланных из Германии?"; "В творчестве Н. Рубцова немало стихов, посвященных великим русским поэтам– ("О Пушкине", "Приезд Тютчева", "Сергей Есенин"). Ощущается ли влияние указанных авторов на– лирику Рубцова?");
4) задания, затрагивающие сложные теоретико-литературные категории ("Какие детали свидетельствуют о том, что "Доктор Живаго" не является традиционным историко-революционным романом, а возвещает о рождении нового лирико-религиозного повествования?");
5) вопросы, связанные с определением роли и места художника в контексте литературной школы, течения ("Чем выделялся Есенин в среде новокрестьянских поэтов?");
6) задания, требующие соотнесения литературных фактов с социально-историческими явлениями ("В чем заключалась сущность взглядов Лескова па пути развития России?"; "Как в творчестве Чехова отразились реалии "переходной" эпохи рубежа веков?");
7) вопросы, затрагивающие категории поэтики рассматриваемого автора ("Как в "Отцах и детях"реализуется авторский принцип "тайной психологии"?"] "Что сближает лирику и прозу Бунина с поэтикой символизма, провозгласившего тезис о том, что "звуки правдивее слов"?");
8) задания, затрагивающие проблему межавторского творческого диалога ("Почему М. Цветаева, сравнивая себя с Брюсовым, писала: "В Вас больше берегов, во мне – течения"?");
9) задания интерпретационного характера, предполагающие дискуссионное обсуждение вопроса ("Согласны ли вы с трактовкой образа маршала– Жукова в стихотворении И. Бродского "На смерть Жукова"? Сопоставьте тему солдатского возвращения на Родину ("возвращались в страхе") с тематикой "Дома у дороги" А. Твардовского, "Враги сожгли родную хату" М. Исаковского. Идентичны ли мотивы переживания героев?") (по С.А. Зинину).
3. Проанализируйте методические рекомендации к изучению романа Л.Н. Толстого "Война и мир", предложенные О.Ю. Богдановой (Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы… С. 143–151). Обратите внимание на выбор глав, эпизодов для анализа, виды заданий, формы организации деятельности учащихся.
– Что является отличительной и определяющей особенностью предлагаемой методики?
– Какие виды заданий доминируют при анализе текста романа-эпопеи?
– Каковы формы организации деятельности учащихся?
– В чем вы видите трудности реализации данных методических рекомендаций?
– Для класса какого профиля, по-вашему, предлагаемая методика более эффективна?
4. Проанализируйте методические рекомендации к изучению романа Л.Н. Толстого "Война и мир", разработанные Т.Г. Браже (Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. СПб., 2000. С. 3–39), с точки зрения выбора пути анализа, методов, приемов разбора произведения и форм организации деятельности учащихся (индивидуальное задание).
– В чем сходство и в чем различие подходов О.Ю. Богдановой и Т.Г. Браже к изучению романа Л. Толстого "Война и мир"?
5. Составьте систему вопросов и заданий к анализу эпизода "Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем" из романа Л. Толстого "Война и мир" (т. 2, ч. 3, гл. 25).
Методическая копилка:
Примерная схема анализа эпизода эпического произведения
· Определение места эпизода в композиции произведения и его роли в развитии сюжета.
· Деление текста на части, позволяющие проследить последовательность и особенности развития события, представленного в эпизоде.
· Анализ содержательной стороны эпизода (Какое событие происходит? Кто в нем участвует? Как проявляют себя герои? Какие качества их характера раскрываются? Какова основная мысль эпизода?).
· Анализ изобразительно-выразительных средств языка, используемых автором для изображения события, характеристики персонажей, выражения основной мысли эпизода.
· Формулирование темы и проблемы произведения, получивших свое развитие в эпизоде.
· Определение роли эпизода в выражении идеи всего художественного произведения, а также авторской позиции.
План анализа эпизода
· Определите мини-сюжет (событие эпизода). Для этого перескажите содержание прочитанного двумя-тремя предложениями, отметив, что происходит в эпизоде, что делают герои, какие поступки совершают.
· Определите место эпизода в развитии сюжета (определите его место в цепи событий) и композиции произведения.
· Назовите проблему, которая поднимается в рамках эпизода. <…>
· Расскажите о поведении действующих лиц и дайте их речевую характеристику.
· Обратите внимание на художественные детали, которые упоминаются в этом эпизоде.
· Определите авторское отношение к проблеме и сформулируйте основную мысль эпизода.
· Определите, как связан эпизод с темой и/или проблемой произведения в целом.
Памятка по работе с эпизодом
· Эпизод – фрагмент произведения, в основе которого лежит одно событие.
· Перечитайте выбранный эпизод.
· Последовательно ответьте на вопросы:
– О чем идет речь? Что произошло?
– Какие герои участвуют в этом эпизоде? Кто они?
– Как начинается эпизод?
– Как ведет себя каждый из персонажей? Почему? (Их поступки и мотивы.)
– Ваше отношение к данным героям и событиям.
– Как завершается эпизод?
– Основная мысль эпизода?
· 4. Группировка персонажей по выбранному критерию.
· Работа с внесюжетными элементами (портрет, интерьер, пейзаж, речь героев и т. д.).
· Найдите в тексте важные по смыслу художественные детали, которые, на ваш взгляд, необходимо воспроизвести при цитировании. Объясните их значение, смысл, т. е. художественную роль.
· Какие противоречия (проблемы, вопросы), изображенные в произведении, отразились в этом эпизоде?
· Какова авторская позиция по отношению к героям, событиям, проблеме в рамках эпизода?
· Соотнесите эпизод с основной проблемой произведения.
· Сделайте вывод о художественном значении эпизода в произведении в целом].
6. Спланируйте систему уроков по изучению (на базовом или профильном уровне) романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
• Результаты выполнения задания следует оформить в таблицу:
Методическая рефлексия