Программа по литературе. 5-11 классы / под ред. В.Я. Коровиной. М., 2006.
Одна из самых распространенных в практике преподавания литературы. На основе ее издательством "Просвещение" издан федеральный комплекс учебно-методической литературы (УМК для 5-11 кл.). Несколько раз перерабатывалась и переиздавалась. В Пояснительной записке цель литературного образования сформулирована таким образом: "приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы" (5-11 кл. Базовый уровень). (Цели литературного образования в 10–11 кл. на профильном уровне приведены в программе в полном соответствии с целями, определенными образовательным стандартом.) Основу литературного образования, как отмечается авторами программы, должно составлять "чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений"[20]. В программе преобладает "знаниевый" подход к изучению литературы как учебной дисциплины. Предполагается, что ученик постигает произведение через последовательное накопление знаний об эпохе, авторе, конкретном художественном тексте.
Выбор художественных произведений для изучения обоснован составителями: 1) "возвращение важных для учащихся произведений (А. Пушкин. "Дубровский"; И. Тургенев "Бежин луг"; В. Короленко "В дурном обществе" и др.); 2) включение ранее не входивших в программы произведений писателей Русского зарубежья и других художественных текстов.
В программе традиционно выделены два концентра:
I концентр – 5–9 кл. Внутри этого концентра авторы программы выделяют три возрастные группы: 5–6 кл.; 7–8 кл. и 9 кл. Изучение литературы в каждой группе имеет свои задачи: "на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы; со второй – активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 кл. изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя. Происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями… углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература"[21].
Еще одна особенность программы заключается в том, что в каждом классе выделяется ведущая проблема: "в 5 классе – внимание к книге; в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе – литература в духовной жизни человека…".
Подавляющее большинство художественных произведений, включенных в программу, – это высокохудожественные, образцовые произведения русской и зарубежной классики XIX–XX вв. Но вместе с тем в программе представлены и произведения второго и третьего рядов (А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители", Дон Аминадо "Города и люди", Саша Черный "Кавказский пленник", Л. Андреев "Кусака", Ф. Абрамов "О чем плачут лошади", М. Осоргин "Пенсне", Ж. Санд "О чем говорят цветы" и др.). Все это связано с возрастными особенностями читателей-под-ростков и призвано 1) разнообразить "массив" чтения школьников; 2) показать им многообразие тем и жанров художественной литературы; 3) способствовать формированию читательских умений.
Основные принципы построения программы в средних классах – хронологический, тематический.
II концентр – 10–11 кл. Здесь "предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы". Принцип построения – линейный (от изучения литературы XIX в. в 10 кл. к изучению литературы XX – начала XXI в. в 11 кл.).
Предлагается в старших классах изучение литературы на базовом и профильном уровнях. Особо подчеркивается, что на базовом уровне изучение предмета "сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и всесторонне осознать диалог классической и современной литературы". Основа постижения курса – "текстуальное изучение художественных произведений", что позволит решить задачи "формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи"[22].
Главная идея построения программы – изучение литературы в системе: от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX вв.; "от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме "Фольклор и литература" в старших классах; от сказок, стихотворений и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом". Такой подход позволяет выстроить изучение творчества того или иного художника слова "по вертикали". Но помимо этого, в программе предложена еще и система ознакомления с литературой "по горизонтали": "литература разных веков и в каждом классе".
В программе помимо основных разделов (например: 7 кл.: Введение, Устное народное творчество, Из древнерусской литературы, Из русской литературы XIX века, Из русской литературы XX века), выделяются еще и подразделы (например: раздел Из русской литературы XX века- включает в себя подразделы: На дорогах войны, "Тихая моя– Родина", Писатели улыбаются…). Кроме того, после некоторых тем выделена рубрика Теория– литературы.
Аппарат программы содержит Пояснительную записку; программы для каждого класса; аннотации к темам; перечень основных видов устных и письменных работ для 5–9 кл. и для 10–11 кл.; несколько приложений, в которых представлены произведения для заучивания наизусть, произведения для самостоятельного чтения (5-11 кл.); варианты примерного тематического планирования уроков литературы в 5-11 кл.; список учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс литературного образования по данной программе.
Содержание программы соответствует образовательному стандарту по литературе (2004 г.).
4. Сравнительный анализ программ по литературе для 10–11 классов базового и профильного уровней (программы – по выбору студента).
• При сопоставлении программ обратите внимание на следующее:
– В чем совпадают и в чем разнятся цели и задачи изучения литературы на базовом и профильном уровнях?
– Есть ли различие в отборе и количестве литературных произведений, предназначенных для обязательного изучения на том и другом уровнях?
– Наблюдается ли различие в отборе (в количественном отношении) основных историко-литературных сведений и основных теоретико-литературных понятий для изучения на базовом и профильном уровне?
– В чем заключается и чем определяется отличие основных видов деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий на разных уровнях изучения литературы?
– Одинаковы ли требования к уровню подготовки выпускников, изучающих литературу на базовом и профильном уровнях?
Методическая рефлексия