Тема: «Повесть временных лет»: особенности понимания истории
План
Возникновение русского летописания. «Повесть временных лет» (Гипотезы А. А. Шахматова и Д. С. Лихачева о путях сложения летописи).
Патриотическое стремление летописца видеть Русь единой и сильной. Идея равенства Руси среди других земель и народов. Идея исконного родства всех славян. Пафос морально-политического учительства в «Повести временных лет».
Обусловленность погодного принципа изложения событий религиозной философией истории летописца. Особенности выбора событий в летописном повествовании. Взаимодействие летописного времени и исторического (от сотворения мира).
Роль божественной воли в объяснении явлений и событий. Морально-дидактическая оценка истории.
Типы героев «Повести временных лет» и принципы из изображения (князья, святые, дружинники и т.п.).
Литература
Тексты и учебники
Хрестоматия по древней русской литературе. Составил Н. К. Гудзий (любое издание).
Гудзий Н. К. История древнерусской литературы (любое издание).
Кусков В. В. История древнерусской литературы (любое издание).
История русской литературы X – XVII веков. Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1980. С. 59–82.
Исследования:
Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X – XVII вв. (любое издание).
Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник. Под ред. В. В. Кускова. – М., 1994 (см.: летописи – С. 78–82; Нестор – С. 102–103; Никон – С. 104–105; Сильвестр – С. 145–146).
Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М. : Мысль, 1987.
Водолазкин Е. Г. Всемирная история в литературе Древней Руси (на матери- але хронографического и палейного повествования XI–XV вв.). СПб.: Пуш- кинский дом, 2008.
Ивков Д. Э. Сопоставление исторических персонажей с библейскими в летописании домонгольской Руси. http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/388-article_16-6.html
Данилевский И. Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. — М., 2004.
Данилевский И. Н. 1) Библия и Повесть временных лет: к проблеме интерпретации летописных текстов // Отечественная история. 1993. — № 1. С. 78–94;
2) Древняя Русь глазами современников и потомков (XI–XII вв.). — М., 1998;
3) Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. — М., 2004; 4) Потоп и Русская земля (к вопросу об исторических взглядах древнерусского летописца) // Библейские исследования. От Бытия к Исходу. — М., 1998. С. 263–268;
5) Эсхатологические мотивы в Повести временных лет // У источника: Сб. ст. в честь чл.-кор. РАН С. М. Каштанова. — М., 1997. Ч. 1. С. 172–220.
Одесский М. «Начало славян» и Пятикнижие: библейский контекст языческих преданий в «Повести временных лет» // Библейские исследования. От Бытия к Исходу. — М., 1998. С. 253–262.
Гиппиус А. А. Ярославичи и сыновья Ноя в Повести временных лет // Балканские чтения 3: Лингво-этнокультурная история Балкан и Восточной Европы: Тез. и материалы симп. — М., 1994. С. 136–141.
Аристов Вадим Юрьевич. Свод, сборник или хроника? (о характере древнерусских летописных памятников ХІ–ХІІІ вв.) // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. Выпуск № 1 (13) / 2013. Научная библиотека киберленинка: http://cyberleninka.ru/article/n/svod-sbornik-ili-hronika-o-haraktere-drevnerusskih-letopisnyh-pamyatnikov-hi-hiii-vv#ixzz3liu1caml
Практическое занятие № 2
Тема: Дидактические сочинения Владимира Мономаха. Представление о долге и чести.
Задание. Прочитать Поучение Владимира Мономаха и его Послание Олегу Святославичу, соответствующие главы учебных пособий. Выпишите из Поучение те добродетели, которые Мономах считает важнейшими для человека. Обратите внимание на сочетание взволнованно-приподнятого стиля в описании божественных деяний и эпического в повествовании о жизненных событиях.
План
Время появления Поучения и Послания и характеристика личности писателя как политического деятеля и человека.
Особенности композиции Поучения (значение вступления) для создания писателем атмосферы доверительного разговора с читателем, введение биографического начала.
Представление об идеальной норме взаимоотношений в феодальной иерархии и в частной семейной жизни.
Что, по мысли Владимира Мономаха, является добродетелью, а что грехом для человека. Покажите на примерах из памятников сочетание общехристианских и общечеловеческих норм жизни в национальном идеале бытия.
Жанровая уникальность памятника, стилевое различие основных частей (дидактической и биографической).
Литература
Тексты
Памятники литературы Древней Руси. XI – я пол. XII в. М., 1978. С. 393–413, 459–463.
Повесть временных лет. Ч. 1. (текст и перевод). М.; Л., 1950 (сер. «Литературные памятники»). С. 153–167.
Исследования
Лихачев Д. С. Великое наследие. М., 1975. М., 1979.
Он же. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1979. Гл. 1–2.
Адрианова-Перетц В. П. Человек в учительной литературе Древней Руси // Труды отдела древнерусской литературы. 1972. Т. 27. С. 51–53.
Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. М.; Л., 1966.
Копреева Т. Н. К вопросу о жанровой природе «Поучения» Владимира Мономаха // ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27. С. 94–108.
Сахаров А. Н. Владимир Мономах или Половецкие тучи над Русью. М., 2002;
Иловайский Д. История России. В 5 томах. Том 1. Становление Руси.
http://rushist.com/index.php/ilovajskij-1/1172-pravlenie-vladimira-monomakha
Практическое занятие № 3