Какие произведения писателей рубежа 19 и 20 в.в. были посвящены теме социального неравенства?
20. Дайте развёрнутый ответ на вопрос:«Какой рассказ А. Чехова критики назвали «искусственным» и почему?
Вариант 1.
1. Развлекательно-игровое ответвление в поэзии ХХ века представлено именем:
а) А. Барто;
б) С. Михалкова;
в) В. Маяковского;
г) К. Чуковского.
2. Произведения, созданные для взрослых читателей, но нашедшие отклик у детей, принадлежат:
а) П. Бажову;
б) А.П. Чехову;
в) В. Гаршину;
г) С. Аксакову.
3. Создаёт собственные школы перевода и переложений книг для детей:
а) Б. Заходер;
б) А. Барто;
в)С. Маршак;
г) А. Гайдар.
4. Сколько заповедей входят в «Заповеди для детских поэтов» К.Чуковского:
а) 3;
б) 13;
в) 23;
г) 33.
5. Для детских стихов В. Маяковского характерно:
А ) множество метафор;
б) обилие нетрадиционных рифмовок, обновляющих слово;
в) они целиком построены на образах-символах;
г) наличие зачинов и концовок.
6. «Большая литература для маленьких» - девиз:
а) А. Пушкина;
б) С. Маршака;
в) Б. Заходера;
г) К. Чуковского.
7. Стихи А. Барто для малышей имеют форму:
а) сказки;
б) песни с куплетом и припевом;
в) басни;
г) лирической миниатюры.
8. Роман «Три толстяка» написал:
а) Ю. Олеша;
б) С. Писахов;
в) Б. Шергин;
г) Е. Чарушин.
9. Мастер научно-познавательной литературы для детей:
а) Б. Шергин;
б) Э. Успенский;
в) Н. Носов;
г) Б. Житков.
10. Постижение манящего мира природы - главная тема произведений:
а) В. Бианки;
б) Б. Житкова;
в) К. Паустовского;
г) С. Аксакова.
11. Повесть «Детство Никиты» А. Н. Толстого:
а) основана на фольклорном материале;
б) романтична;
в) реалистична, но в ней есть место фантазии;
г) написана по законам сентиментализма.
12 . Трудовое воспитание признается наиглавнейшим средством нравственного формирования человека:
а) 20-40-е годы ХХ века;
б) 40-60-е гг.;
в) 70-90-е гг.;
г) после 90-х годов ХХ века.
13. Главным творческим принципом Н. Носова было:
а) мягкий сочувственный юмор;
б) уважение к личности ребенка;
в) вычленение детских проблем из взрослой действительности;
г) многоликое «Я» ребенка.
14. Жанровые формы стихотворений Е. Благининой - это:
а) песенки, считалки, загадки, частушки;
б) романтические былины;
в) стихотворения-оды;
г) стихотворения гражданской направленности.
15. Профессиональное признание С. Михалкова началось с:
а) «Песенки друзей»;
б) поэмы «Дядя Степа»;
в) пьесы-сказки «Веселое сновидение»;
г) пьесы «Том Кенти».
16. Б. Заходер известен как:
а) драматург;
б) детский поэт и переводчик зарубежной литературы;
в) баснописец;
г) исследователь УНТ.
17. Педагогика Э. Успенского входит в противоречие с общепринятой системой, т.к.:
а) строится на постулате общественного долга;
б) оправдывает экстравагантные поступки героев;
в) строится на постулате личной свободы;
г) делится по гендерному принципу.
18.Является первым создателем литературной (авторской) сказки - это:
а) Братья Гримм;
б) Г.Х. Андерсен;
в) Ш. Перо;
г) Э.Т.А. Гофман.
19.Новый жанр приключенческой литературы, созданной Д. Дефо, назывался:
а) гулливериада;
б) фэнтези;
в) исторический и детективный жанр;
г) робинзонада.
20. «Король сказок» - это:
а) В. Гауф;
б) Якоб Гримм;
в) Вильгельм Гримм;
г) Х. Андерсен
Ключи к тесту:
№ вопроса | Правильный ответ |
г) | |
б) | |
в) | |
б) | |
б) | |
б) | |
г) | |
а) | |
г) | |
а) | |
в) | |
б) | |
б) | |
а) | |
б) | |
б) | |
в) | |
в) | |
г) | |
г) |
Вариант II.
1. Развитию детской драматургии способствовало:
а) рост числа новых писателей;
б) появление театров для детей;
в) всеобщее увлечение кинематографом;
г) развитие литературы вообще.
2. Сказки, прямо адресованные детям, принадлежат:
а) А.С. Пушкину;
б) П. Ершову;
в) К.И. Чуковскому;
г) П. Бажову.
3.Дилогией на тему гигиены можно считать:
а) «Мойдодыр» и «Федорино горе» К. Чуковского;
б) «Тучкины штучки» и «Кем быть?» В. Маяковского;
в) «Терем-теремок» и «Кошкин дом» С. Маршака;
г) «Миллион» и «Умная Маша и ее бабушка» Д. Хармса.
4. Первый этап вхождения в детскую литературу С. Маршака:
а) стихотворения;
б) драматургия;
в) сказки;
г) переводы.
5. В психологической характеристике ребенка А. Барто:
а) только посмеивалась над ребенком;
б) подмечала возрастные особенности;
в) не предлагала заниматься самовоспитанием;
г) скучно морализировала над детьми.
6. Особенность жанра «Трех толстяков» заключается в том, что он:
а) написан по мотивам русского фольклора;
б) создан по мотивам фольклора других народов;
в) написан как большой фельетон;
г) автор использовал белый стих.
7. Роман для детей и взрослых, по словам А.Н. Толстого, - это:
а) повесть «Детство Никиты»;
б) сказка «Золотой ключик, или Приключение деревянной куклы»;
в) роман «Хождение по мукам»;
г) пятитомный «Свод русского фольклора».
8. «Труд, семья и школа» - ведущие темы в детской литературе:
а) 30-40-е годы ХХ века;
б) в 40-60-е гг.;
в) 70-80-е гг.;
г) в конце ХХ в.
9. Главная книга пионерии на многие десятилетия - это:
а) «Звенигород» А. Барто;
б) «Три толстяка» Ю. Олеши;
в) «Тимур и его команда» А. Гайдара;
г) «Белеет парус одинокий» В. Катаева.
10. Поэтическое творчество Б. Заходера принято называть:
а) «Сказками-несказками»;
б) «Лирической комедией»;
в) «Веселыми стихами»;
Г) «Стихотворениями для взрослых и детей».
11. Основной прием, используемый Н. Носовым в «Приключениях Незнайки и его друзей»:
а) гипербола;
б) литота;
в) антропоморфизм;
г) иносказание.
12. Первая книга В. Драгунского:
а) «Сегодня и ежедневно»;
б) «Денискины рассказы»;
в) «Он живой и светится»;
г) «Он упал на траву».
13. Любимый жанр Э. Успенского:
а) драма;
б) веселая повесть-сказка;
в) поэма;
г) роман.
14. Герои стихотворений Е. Благининой:
а) взрослые и дети;
б) мальчики и девочки;
в) только мальчики;
г) только девочки.
15. В своих стихотворениях С. Михалков:
а) старался быть независимым во всем;
б) опирался на формы УНТ;
в) делал большой акцент на поэтическую публицистику;
г) не писал стихотворений.
16. Герои сказок Х.К. Андерсена. Было братьев у Стойкого оловянного солдатика:
а) 11;
б) 33;
в) 13;
г) 24.
17. Лемюэль Гулливер, герой книги Джонатана Свифта,был по профессии:
а) писатель;
б) военный;
в) торговец;
г) врач-хирург.
18. «Приключения барона Мюнхгаузена» Р. Распе и Г. Бюргера:
а) повествуют о реальном человеке;
б) не имеют реального прототипа;
в) автобиографичные;
г) сюжет заимствован авторами.
19. «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла:
а) вымышленная героиня;
б) имеет прототипа - десятилетнюю Алису;
в) дочь писателя;
г) племянница писателя.
20. Международный день детской книги проводится ежегодно 2 апреля в день рождения:
а) Х. Андерсена;
б) Братьев Гримм;
в) В. Гауфа;
г) Ш. Перро .
Ключи к тесту:
№ вопроса | Правильный ответ |
Б) | |
В) | |
А) | |
Б) | |
Б) | |
В) | |
Б) | |
Б) | |
В) | |
В) | |
Б) | |
В) | |
Б) | |
Г) | |
В) | |
Г) | |
Г) | |
А) | |
Б) | |
А) |
Вариант III.
1. Кого не причисляют к родоначальникам советской детской литературы:
а) М. Горького;
б) С. Маршака;
в) К. Чуковского;
г) А.Гайдара.
2. Кардинальное обновление круга детского чтения произошло:
а) 20-40-е годы ХХ века;
б) 40-50-е гг.;
в) 60-80-е гг.;
г) в конце ХХ в.
3.. Детский писатель доказывал, что любой ребенок обладает большими творческими возможностями - это:
а) С. Маршак;
б) Б. Заходер;
в) А. Куприн;
г) К. Чуковский.
4. Заслуга в разработке темы детской книги - общественное поведение ребенка принадлежит:
а) И. Токмаковой;
б) Е. Благининой;
в) А. Барто;
г) Н. Кончаловской.
5. Лирический герой А. Барто:
а) только мальчик;
б) только девочка;
в) взрослые;
г) конкретный ребенок.
6. Произведение энциклопедического характера для самых маленьких:
а) «Приключения Незнайки» Н. Носова;
б) «25 профессий Маши Филиппенко» Э. Успенского;
в) «Легенды о Шише» Б. Шергина;
г) «Что я видел? Рассказы о вещах» Б. Житкова.
7. Особенность произведений Б. Житкова в том, что он:
а) поручает повествование детям;
б) ведет повествование от 3-го лица;
в) вводит образ рассказчика;
г) избегает диалога.
8. «Золотой ключик» А.Н. Толстого - это перевод:
а) К. Коллоди «Пиноккио»;
б) братьев Гримм «Царевна-шиповник»;
в) Ш. Перро «Спящая в лесу красавица»;
г) авторский вариант сказки.
9. Отдельная отрасль литературоведения - научное исследование детской литературы - формируется:
а) 20-40-е годы ХХ века;
б) 40-60-е гг.;
в) 70-90-е гг.;
г) в конце ХХ в.
10. Заслуга А. Гайдара в детской литературе состоит в том, что он:
а) в основу произведений положил детектив;
б) решил сложнейшую проблему «положительного» героя;
в) в основу произведения всегда ставил тайну;
г) свои произведения адресовал только детям.
11. В творческом становлении С. Михалкова большую роль сыграли:
а) оды М. Ломоносова, Тредиаковского;
б) русский фольклор;
в) фольклор других народов;
г) басни И. Крылова, сказки А. Пушкина.
12. Особенностью прозы Н. Носова было:
а) равноправное положение детей и взрослых;
б) первостепенное положение взрослых;
в) отсутствие детей вообще;
г) сосредоточенное внимание на детях.
13. Герои «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова:
а) маленькие дети;
б) обычные взрослые;
в) дети, выполняющие в игре социальные функции взрослых;
г) взрослые и дети.
14. Свое 10-томное собрание сочинений Э. Успенский назвал:
а) «Э. Успенский. Лучшее»;
б) «Общее собрание героев»;
в) «Дядя Федор и все, все, все»;
г) «Крокодил Гена и его друзья».
15. Первый сборник Г. Остера назывался:
а) «Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее»;
б) «Как хорошо дарить подарки»;
в) «Котёнок по имени Гав»;
г) «Вредные советы».
16. Робинзон Крузо провел на Необитаемом острове … лет:
а) 10;
б) 28;
в) 15;
г) 30.
17. Книги Л. Кэрролла породили новый тип литературы, соединив:
а) книги «писателей для писателей» и детские;
б) художественный текст с рисунком;
в) мемуарно-автобиографическое и натуралистическое;
г) фантазию с математикой и логикой.
18. «Король сказок» - это:
а) В. Гауф;
б) Якоб Гримм;
в) Вильгельм Гримм;
г) Х. Андерсен.
19. Самый важный элемент сказок Ш. Перро:
а) мораль, поэтому он завершал каждую сказку стихотворным нравоучением;
б) хорошие манеры его героинь;
в) светский характер повествования;
г) соотнесены с определенной добродетелью, что составило свод эстетических норм.
20. Сказки братьев Гримм:
а) авторские;
б) переводные;
в) собранные и обработанные;
г) сопоставленные по сюжетам с индийскими сказками.
Ключи к тесту:
№ вопроса | Правильный ответ |
г) | |
а) | |
г) | |
в) | |
г) | |
г) | |
а) | |
а) | |
в) | |
б) | |
г) | |
г) | |
в) | |
б) | |
б) | |
б) | |
г) | |
г) | |
а) | |
в) |
Варианты тестовых проверочных работ:
Вариант 1
1) Сравните степень сложности языка и предлагаемой научной информации, оформление и структуру книги И. Нехачина «Новое краткое понятие о всех науках» с учебником Коменского Какой возрастной категории адресованы эти книги?
2) Традиции святочного рассказа в произведениях русских писателей XIX века для детей.
3) Литературная деятельность для детей А.О. Ишимовой.
Вариант 2
1) Продемонстрируйте педагогические идеи Руссо и Локка в повести Н.М. Карамзина «Рыцарь нашего времени».
2) В чем суть полемики по поводу авторства сказки «Конек –горбунок». Какова ваша позиция в этом вопросе?
3) Творчество В.М. Гаршина для детей.
а) Первая детская книга в России появилась: в 14, 16, 17 веке.
б) Первая печатная книга была создана: Карионом Истоминым, Симеоном Полоцким, Иваном Федоровым.
в) "Показание к житейскому обхождению" - это другое название книги "Домострой", "Юности честное зерцало" или "Поучения Владимира Мономаха своим детям".
г) Деятельность Н.Новикова относится к эпохе: Петра I, Екатерины II, Александра I.
д) Житийная литература привлекает детей: реалистическим, религиозным, сказочным содержанием.
е) "Лицевой букварь" К.Истомина назван так потому, что: был адресован конкретному лицу, имел красивую обложку, содержал много картинок.
ж) Кто из русских царей писал сказки: Елизавета Петровна, Екатерина Великая, Николай II.
з) Название первого детского журнала: "Детское чтение для сердца и разума", "Задушевное слово", "Пчелка".
и) Книга "Юности честное зерцало" предназначалась: для воспитания царских детей, дворян, купечества.
ГЛОССАРИЙ