ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. ТЕРМИНОЛОГИЯ К КУРСУ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ)» (2ч.)
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС
«ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ». (2ч.)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. ТЕРМИНОЛОГИЯ К КУРСУ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ)» (2ч.)
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
1. Дать определение понятию «литературоведческие термины». О специфике работы с ними.
2. Общая типология художественной литературы: литературные роды (эпос, лирика, драма); литературные жанры (эпические, лирические, драматические, лиро-эпические).
3. Конкретно-историческая типология художественной литературы: творческий метод, литературное направление, литературное течение, литературный стиль.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.
2. Литературоведческий энциклопедический словарь. – М., 1988.
3. Словарь литературоведческих терминов (любая редакция).
4. Словарь юного литературоведа (любая редакция).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
1. По материалам работы с терминами составить словарь.
Комментарий к словарю: словарь составляется по принципу алфавитной книги (справочника). Термины разных филологических дисциплин должны иметь разную цветовую маркировку. К первому практическому занятию словарь заполняется простым карандашом.
2. Составить список наиболее трудных для понимания терминов.
Комментарий к списку терминов: список должен состоять из 2 частей. 1 часть – список терминов из числа тех, которые предложены в плане практического занятия; 2 часть – те, которые составляют особую сложность еще с момента школьного обучения.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОГО АНАЛИЗА ФОРМАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ЕДИНСТВА.(2ч.)
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
1. Художественное произведение. Научное рассмотрение: анализ и синтез в литературоведении.
2. Содержание и форма литературного произведения. Принцип целостного рассмотрения художественного произведения.
3. Исследование темы, проблемы, идеи, образного мира произведения как элементов содержания художественного текста.
4. Элементы художественной формы и особенности их анализа (композиция, сюжет и др.)
5. Примерная схема анализа художественного произведения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Кормилов С. Основные понятия теории литературы. – М., 1999.
2. Есин А. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1999.
3. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
1. Дать определение терминам: художественное произведение, тема, проблема, идея, художественный образ, персонаж, сюжет и его элементы, конфликт, пейзаж, портрет, интерьер, композиция.
2. Составить «алгоритм» анализа литературного текста.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4. «АНЧАР» А.С.ПУШКИНА: ОПЫТ ЦЕЛОСТНОГО АНАЛИЗА СТИХОТВОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.(4ч.)
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
1. История создания стихотворения.
2. Тема, проблема и идея стихотворения.
3. Жанрово-композиционные особенности стихотворения.
4. Содержательность стихотворной формы: размер, ритмика, строфика, звуковая организация текста, особенности рифмы.
5. Внетекстовые связи стихотворения в контексте творчества Пушкина и русской поэзии.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Пушкин А. «Анчар» (любое издание).
2. Благой Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). – М., 1967, С.190-196.
3. Тимофеев Л. Основы теории литературы. – 5 изд. - М., 1976, С.360-365.
4. Досычева Е. Анализ языка и стиля стихотворения А.С.Пушкина «Анчар» // Стиль и язык Пушкина. – М., 1937.
5. Шервинский С. Ритм и смысл. К изучению поэтики Пушкина. – М., 1961, С.44-55.
6. Городецкий Б. Лирика Пушкина: Пособие для учителей. – Л., 1970, С 113-118.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5. В.ТЕНДРЯКОВ «ХЛЕБ ДЛЯ СОБАКИ»:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ)». (2ч.)
Таблицы сдаются тьюторам.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС
«ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ». (2ч.)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. ТЕРМИНОЛОГИЯ К КУРСУ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ)» (2ч.)
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
1. Дать определение понятию «литературоведческие термины». О специфике работы с ними.
2. Общая типология художественной литературы: литературные роды (эпос, лирика, драма); литературные жанры (эпические, лирические, драматические, лиро-эпические).
3. Конкретно-историческая типология художественной литературы: творческий метод, литературное направление, литературное течение, литературный стиль.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.
2. Литературоведческий энциклопедический словарь. – М., 1988.
3. Словарь литературоведческих терминов (любая редакция).
4. Словарь юного литературоведа (любая редакция).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
1. По материалам работы с терминами составить словарь.
Комментарий к словарю: словарь составляется по принципу алфавитной книги (справочника). Термины разных филологических дисциплин должны иметь разную цветовую маркировку. К первому практическому занятию словарь заполняется простым карандашом.
2. Составить список наиболее трудных для понимания терминов.
Комментарий к списку терминов: список должен состоять из 2 частей. 1 часть – список терминов из числа тех, которые предложены в плане практического занятия; 2 часть – те, которые составляют особую сложность еще с момента школьного обучения.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОГО АНАЛИЗА ФОРМАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ЕДИНСТВА.(2ч.)
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
1. Художественное произведение. Научное рассмотрение: анализ и синтез в литературоведении.
2. Содержание и форма литературного произведения. Принцип целостного рассмотрения художественного произведения.
3. Исследование темы, проблемы, идеи, образного мира произведения как элементов содержания художественного текста.
4. Элементы художественной формы и особенности их анализа (композиция, сюжет и др.)
5. Примерная схема анализа художественного произведения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Кормилов С. Основные понятия теории литературы. – М., 1999.
2. Есин А. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1999.
3. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
1. Дать определение терминам: художественное произведение, тема, проблема, идея, художественный образ, персонаж, сюжет и его элементы, конфликт, пейзаж, портрет, интерьер, композиция.
2. Составить «алгоритм» анализа литературного текста.