ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. ТЕРМИНОЛОГИЯ К КУРСУ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ)» (2ч.)

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС

«ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ». (2ч.)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. ТЕРМИНОЛОГИЯ К КУРСУ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ)» (2ч.)

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

1. Дать определение понятию «литературоведческие термины». О специфике работы с ними.

2. Общая типология художественной литературы: литературные роды (эпос, лирика, драма); литературные жанры (эпические, лирические, драматические, лиро-эпические).

3. Конкретно-историческая типология художественной литературы: творческий метод, литературное направление, литературное течение, литературный стиль.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

2. Литературоведческий энциклопедический словарь. – М., 1988.

3. Словарь литературоведческих терминов (любая редакция).

4. Словарь юного литературоведа (любая редакция).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

1. По материалам работы с терминами составить словарь.

Комментарий к словарю: словарь составляется по принципу алфавитной книги (справочника). Термины разных филологических дисциплин должны иметь разную цветовую маркировку. К первому практическому занятию словарь заполняется простым карандашом.

2. Составить список наиболее трудных для понимания терминов.

Комментарий к списку терминов: список должен состоять из 2 частей. 1 часть – список терминов из числа тех, которые предложены в плане практического занятия; 2 часть – те, которые составляют особую сложность еще с момента школьного обучения.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОГО АНАЛИЗА ФОРМАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ЕДИНСТВА.(2ч.)

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

1. Художественное произведение. Научное рассмотрение: анализ и синтез в литературоведении.

2. Содержание и форма литературного произведения. Принцип целостного рассмотрения художественного произведения.

3. Исследование темы, проблемы, идеи, образного мира произведения как элементов содержания художественного текста.

4. Элементы художественной формы и особенности их анализа (композиция, сюжет и др.)

5. Примерная схема анализа художественного произведения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кормилов С. Основные понятия теории литературы. – М., 1999.

2. Есин А. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1999.

3. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

1. Дать определение терминам: художественное произведение, тема, проблема, идея, художественный образ, персонаж, сюжет и его элементы, конфликт, пейзаж, портрет, интерьер, композиция.

2. Составить «алгоритм» анализа литературного текста.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4. «АНЧАР» А.С.ПУШКИНА: ОПЫТ ЦЕЛОСТНОГО АНАЛИЗА СТИХОТВОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.(4ч.)

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

1. История создания стихотворения.

2. Тема, проблема и идея стихотворения.

3. Жанрово-композиционные особенности стихотворения.

4. Содержательность стихотворной формы: размер, ритмика, строфика, звуковая организация текста, особенности рифмы.

5. Внетекстовые связи стихотворения в контексте творчества Пушкина и русской поэзии.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Пушкин А. «Анчар» (любое издание).

2. Благой Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). – М., 1967, С.190-196.

3. Тимофеев Л. Основы теории литературы. – 5 изд. - М., 1976, С.360-365.

4. Досычева Е. Анализ языка и стиля стихотворения А.С.Пушкина «Анчар» // Стиль и язык Пушкина. – М., 1937.

5. Шервинский С. Ритм и смысл. К изучению поэтики Пушкина. – М., 1961, С.44-55.

6. Городецкий Б. Лирика Пушкина: Пособие для учителей. – Л., 1970, С 113-118.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5. В.ТЕНДРЯКОВ «ХЛЕБ ДЛЯ СОБАКИ»:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ)». (2ч.)

Таблицы сдаются тьюторам.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС

«ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ». (2ч.)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. ТЕРМИНОЛОГИЯ К КУРСУ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ)» (2ч.)

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

1. Дать определение понятию «литературоведческие термины». О специфике работы с ними.

2. Общая типология художественной литературы: литературные роды (эпос, лирика, драма); литературные жанры (эпические, лирические, драматические, лиро-эпические).

3. Конкретно-историческая типология художественной литературы: творческий метод, литературное направление, литературное течение, литературный стиль.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

2. Литературоведческий энциклопедический словарь. – М., 1988.

3. Словарь литературоведческих терминов (любая редакция).

4. Словарь юного литературоведа (любая редакция).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

1. По материалам работы с терминами составить словарь.

Комментарий к словарю: словарь составляется по принципу алфавитной книги (справочника). Термины разных филологических дисциплин должны иметь разную цветовую маркировку. К первому практическому занятию словарь заполняется простым карандашом.

2. Составить список наиболее трудных для понимания терминов.

Комментарий к списку терминов: список должен состоять из 2 частей. 1 часть – список терминов из числа тех, которые предложены в плане практического занятия; 2 часть – те, которые составляют особую сложность еще с момента школьного обучения.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОГО АНАЛИЗА ФОРМАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ЕДИНСТВА.(2ч.)

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

1. Художественное произведение. Научное рассмотрение: анализ и синтез в литературоведении.

2. Содержание и форма литературного произведения. Принцип целостного рассмотрения художественного произведения.

3. Исследование темы, проблемы, идеи, образного мира произведения как элементов содержания художественного текста.

4. Элементы художественной формы и особенности их анализа (композиция, сюжет и др.)

5. Примерная схема анализа художественного произведения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кормилов С. Основные понятия теории литературы. – М., 1999.

2. Есин А. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1999.

3. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

1. Дать определение терминам: художественное произведение, тема, проблема, идея, художественный образ, персонаж, сюжет и его элементы, конфликт, пейзаж, портрет, интерьер, композиция.

2. Составить «алгоритм» анализа литературного текста.

Наши рекомендации