Беседа о смысле выражения «золотые слова»

— Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своем сердце»?

— Как вы их поняли? (Золотой — используется в переносном значении.)

— Объясните название рассказа. Помогает ли оно понять ос­новную мысль произведения?

— В чем она заключается?

— Как «золотые слова» помогли автору стать счастливым че­ловеком?

Тест

— Проверьте себя: внимательно ли вы читали?

1. Детей за ужином в особенности прельщали:

а) вкусная еда;

б) забавные истории;

в) общение со взрослыми.

2. Леле хотелось поскорее рассказать свою историю, чтоб:

а) всех рассмешить;

б) всех удивить;

в) ее не забыть.

3. Леля получила от мамы:

а) замечание;

б) шлепок;

в) недовольный взгляд.

4. После замечаний Леля:

а) обиделась;

б) раскаялась;

в) принялась за еду.

5. Леля прошептала поговорку:

а) добрый скорее сделает, чем сердитый;

б) брови нависли — злоба на мысли;

в) на сердитых воду возят.

6. Дети не садились вместе со взрослыми:

а) два месяца;

б) две недели;

в) целый месяц.

7. Отец запретил детям за столом:

а) разговаривать;

б) произносить хоть одно слово;

в) мешать взрослым разговаривать.

8. Дети за столом были заняты:

а) едой;

б) слушанием историй;

в) общением друг с другом.

9. Мальчик грел масло, потому что:

а) оно было стылое;

б) развлекался;

в) хотел пошутить над папиным начальником.

10. Папа не наказал детей, потому что:

а) пожалел их;

б) они поступили глупо;

в) были гости.

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

- Дайте краткую характеристику главных героев рассказа.

— Что высмеивает автор в своем произведении?

Домашнее задание

Составить краткий пересказ текста.

Урок 116 М. Зощенко «Великие путешественники»

Цели: продолжить знакомить учащихся с жизнью и творчест­вом писателя М.М. Зощенко; учить детей анализировать юмори­стический текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к близким людям.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух ху­дожественное произведение; наблюдать за особенностями речи героев; придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Оборудование: выставка книг и портрет М.М. Зощенко; маг­нитная азбука, рабочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

- Прочитайте скороговорку самостоятельно. Около кола вьюн и хмель вьются на плетень, Вьются, плетутся, заплетаются, расперезавиваются.

- Найдите глаголы, прочитайте их по слогам, затем плавно, с ускорением.

- Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с утверди­тельной интонацией, с огорчением, с веселой интонацией, быстро).

III. Проверка домашнего задания

Краткий пересказ текста «Золотые слова».

IV. Работа по теме урока

Словарная работа

кру-го-свет-но-е пу-те-шес-тви-е

пу-те-шес-тво-вать

пе-ро-чин-ный но-жик

у-ве-ли-чи-тель-но-е

дья-воль-ски тя-же-лый — очень тяжелый

при-спо-со-бить

со-про-тив-ля-ют-ся

в ак-ку-рат по-хо-жа

ге-о-гра-фи-я

выс-ше-е об-ра-зо-ва-ни-е

кос-мо-гра-фи-я - наука о космосе

Знакомство с рассказом «Великие путешественники»

- Прочитайте название рассказа, предположите, о чем он. (Читают учитель и учащиеся до слов на с. 160 «Степка торжественно лег ногами вперед...».)

- Как вы думаете, что будет дальше? (Предположения детей.)

V. Физкультминутка

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья (Повороты туловища.)

Делаем мы упражненья.

Руки верх и руки вниз,

На носочки поднялись.

VI. Продолжение работы по теме урока

Беседа после прочтения

Сейчас мы дочитаем рассказ до конца и узнаем, чем он за­кончился.

(Читают учитель и учащиеся.)

— Понравился ли вам рассказ? Чем?

— Почему автор назвал детей великими путешественниками? Как вы произнесете эти слова: с восхищением, удивлением, гордостью, иронией, разочарованием? (Ответы детей.)

— Как дети решили отправиться в путешествие? Кто был ини­циатором? (Инициатором был Степка, который узнал, что Земля круглая. И если пойти все прямо, то можно обогнуть всю Землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.)

— Расскажите, как каждый из героев проявил себя в путеше­ствии.

— Кто из ребят вам понравился? Чем?

— Какая поговорка встретилась в тексте?

— Как вы ее поняли? (Куда Макар телят не гонял, т. е. очень далеко.)

Пересказ текста

— По каким признакам можно назвать этот рассказ юмори­стическим?

— Восстановите порядок событий (задание 7, с. 164). Поду­майте, что произойдет, если их порядок в рассказе нару­шится. Составьте план и перескажите эту историю.

(План записывают в рабочую тетрадь. Если времени осталось мало, то можно составить план, а подготовку пересказа на дом.)

VII. Рефлексия

Наши рекомендации