Урок 110. Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством Б.В. Шергина; учить детей понимать смысл пословиц; воспитывать положительные качества личности; учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Оборудование: выставка книг и портрет Б.В. Шергина; магнитная азбука, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
• Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.
— Прочитайте орфографически, орфоэпически (еще: с ускорением, с замедлением, с грустью, выразительно).
III. Актуализация знаний. Введение в тему
1. Беседа
— Ребята, вспомните название нового раздела. («Собирай по ягодке — наберешь кузовок».)
— Какое необычное название нашего раздела! Что это? {Это пословица.)
Я не зря начала сегодняшний урок тоже с пословицы. И вы это скоро поймете.
— Расшифруйте полное имя писателя, чье произведение будем сейчас читать.
SБLOWIPИVLCS
BIGИWKSTLOIWPOVBИGЧ
WШEVSPLGГИLSHW
(Борис Викторович Шергин.)
— Откройте с. 124 учебника и прочитайте название рассказа, который будем читать.
— Рассмотрите иллюстрации к нему. Можете ли вы предположить, о чем этот рассказ?
2. Рассказ учителя об авторе
Борис Викторович Шергин (1896—1973) — русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Он писал, что в Архангельске «живо было устное народное творчество. Кругом там пели еще былины и рассказывали сказы, предания... я усвоил в детстве подлинное былинное звучание, сказы северные, подлинные». Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем... он сорок пять лет ходил в море... Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею, для книги «У Архангельского города, у корабельного пристанища». Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писатель в Москве в Строгановском художественно-промышленном училище, потому что его «с детских лет... прельщали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации. «У песенных рек», «Поморщина-корабелыцина», «Поморские были и сказания» — наиболее известные книги Б. Шергина. Писатель говорил о себе: «Я - малая капля, в которой отражается солнце народного художества... в устных моих рассказах и в книгах моих сохраняю я особенности северной речи, и слушатели и читатели мои ценили и ценят этот мой стиль».
IV. Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
V. Работа по теме урока
1. Чтение рассказа Б. Шергина учителем и учащимися
— Ваши впечатления от прочитанного? (Мнения детей.)
2. Словарная работа
— Объясните смысл слов и выражений.
Штукатурное — штукатур — мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.
Малярное — маляр — рабочий, который занимается окраской зданий, помещений. Звание «мастер малярного дела».
Академия — высшее научное или художественное учреждение.
3. Выборочное чтение
— Прочитайте строчки, из которых можно узнать о Ваниной бабушке. Опишите ее.
— Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка — художником?
— Что случилось с Митей?
— Как ему помогли Ванина бабушка и мастер? (Учащиеся выбирают соответствующие отрывки.)
— Как вы думаете, почему автор не сразу начал рассказывать эту историю, а написал зачем-то о бабушке и Ване?
4. Работа над пословицами в тексте
— Выберите из рассказа все пословицы, выпишите в рабочую тетрадь и объясните их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения? (Работа любит не молодца, а незалежливого. Глаза страшатся, руки делают. Комар носа не подточит. Собирай по ягодке — наберешь кузовок.)
5. Выразительное чтение
— Прочитайте диалог мастера и Мити. С какой интонацией говорит мастер? Передайте при чтении волнение, озабоченность, беспокойство Мити о том, что он не сможет выполнить работу вовремя.
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Как старики говорили о бабушке? {«Хоть какая беда, а эта старуха ладно сдумает, тихонько скажет». А один старичок как-то сказал Ване: «Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена».)
— Автор восхищается Ваниной бабушкой?
Домашнее задание
Составить по произведениям Б. Шергина рассказ о бабушке. Написать о ней синквейн.