Урок 86. М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок - «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Пришвина; показать роль заголовка как «входной двери» в текст; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; сочинять на основе художественного текста.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Дома вы должны были составить текст об одном из животных. Послушаем ваши рассказы.
III. Актуализация знаний. Введение в тему
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с жизнью и творчеством писателя
— Что вы знаете об этом писателе? (Рассказы детей.)
2. Рассказ учителя об авторе
Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954) - автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Рассказы Пришвина о природе получили широкое признание, они являются классикой как образцы народного сказа и языка.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение текста М. Пришвина «Моя Родина»
(Читают хорошо читающие ученики и учитель.)
2. Работа над текстом
— О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? (Примерный ответ. Он вспоминает о том, как мама его вставала рано, до восхода солнца. Он однажды тоже встал рано. Мама угостила его чаем с молоком. Молоко это было кипяченое. Кипятили его в глиняном горшочке, и сверху оно всегда покрывалось румяной пенкой. А под пенкой этой оно было очень вкусное, и чай от него был прекрасным. После этого Михаил Пришвин стал вставать до солнца каждый день, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. К этому он так привык, что стал вставать до солнца каждый день, даже когда стал взрослым.)
— Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил. (Моя охота была и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался...)
— Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина» Пришвин объединил в одном рассказе? Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»? (Ответы детей.)
— Прочитайте обращение писателя к детям. Как он вас называет?
(Дети читают два последних абзаца.)
— Проверьте себя, внимательно ли вы читали рассказ М. Пришвина. Вставьте пропущенные слова.
1. Я однажды встал тоже....
2. Молоко было необыкновенно вкусное, и чай от него делался....
3. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию уже привык, что уже не мог проспать....
4. Моя охота была и тогда и теперь — ....
5. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо... и....
6. И охранять природу — значит....
3. Выразительное чтение по цепочке
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VIII. Подведение итогов урока
— Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина — край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным.
— Какие однокоренные слова можно подобрать к слову «Родина»? (Рождение, родители, родство, род, родимый, родной, родинка, родительский, отроду, родовитый, безродный и др.)
Домашнее задание
Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом. План записать в рабочую тетрадь.
Уроки 87, 88. И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: выставка книг и портрет И. Соколова-Микито-ва; магнитная азбука, рабочие тетради.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.
— Прочитайте медленно.
— Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.)
— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с утвердительной, с сердитой, с веселой, с ускорением, очень быстро).
III. Введение в тему
1. Беседа
— Что вы знаете о бобрах? Расскажите. (Рассказы детей.)
— Прочитайте, что здесь зашифровано. Запишите.
НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС-ВОТИКИМ
(Иван Сергеевич Соколов-Микитов.)
— Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. («Листопадничек».)
— Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ.
2. Чтение произведения И.С. Соколова-Мнкитова (Читают учитель и учащиеся.)
IV. Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
V. Работа по теме урока
1. Беседа по рассказу «Листопадничек»
— Понравилось ли вам произведение? Чем?
— Почему автор дал такое название рассказу? Можно ли его озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листо-падничками.)
2. Рассказ о писателе
— Хотите узнать подробнее об авторе? Слушайте.
VI. Проверка домашнего задания
— А сейчас мы послушаем рассказы, которые вы составили о летних прогулках по лесу.
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VIII. Подведение итогов урока
— Ребята, как вы поняли из наших уроков, зачем нужно постигать тайны природы? Чем является для человека природа?
Домашнее задание
Прочитать рассказ И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Не хочет косой косить косой;
Говорит: «Коса коса».
— Прочитайте скороговорку способом «птичий базар».
— Какие слова одинаковы по звучанию и произношению, но разные по значению? {«Косой» — в значении «заяц» и в значении «коса» — инструмент, которым косят траву. «Коса» — в значении «косая» и «коса» — инструмент.)
— Прочитайте с ускорением.
— Прочитайте очень быстро.
III. Работа по теме урока Выборочное чтение
— Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
— Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя звери?
— Кого встретил зайчонок во время путешествия?
— Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. Какие роли мы должны распределить?
(Читают по ролям: автор, зайчонок, бобр, бобриха.)
— Почему листопадничек остался в хатке бобров?
— Как провел зайчонок зиму?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Деление текста на части
- Как вы думаете, это рассказ или сказка? {Это сказка о животных: там животные разговаривают, путешествуют.)
- Разделим эту сказку на части и озаглавим каждую часть, т. е. составим план.
План
1. Мечта Листопадничка.
2. Подготовка животных к зиме.
3. Зайчонок в хатке бобров.
4. Пришлось остаться на зиму.
5. За долгую зиму большого страху натерпелся.
6. Наконец-то дома!
(Краткий пересказ текста по коллективно составленному плану.)
2. Характеристика героя
- Выполните задание 7 на с. 67. Запишите ответ в рабочей тетради.
— Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям?
- Представьте себя в роли зайчика Листопадничка и расскажите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали.
VI. Рефлексия
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VII. Подведение итогов урока
— Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?
Домашнее задание
Придумать продолжение этой истории. Записать ее в тетрадь. Какие еще приключения могли бы произойти с зайчонком?