Чтение стихотворения «Воробей»
- Следующее стихотворение Саши Черного так и называется — «Воробей».
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Найдите значение слова «вьюшка».
Вьюшка - в деревенском доме крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла.
— Перечитайте первое четверостишие стихотворения. Каким вы представили себе воробья? Какие слова, эпитеты помогли вам в этом? (Эпитеты: серый, юркий, сравнение — точно мышка. Он такой же маленький, серенький, юркий.)
— Прочитайте стихи жужжащим способом, прислушайтесь к их звучанию. Помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей? (Да, ритм такой, как будто воробей скачет: Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка, / Так, вот так, еще чуть-чуть... / Ветер сыплет снегом, злюка, / И на спинку, и на грудь.)
— Как поэт относится к воробью? (С нежностью, с любовью.)
— Прочитайте стихотворение выразительно.
Отгадывание загадок в пословицах
— Прочитайте загадки в пословицах, узнайте, о ком идет речь.
• Делать из мухи его.
• Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на него! (Слон.)
— Как вы понимаете выражение «делать из мухи слона»? (Раздувать что-то малозначительное.)
— Прочитайте стихотворение «Слон» самостоятельно. Подумайте, как его надо читать.
Работа в парах
— Прочитайте в лицах разговор слона с малышом. (Самостоятельная работа учащихся.)
Выразительное чтение стихотворений
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Вы прочитали три стихотворения Саши Черного. О ком они: о животных или о людях? Что объединяет произведения?
Домашнее заданиеВыучить стихотворение, которое больше всего понравилось. Нарисовать иллюстрацию к выбранному стихотворению.
Урок 81. А. Блок «Ветхая избушка»
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством А. Блока; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворение, отражая настроение; находить встихотворениях яркие, образные слова и выражения.
Оборудование: портрет и выставка книг А. Блока; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Конкурс чтецов стихов С. Черного.
III. Введение в тему. Ознакомление с жизнью и творчеством поэта
Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока
— Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю.
Кончил учитель урок,
Мирно сидит на крылечке.
Звонко кричит пастушок.
Скачут барашки, овечки.
Солнце за горку ушло,
Светит косыми лучами.
В воздухе сыро, тепло,
Белый туман за прудами.
Старый учитель сидит, —
Верно, устал от работы:
Завтра ему предстоит
Много трудов и заботы.
Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его из-нестный поэт Александр Александрович Блок.
Рассказ учителя об авторе
Александр Блок (1880—1921) первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором — помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.
Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе. Главные темы стихов Блока — Родина, человек, любовь, природа.
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 50. Рассмотрите портрет поэта. Прочитайте, как его зовут.
— Прочитайте название стихотворения. («Ветхая избушка».)
— Как вы понимаете это выражение - «ветхая избушка»?
Ветхий - разрушающийся от старости, дряхлый.
— Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей.)
(Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.)
— Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? (Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой. Он говорит: Весел ребятишкам/Быстрых санок бег... / Бегают, смеются, /Лепят снежный дом, / Звонко раздаются / Голоса кругом...)
— Прочитайте стихотворение выразительно.
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— В каком возрасте А. Блок написал первые стихотворения?
Домашнее задание
Прочитать стихотворение выразительно, выучить его наизусть.