Знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина
— Откройте с. 82-83 учебника. Посмотрите на этот разворот. Что вы видите, что можете еще сказать об этом писателе? (Дети вспоминают.)
— Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам нетолько вспомнить, но и узнать новое о поэте.
(Рассказ учителя об авторе.)
Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) прожил короткую жизнь, но благодаря ему русская литература стала одной из величайших литератур мира. Почти все наши великие писатели, поэты, художники, композиторы, многие ученые читали и перечитывали Пушкина, учились у него.
Знакомство с портретами А.С. Пушкина
На с. 82 учебника мы видим репродукцию портрета Пушкина, который был выполнен в 1827 г. выдающимся русским живописцем, современником поэта В. Тропининым. Считается, что это самый удачный портрет Пушкина, предельно точно передающий его облик: открытое, умное лицо, внимательные глаза, проницательный взгляд, свободная одежда, выразительная рука, рука человека, обладающего большой силой воли, привыкшая к труду.
Здесь же мы видим автопортрет и рисунки, выполненные самим поэтом. Свои рисунки он часто делал прямо в рукописях, на тех местах, где были записаны стихи. Мы видим, каким талантливым был этот человек.
V. Физкультминутка
Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели,
Травку пощипали,
Букашек поклевали
И тихонько поднялись,
Полетели дружно ввысь.
Закричали все тогда:
Га-га-га! Га-га-га!
VI. Продолжение работы по теме урока
Чтение текста об А.С. Пушкине
(Текст на с. 84-85 читают хорошо читающие ученики.)
Вопросы после чтения
(Работа в парах.)
— Перечитайте текст. Составьте по нему вопросы одноклассникам.
(Вопросы учителя.)
— Когда и где родился А.С. Пушкин? (6июня 1799г. в Москве.)
— Что значит предложение: «Пушкин вошел в жизнь празднично»? (В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I.)
— На каком языке говорили в семье Пушкина? (В семье говорили на французском языке.)
— Когда А. Пушкин начал сочинять стихи? (Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.)
— Кто учил его писать по-русски? (Писать по-русски учила его бабушка.)
— Кто ему рассказывал сказки? (Няня Арина Родионовна и дядька Никита.)
— Перечитайте статью на с. 84-85 учебника и разгадайте
кроссворд.
1. Слово, которым старуха бранила своего старика в «Сказке о золотой рыбке». (Простофиля.)
2. Язык, на котором написано первое стихотворение А. Пушкина. (Французский.)
3. Сколько лет исполнилось Саше, когда он впервые приехал к бабушке в имение Захарове? (Шесть.)
4. Город, в котором родился поэт. (Москва.)
5. Кем особенно хотелось быть старухе в сказке А. Пушкина? (Владычицей.)
6. Любимое время года поэта поможет узнать загадка. (Осень.)
Тучи серые несу Над землею вязкой, И рисую я в лесу Золотою краской.
— Какое слово получилось по вертикали? Допишите имя и отчество.
— О чем говорит поэт?
«Деревья в зимнем серебре» - ....
«Зимы блистательный ковер» —....
— Вспомните, как называется такой поэтический прием.
М... — оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства. (Метафора.)
3. Чтение стихотворения «За весной, красой природы...»
— Прочитайте стихотворение «За весной, красой природы...».
— О чем рассказывает нам автор?
— Каким настроением наполнено стихотворение?
— Прочитайте его выразительно.
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Чем занимались на уроке?
— Какой раздел мы начали изучать?
— Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения «За весной, красой природы...». Узнать новое о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Подготовить сообщение.
Урок 33. А. Пушкин. Лирические стихотворения
Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение стихотворения «За весной, красой природы...».)
— Послушаем ваши сообщения об Александре Сергеевиче Пушкине.
III. Речевая разминка
— Прочитайте пословицы и поговорки жужжащим способом.
• В зимний холод всякий молод.
• Зима без трех подзимков не становится.
• Зимой дороги не уровняешь — метель свое возьмет.
— Прочитайте с вопросительной интонацией, затем сразу с утвердительной (еще: с веселой интонацией, грустной).
— Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл пословиц и поговорок.
IV. Работа по теме урока
— Сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством А.С. Пушкина, учиться читать его стихи. Как вы думаете, о каком времени года мы будем читать? (Мы думаем, что стихи о зиме.) (Чтение стихотворения «Уж небо осенью дышало...» учителем.
Вопросы после чтения.)
— Ваши впечатления? (Когда я читал стихотворение, мне стало грустно, ведь наступила осень.)
— О каком периоде осени говорится в стихотворении? Докажите. (Здесь говорится о поздней осени, так как день становится короче, опадает листва, на полях туман, гуси улетают.)
— Как понимаете слово «караван»? (Караван — движущаяся вереница — друг за другом.)
— Найдите значение слова «сень». Сень — то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь.
— Прочитайте задание 1 на с. 86. Выполните его.
— К слову «скучная» найдите близкие по смыслу слова. Запишите в рабочую тетрадь. (Уныло, тоскливо, неинтересно, невесело, нудно...)
— Как можно озаглавить этот отрывок? («Осень», «Осень наступила», «Скучная пора» и др.)
— Приготовьтесь читать выразительно. (Выразительное чтение учащимися.)
V. Физкультминутка
Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.