Первичная проверка понимания и словарная работа

(Учитель спрашивает после чтения или показа диафильма)

— Понравилась вам сказка?

— Смысл каких слов был неясен?

Вещий каурка- вещий(предсказывает будущее ); каурка (масть лошади — светло-каштанового, рыжеватого цвета)

Худая одежонка — старая одежда.

Кликать — звать.

Добрая пшеница — хороший урожай.

Баловать - (обратить внимание на правильную постановку ударения в слове).

— Ребята, на с. 40, перед названием этой сказки, есть слова. Прочитайте их хором. (Как хорошо уметь читать.)

— Как вы думаете, что хотели сказать нам авторы учебника? (Конечно, хорошо уметь читать. Мы можем эту сказку и дру­гие сказки, рассказы прочитать сами.)

2. Работа над первой частью сказки

Сейчас вы будете сами читать сказку. А также мы поработаем над ее содержанием, чтобы сказка была более понятна.

— Попробуйте определить первую часть сказки.

(Детям дают несколько минут для чтения и нахождения этой части.)

— Прочитайте ее.

(Дети читают до слов «Скоро после того разослал царь гон­цов...».)

— Что мы узнаем из зачина сказки? (Мы узнаем, что у старика было 3 сына. Младшего все звали Иванушкой-дурачком.)

— Какая беда постигла старика? (Он посеял пшеницу. А ее кто-то стал мять да топтать.)

— Что решил старик предпринять, чтобы поймать вора? (Он велел своим сыновьям по очереди стеречь пшеницу.)

— Не напоминает ли вам этот эпизод какую-нибудь из про­читанных сказок? (Похоже на сказку «Иван царевич и Серый Волк». Только в ней вор был в саду, а не в поле. Там братья тоже по очереди стерегли сад.)

— Как каждый из братьев стерег поле? (Примерный ответ. Старший сын пошел стеречь, да захотелось ему спать. За­брался он на сеновал и проспал до утра. А дома он сказал, что всю ночь не спал, а вора не видел. Средний сын тоже всю ночь проспал на сеновале. А вот Иванушка всю ночь не спал, сидел на камне, вора дожидался.)

— Кто же оказался вором? Расскажите о нем. (Вором оказался конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)

— Расскажите, как Иванушка поймал вора. (Подкрался он к коню и разом накинул ему на шею веревку. Вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Конь хотел его сбросить, но Иванушка не отпускал.)

— Почему конь стал служить Ивану? (Он сам предложил это за то, чтобы Иван отпустил его.)

— Сразу ли Иванушка отпустил коня? (Нет. Он сначала спро­сил, как его потом найдет. И только узнав слова вызова, отпустил, взяв с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать.)

— Какой вывод из этого эпизода мы можем сделать. (Иван был не дурак, как его все звали. Он делал все правильно )

— Что же было дома, когда Иван вернулся поутру? (он рассказал правду, но ему никто не поверил, а все только посмеялись.)

— Перестал ли конь вытаптывать пшеницу? (Да, он перестал топтать пшеницу. Ведь он дал слово.)

Да, это очень важно: когда кто-то дает слово, его надо держать. С такими людьми надежно, им верят.

— Вспомним пословицы.

• Будь своему слову хозяин.

• Не бросай слов на ветер.

• Не слово хозяин хозяину, а хозяин слову хозяин.

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— С какой сказкой вы познакомились?

— К какому виду она относится?

— Назовите героев сказки «Сивка-Бурка».

Домашнее задание

Разделить текст сказки на части, подготовить чтение без оши­бок. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

Урок 16. Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества; знать элементы сказки; ха­рактеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий; составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба — на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

— Прочитайте. Откуда эти строчки? (Из сказки II. Ершова «Ко­нек -Горбунок».)

— Как вы думаете, почему мы сегодня вспоминаем эту сказку, ведь вы наверняка ее знаете? (Мы читаем сказку «Сивка Бурка», а они очень похожи.)

— Верно, продолжим нашу разминку. Прочитайте, начиная читать шепотом, затем все увеличивая силу голоса.

(Дети читают под руководством учителя.)

— А сейчас наоборот: начинаем громко, а потом все тише, закончим чтение шепотом.)

— Молодцы. Попробуйте прочитать быстро, скороговоркой. (Дети читают несколько раз.)

— А сейчас прочитайте выразительно, как бы вы читали ма­леньким детям.

III. Закрепление изученного

1. Работа над второй частью сказки

— На какие части вы разделили сказку? Назовите тему каждой части. (Вторая часть до слов «На другой день старшие братья снова в город поехали...». В ней говорится о том, как Иван первый раз ездил к Елене Прекрасной.)

— Почему братья поехали к царскому двору? (Они поехали не затем, чтобы самим скакать, а хоть на других посмо­треть.)

— Как вы думаете, почему они сами не хотели скакать? (На­верное, они понимали, что не смогут это сделать. И притом они были уже женаты.)

— Почему братья не взяли с собой Иванушку? Ведь он так просился с ними. (Они считали его дурачком, не брали с со­бой, чтобы не смешить людей.)

— Под каким предлогом Иван ушел из дома? (Он взял лукошко и сказал, что пошел за грибами.)

— Как Иван вернулся домой? Найдите в тексте отрывок. (Дети зачитывают отрывок о том, как Иван пришел с мухо­морами.)

— Так ли глуп Иван на самом деле? (Нет, он специально принес такие грибы, чтобы его и дальше считали дурнем. Он уже сам посмеивался над братьями.)

2. Работа над третьей частью сказки

— Найдите третью часть. (Третья часть до слов «На третий день братья снова собираются ехать...». В этой части гово­рится о том, как Иван ездил к царском двору во второй раз.)

— Как братья рассказывают своим женам о поездке? (Они го­ворят, что приезжал тот же молодец.)

— С каким чувством они это говорят? (С восхищением.)

— Что Иванушка говорит им? (- Братцы, а не я ли это там был ?А они отвечают: — Сиди, дурень, не болтай зря!)

3. Работа над четвертой частью сказки

— Найдите четвертую часть. О чем в ней говорится? (Чет­вертая часть от слов «На третий день братья снова собиралися ехать...» и до конца сказки. В этой части говорится, что Иван достиг поставленной цели, доскочил до окна и снял с пальца Елены Прекрасной перстень. По этому перестню его и узнали.)

— Для чего царь созвал всех на пир и как туда попал Иванушка? (Был приказ царя на пир явиться всем, чтобы никто не смел дома оставаться. А кто царским пиром побрезгает, тому голову с плеч долой!)

— Как Елена Прекрасная нашла своего жениха? (Она нашла его по своему перстню. Хотя он замотал руку, она попросила его развязать.)

— Как Иванушка стал молодец молодцом? (Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, и молодец молодцом, прямо и не узнаешь!)

— Как вы думаете, почему именно Иванушке, а не его братьям достались волшебный конь и Елена Прекрасная?

IV. Физкультминутка

Сказки

Мышка быстренько бежала, (Бег на месте.)

Мышка хвостиком виляла. (Имитация движения.)

Ой, яичко уронила! (Наклониться, «поднять яичко».)

Посмотрите-ка, разбила. (Показать «яичко» на вытянутых руках.)

Вот мы репку посадили (Наклониться.)

И водой ее полили - (Имитация движения.)

Вырастала репка хороша и крепка! (Развести руки в стороны.)

А теперь ее потянем (Имитация движения.)

И из репы кашу сварим, (Имитация еды.)

И будем мы от репки здоровые и крепкие. (Руки к плечам, показать «силу».)

Мы славная семья козлят.

Мы любим прыгать и скакать, (Прыжки на месте.)

Мы любим бегать и играться,

Любим рожками бодаться.

(Встают парами и указательными пальчиками обе­их рук показывают «рожки».)

Наши рекомендации